Красная цена - что означает это выражение?
Цена товара является универсальным регулятором отношений производитель-покупатель. Это тот самый показатель, благодаря которому продукция будет куплена (или же не куплена) и, соответственно, продавец сможет или не сможет осуществлять свою деятельность.
Правильный выбор цены – залог успешности финансовой политики товаропроизводителя. В мировой торговой практике накоплено достаточно информации об основных принципах ценообразования и факторах, на них влияющих.
От чего же зависит цена?
Рассмотрим главные факторы, влияющие на формирование рыночных цен. Их несколько:
- Количество рыночных субъектов (продавцов и покупателей). Чем больше их число, тем меньше колебание цен.
- Независимость этих субъектов. Как правило, чем меньше на рынке продавцов либо покупателей, тем больше у них возможностей влиять на формирование цены.
- Разнообразие товарного ассортимента. Чем оно больше, тем стабильнее позиции по отдельным видам продукции.
- Внешние ограничения (временные колебания соотношения предложения и спроса, государственное регулирование и т. п.).
Как формируется цена?
Реальная цена – это количество единиц определенной валюты, которое покупатель обязан отдать продавцу. Основное правило здесь таково – чем недоступнее (эксклюзивнее) товар, тем он дороже, и тем меньше желающих его приобрести. Нехватка определенных товаров для потребителей формирует более высокую цену на каждую единицу, что автоматически снижает спрос и уравнивает его с предложением.
Колебание цен на любые группы товаров влияет на их выпуск. Когда цена возрастает, выпуск и продажа данного продукта становятся привлекательными для большого количества производителей. В результате насыщения рынка цены снижаются. Часть товаропроизводителей бывает вынуждена выйти из игры.
Таким образом, цены заставляют производителей регулировать количество выпускаемого товара. Происходит это благодаря такому явлению, как спрос.
Спрос как понятие
Любой человек нуждается в разнообразных материальных благах. Абсолютное большинство из них он не создает самостоятельно, а приходит за ними на рынок. Но для приобретения желаемого покупатель должен располагать определенной денежной суммой. Потребности, подтвержденные способностью оплатить нужное, и есть спрос.
Таким образом, спрос характеризует связь между массой товаров, которую люди готовы оплатить, и их ценой. Т. е. спрос непосредственно зависит от цены. При изменении цены товара продавец должен просчитывать, каким образом это скажется на спросе и, соответственно, на объеме продаж.
Механизм формирования цен основан на столкновении интересов продавцов и покупателей. Этот во многом стихийный процесс действует непрерывно и характерен для любой рыночной экономики.
Другая составляющая этого механизма - предложение, т. е. объем выпущенной продукции, который производители в данный момент времени готовы предложить потребителю по определенной цене. О том, что результатом "встречи" спроса и предложения как раз является реальная цена товара или услуги, слышали, наверное, все.
Красная цена - что это такое?
Рыночная цена или цена равновесия - именно та, при которой товар будет обменен на деньги - ни больше ни меньше. Всегда ли товар предлагается к продаже по цене, близкой к реальной? Как оценить "справедливость" запрашиваемой суммы? Не секрет, что на взлет и падение спроса (а с ним и цен) на одни и те же товары влияет множество разнообразных факторов - от сезонных колебаний спроса до просочившейся информации о недоброкачественности продукта.
Именно при попытках субъективно оценить "правомерность" назначения продавцом той или иной платы за товар или услугу и родился, вероятно, термин "красная цена".
Что же он обозначает? Большинство людей слышали его за свою жизнь неоднократно, и "в обиходе" каждый примерно представляет, о чем речь. Но давайте посмотрим, как трактуют это понятие словари.
Даешь энциклопедию!
Экономический словарь трактует ее как наибольшую, т. е. самую высокую цену, которую можно заплатить за какой-либо товар. С ним солидарны словарь синонимов и фразеологический словарь.
В то же время, согласно определению, приводимому юридическим словарем, термин "красная цена" имеет сразу два значения. Первое из них - это та цена, которая устроит обоих участников сделки - и продавца, и покупателя. Второе значение - это сумма, которую называет покупатель в ответ на завышенные (на его взгляд) требования продавца.
Именно в этом последнем значении понятие "красная цена" и прижилось как в обиходе, так и в русской литературе. "Да ему красная цена - копейка!" - говорят обычно о дешевом или некачественном товаре, который пытаются продать втридорога.
Это понятие встречается именно в данном значении в произведениях русских классиков, например в "Мертвых душах" Н. В. Гоголя или в "Петре Первом" А. Н. Толстого.
Таким образом выражение вошло в обиход. И в настоящее время употребляется чаще всего именно в этом смысле.