ВАЗ-2101. Легендарная "Копейка"

"Жигули" ВАЗ-2101 - малолитражный советский автомобиль, первая модель, созданная по лицензии итальянского концерна "Фиат" на базе модели Fiat 124. Машина выпускалась с 1971 по 1982 год, всего было собрано 2 миллиона 700 тысяч единиц, и, таким образом, автомобиль может по праву считаться народным. При этом стоимость машины вполне соответствовала ее статусу. Базовая "Копейка" ВАЗ-2101, как ее прозвали автомобилисты, положила начало целому семейству моделей ВАЗ, это универсал 2102, улучшенная ВАЗ-2103, модернизированная 2106, модели 2105 и 2107. Все они собирались на шасси 2101 с использованием параметров и характеристик проверенной "Копейки".

Соглашение с итальянским автомобильным концерном

В августе 1966 года в Московском управлении Внешторга был подписан лицензионный контракт с итальянской фирмой "Фиат" о сотрудничестве в сфере производства легковых автомобилей. По условиям договора утверждался проект по строительству завода на территории СССР для выпуска трех моделей-прототипов Fiat 124: ВАЗ-2101 (седан), ВАЗ-2102 (универсал) и автомобиль класса люкс - ВАЗ-2103.

"Фиат 124" и российские дороги

Когда итальянский Fiat 124 вывели на российские дороги для тестирования по ряду параметров, результаты были неутешительными. Машина категорически не могла эксплуатироваться в условиях бездорожья СССР.

Главные проблемы заключались в недостаточной прочности коробчатого кузова, сделанного из тонкого металла, неэффективности задних дисковых тормозов и низком клиренсе. Кузов просто расклеивался при движении по выбоинам и ухабам, его конструкция была рассчитана на максимально широкие оконные проемы переднего и заднего стекла, тонкие стойки не выдерживали "скручивающих" нагрузок. Задние тормоза просто не работали, а низкая осадка машины была причиной ударов о грунт поддоном картера и выступающими элементами передней подвески.

В результате испытаний будущая модель ВАЗ-2101, характеристики которой нуждались в доработке, получила задние тормоза барабанного типа, дорожный просвет был увеличен на 30 миллиметров, а кузов, вместо точечной сварки, проваривался теперь полностью по всем соединениям. Кроме того, распределительный вал двигателя перенесли снизу наверх, это было сделано для удобства советских владельцев автомобиля, которые привыкли самостоятельно регулировать зазоры клапанов. Процесс был несложным, снимался воздушный фильтр с карбюратора, и крышка распредвала становилась полностью доступной. Нужно было открутить восемь гаек, прижимающих ее к блоку цилиндров. После снятия крышки прокручивался коленчатый вал по определенной схеме, в нужном порядке, с таким расчетом, чтобы поочередно освобождались клапаны. Каждый клапан проверялся на предмет зазора между его хвостовиком и коромыслом. При необходимости зазор уменьшался или увеличивался. После того, как были проверены зазоры на всех клапанах, крышка закрывалась, устанавливался обратно воздушный фильтр, и машина была готова к дальнейшей эксплуатации.

Первые шесть экземпляров модели ВАЗ-2101, фото которой представлены в статье, собрали в апреле 1970 года, конвейер опробовали в августе, а на заданную, но не полную мощность, сборочный цех вышел в следующем, 1971 году. Тогда было выпущено 172 176 автомобилей. В 1972-м с конвейера сошло уже 379 008 машин, а в полную силу завод заработал в 1974 году. По ходу производства модель совершенствовалась, отрабатывались покрасочные технологии, подбирались лучшие материалы для полной шумоизоляции и повышения общего уровня комфорта.

Индексация

Для индексации автомобилей, выпускаемых на автозаводе в Тольятти, было решено применить нормативы учета в соответствии с отраслевым документом министерства автомобильной промышленности - ОН 025270-66, в котором содержался регламент классификации автотранспорта.

Согласно предписанию, каждой новой модели должен быть присвоен четырехзначный индекс, первые две цифры которого - обозначение класса машины и ее предназначение. Две следующие цифры - это модель. Каждой модификации автомобиля присваивается дополнительная, пятая цифра, порядковый номер. Эксплуатация ВАЗ-2101 во многом зависела от цифр индекса, поскольку машины распределялись по климатическим поясам. Шестая цифра индекса обозначает климатическую привязку: 1 - для климата холодного, 6 - экспортный автомобиль для умеренных условий, 7 - экспортный вариант для тропиков, 8 и 9 - резервные позиции для прочих экспортных модификаций. Отдельные машины обозначаются как переходные, цифровыми комбинациями - 01, 02, 03, 04 и так далее. Как правило, цифровой набор предваряет буквенное обозначение, определяющее завод, который на постоянной основе производит данную модель автомобиля.

