Протагонист - это главный герой

Протагонист – это актёр, которому принадлежит право играть первую роль в трагедии. С этим понятием связаны некоторые интересные моменты в театральном и кинематографическом искусстве. Также протагонист – это главный герой в древнегреческой трагедии или драме.

Этимология слова

Произошло это понятие от греческих корней, обозначающих «первый», «состязаюсь», «борец». Если сложить все эти подсказки, проще было бы предположить, что значение слова "протагонист" заключается в слове «победитель». Ведь первым в состязаниях по борьбе становится тот, кому удалось одержать победу. Однако смысл это слово получило иной. И связано его появление было именно с сыгранной в Афинах античной трагедией Фесписа в 534 году до нашей эры.

Кто такой протагонист в современном искусстве?

Сегодня значение этого понятия расширилось. Протагонист – это уже главный герой не только трагедии, но и фильма, литературного произведения и даже компьютерной игры. Причём иногда в произведении фигурируют ложные протагонисты – герои, которые в начале производят впечатление главных, а затем пропадают вовсе. Подобное имело место быть в 1960 году. Именно тогда на экранах кинотеатров демонстрировались нашумевшие фильмы «Приключение» и «Психо».

Отличие понятий о протагонисте в классике и современном искусстве

Обычно в произведениях фигурируют протагонист и антагонист или группа антагонистов. В классических творениях положительному герою противостоят отрицательные – злодеи. Они, антагонисты, мешают протагонисту достичь своих целей. Либо сам положительный герой борется с ними – на этом и основывался классический сюжет. В современном искусстве всё намного сложнее. Зачастую протагонист – это и есть отрицательный злодей, которого пытаются схватить и обезвредить положительные герои. Однако, как, например, в фильме «Фантомас», положительные антагонисты вызывают смех и иронию, а вот самому главному герою, несмотря на его положение в обществе, зритель сочувствует. То же наблюдается в современных криминальных боевиках, например в серии произведений Евгения Сухова про вора в законе Варяга.

Нельзя отождествлять автора с главным героем!

Интересен такой факт: читатель в своём большинстве считает, что писатель обязательно вкладывает частичку своей души в образ героя. А зритель зачастую отождествляет актёра с сыгранной им ролью. Однако это не всегда так. Вернее даже - почти всегда не так. Протагонист – это личность, за которой автор наблюдает как бы со стороны. Хороший писатель не сможет чётко пояснить своё отношение к героям. Достаточно вспомнить замечательную фразу, характеризующую Льва Толстого, о том, что он – зеркало русской жизни. То есть автор – не протагонист, он даже не сочувствующий ему. Он – отражатель, увеличительное стекло, если хотите.

Автор может в своём произведении поднять тему, которая его волнует, но осветить её таким образом, чтобы привлечь к ней внимание публики, даже идя наперекор своим нравственным устоям. Заставить народ говорить о чём-то, взволновать стоячую воду – вот главное предназначение творчества. И то, насколько хорош протагонист, насколько нравственны его поступки, не даёт гарантии того, что и сам писатель – человек глубоко порядочный, духовно совершенный. Как и описывающий жизнь проституток, их переживания и трудности - вовсе не тот человек, который ратует за «ночных бабочек».

Фильм «РобоКоп» ярко демонстрирует такую позицию. Протагонист здесь на некоторое время изменяет себе, превращаясь из положительного героя в злодея. А автор вовсе не позиционирует себя ни "копом", ни роботом, ни злодеем. Он просто фантазирует, попутно закладывая в умы публики мысль о том, что не следует шутить с природой, что человек уникален, что всякие опыты над мозгом чреваты страшными последствиями.

Комментарии