Силовая установка

Модель ВАЗ-2101 оснащалась высокооборотистым бензиновым двигателем, мощностью 64 л. с., с объемом цилиндров 1300 куб. см. Конструкция повторяла основные параметры широко распространенных рядных, четырехцилиндровых моторов. ГРМ состоял из приводной шестерни, натяжного механизма, распредвала и кулачков, приводящих в движение клапаны. Смазку обеспечивал насос, прогоняющий масло под давлением по всей системе двигателя. Охлаждение осуществлялось с помощью незамерзающей жидкости типа "Тосол", циркулирующей по замкнутому контуру с прохождением через радиатор. Горючая смесь подавалась однокамерным диффузорным карбюратором "Вебер". Зажигание обеспечивал контактный прерыватель роторного типа, связанный с приводом масляного насоса. В целом, двигатель был надежным силовым агрегатом, экономичным и недорогим в обслуживании.

Трансмиссия

На ВАЗ2101 устанавливалась механическая 4-ступенчатая коробка передач со следующими передаточными числами:

  • 3,75 - первая передача;
  • 2,30 - вторая передача;
  • 1,49 - третья передача;
  • 1,00 - четвертая (прямая) передача;
  • 3,87 - передача заднего хода;
  • шестерни переднего хода - косозубого профиля, зацепление постоянное;
  • шестерни заднего хода - прямые;
  • синхронизаторы - на всех передачах, кроме задней;
  • управление переключением - напольный рычаг;

Передача вращения на задние колеса

Автомобиль ВАЗ-2101 выпускался только в заднеприводном варианте. Крутящий момент передавался через карданный вал с интегрированной опорой. Крестовина с игольчатыми подшипниками была промежуточным звеном между карданом и фланцем планетарного механизма. Посредством дифференциала вращение передавалось на две полуоси заднего моста, связанные с тормозными барабанами, на которые с помощью четырех болтов крепились колеса.

Тормозная система

Центральная гидравлика, стальные трубопроводы, дисковые суппорты на передних колесах и барабаны на задних. Такова тормозная система ВАЗ-2101, эффективная и конструктивно надежная. Передние тормоза дисковые невентилируемые, чугунная конструкция, совмещенная со ступицей, обеспечивала пробег без замены с ресурсом 60 тысяч километров. Суппорт переднего тормоза состоял из двух цилиндров, с самовозвращающимися поршнями, которые под действием гидравлики давили на тормозные колодки, прижимая их к диску с двух сторон.

Задние тормоза ВАЗ-2101, барабанные, саморегулирующиеся, состояли из двух колодок, тормозных цилиндров и непосредственно барабана, на который монтируются колеса. К тормозным механизмам задних колес подводился эксцентрик стояночного тормоза, который был соединен посредством гибкого троса с рычагом-натяжителем, установленным в салоне, между передними сиденьями.

Ходовая часть

Передняя подвеска ВАЗ-2101, независимая, состоит из двух штампованных рычагов, смонтированных на передней балке с помощью сайлент-блоков. Верхний и нижний рычаги соединяются с поворотной цапфой шаровыми опорами. Левую и правую рычажную пару объединяет специальная профилированная штанга поперечной устойчивости, продетая в резиновые втулки. Назначение этого устройства заключается в поглощении колебаний передней подвески.

Задняя подвеска автомобиля ВАЗ-2101, маятниковая, состоит из рычагов, соединяющих кузов и кронштейны заднего моста по принципу шарнирного взаимодействия. Также задний мост и кузов соединяет балка поперечной устойчивости, не позволяющая колесам перемещаться в горизонтальной плоскости относительно кузова.

Как передняя, так и задняя подвеска подкреплены стальными витыми спиралями, совмещенными с гидравлическими амортизаторами.

Стоимость ВАЗ-2101

Большинство машин, сошедших с конвейера в Тольятти, уже несколько раз прошли капитальный ремонт. Слабое место ВАЗ-2101, фото подтверждают это, передние крылья, которые подвержены сквозной коррозии в местах над колесной аркой, а также пороги, которые плохо защищены от попадания внутрь воды и грязи. И тем не менее, в целом надежный автомобиль все еще продается и покупается. ВАЗ-2101, цена на который колеблется в определенных пределах, можно приобрести с рук или в автосалоне по продаже подержанных машин. Некоторые ухоженные экземпляры, с раритетными признаками, могут стоить достаточно дорого, их покупают преимущественно для коллекции, а не для разъездов. Старый автомобиль марки ВАЗ-2101, требующий ремонта, стоит примерно 20 тысяч рублей. Машины на ходу, в хорошем состоянии, оцениваются дороже, в диапазоне 30–80 тысяч рублей, а раритетные, с безупречным салоном, бесшумным двигателем и сверкающим экстерьером поднимаются в цене до 150 000 рублей, а иногда и выше.

Комментарии
Да я тоже приобрёл ваз 2101-11походу переходная мадель все с капья только ремни стоять сзади и дополнительная вентиляция кузвов 1979год гнилья нет лужонное днище