Техника руления: поворот руля при повороте. Скрип, хруст при повороте руля, что означают

Поговорим-ка о навыках обращения с рулем. Мало кто из водителей задумывается о том, например, насколько правильно он держит руль, считая это маловажным нюансом, который не влияет на качество вождения; или каким должен быть поворот руля при повороте. На самом деле существует целая техника обращения с рулевым колесом. Освоив ее, водитель сможет избежать множества неприятных ситуаций на дороге.

Как держать руль

Кроме того, умелое владение рулем поможет диагностировать ту или иную внештатную техническую ситуацию, которая может возникнуть в рулевом механизме. Чаще всего это неисправности элементов подвески в передней части автомобиля. Однако для того чтобы разбираться в таких нюансах, необходимо научиться правильно обращаться с рулем. Иначе вы просто не поймете, связан ли скрип при повороте руля с поломкой вашей машины, или же это просто небольшая яма на дороге.

К сожалению, очень часто водители, чей стаж более пяти лет, считают себя опытными, а значит - ограждёнными от всяческого рода дорожных невзгод. Они уже абсолютно не обращают внимания не только на шум при повороте руля, но даже и на то, как именно держат руль. А между тем неправильный рулевой хват может сыграть роковую роль на дороге. От этого не застрахован никто. На сегодняшний день существует два хвата руля:

  • глубокий - его еще иногда называют закрытым или полным;
  • неглубокий - неполный.

В первом случае руки лежат полностью на рулевом колесе: оно проходит точно по ладоням, пальцы при этом полностью обхватывают обод. Во втором случае руль проходит по фалангам четырёх пальцев, большой же находится внутри обода руля.

И тот, и другой варианты, по мнению большинства инструкторов автошкол, правильные. Однако новичкам, недавно освоившим технику вождения автомобиля, рекомендуется использовать именно закрытый хват, как наиболее удобный и безопасный. Такая посадка за рулем поможет в случае непредвиденного наезда колесом на небольшое препятствие или камень. Это как раз тот случай, когда при неглубоком хвате у новичка может просто выбить руль из рук, что приведет к изменению траектории движения автомобиля. А здесь и до аварийной ситуации недалеко.

Правильная посадка водителя

Нелишним будет заметить, что правильным расположением в водительском кресле является положение, при котором, откинувшись на спинку кресла, водитель должен достать обод руля вытянутыми руками, не сгибая их в локтях. Этот момент регулируется, как правило, расположением самого водительского сиденья, а также наклоном его спинки.

Следующим немаловажным фактором в процессе осваивания техники работы с рулевым колесом оказывается угол расположения рук водителя. Инструкторы и эксперты сходятся во мнении, что правильным является так называемый «часовой» режим расположения рук. Для того чтобы понять, как он работает, достаточно представить себе, что рулевой обод - это большие часы с цифровой разметкой, а руки водителя - воображаемые стрелки. Правильным расположением рук считается тот режим, когда левая рука находится на «десяти часах», а правая - на «двух».

При этом руки должны быть немного согнуты в локтях: это предохранит мышцы водителя от затекания и поможет оперативно отреагировать на дорожную ситуацию. Такое положение рук позволит эффективно провести поворот руля при повороте.

Движение рук

Существуют также три основных вида движения рук водителя во время руления:

  • рабочее;
  • холостое;
  • захват-отпускание.

Рабочие движения начинаются в момент захвата и «тянутся» до момента отпускания. При этом кисти рук двигаются по траектории руля. Затем идет холостое движение, при котором руль с момента отпускания двигается в свободном режиме. И, наконец, третье движение, которое осуществляют ваши руки, происходит с момента непосредственного захвата или отпускания с целью фиксации руля до момента, когда происходит поворот руля при повороте. Обладая этими нехитрыми навыками, вы скоро научитесь совершать любые маневры как в городе, так и на трассе.

Чего не стоит делать с рулем

К советам «бывалых» можно отнести и несколько мнений по поводу манеры кручения рулевого колеса и непосредственного хвата обода. Не стоит открытой ладонью, надавив на обод, пытаться выкрутить руль. Вам это, конечно, удастся, поскольку современные авто оснащены электроусилителями руля. Однако такой стиль рулёжки существенно снижает безопасность вхождения машины в поворот. Ваша ладонь просто может соскочить с руля по касательной в самый ответственный момент, не докрутив его до нужного положения. А это приведет к аварии.

Еще один важный момент: никогда не выпускайте руль из рук при движении автомобиля. Подобный вариант существенно ограничивает маневренность вашего авто.

Не стоит, если вы не гонщик-спортсмен, рулить в перчатках. Рано или поздно руки вспотеют, и вы снимете ненужную в машине вещь. Мало того что это придется делать на ходу, так еще и потные руки могут оказать существенное негативное влияние на весь последующий процесс езды. Руль может банально провернуться в ваших руках. Особенно это чувствуется, когда выполняется поворот руля при повороте. Кроме того, пот может серьёзно повредить кожаную оплетку.

Когда вы проводите маневры на парковке или просто разворачиваете машину, нежелательно выворачивать руль до полного упора и давить на него. Очень часто в этих случаях можно услышать скрежет при повороте руля либо надсадное гудение. Довольно плохой признак, говорящий о перегрузке электроусилителя.

Техника прохождения поворотов

Научившись грамотно держать руль в своих руках, можно осваивать и поворотную технику. Она довольно проста и не требует какой-либо теоретической подготовки. Здесь как раз нужно больше практики вождения автомобиля.

Исходя из вышеописанных аспектов удержания руля, водителям с различным стажем необходимо помнить, что качество вхождения в поворот напрямую связано с текущей скоростью вашего автомобиля. Иными словами, даже если вы будете правильно держать руль, но не рассчитаете скорость движения, при которой осуществляется поворот, возможна аварийная ситуация.

Начиная поворот, необходимо четко рассчитать так называемый «угол атаки»: соотношение ваших действий руками и ногами с текущей скоростью автомобиля. Если входить в поворот на большой скорости и при этом резко менять угол поворота руля, можно получить опрокидывание автомобиля. Так же как слишком плавные движения рулем при повороте и медленная скорость могут увеличить радиус поворота. Это тоже может привести к аварийной ситуации.

Датчик поворота рулевого колеса

Однако прогресс не стоит на месте, и современные производители автомобилей все чаще устанавливают на свою продукцию вспомогательные электронные механизмы, которые существенно облегчают жизнь водителю. Одним из таких механизмов является датчик поворота руля - довольно важный элемент безопасности всего автомобиля. Такие датчики устанавливают для определения направления движения, задаваемого непосредственно водителем. Его принцип действия заключается в определении угла поворота, направления поворота и угловой скорости рулевого колеса.

Именно этот датчик является элементом таких систем безопасности автомобилей, как: курсовая устойчивость, круиз-контроль, адаптивное освещение, а также активной подвески. Датчики бывают трех видов:

  • потенциометрический;
  • оптический;
  • магниторезистивный.

Как видно даже из названия, отличаются они друг от друга принципами физических измерений. Потенциометрический датчик угла поворота руля относится к контактному виду приборов. Принцип его устройства заключается в расположении двух потенциометров, закреплённых на рулевой колонке под углом в 90° относительно друг друга. Это позволяет определять относительный и абсолютный углы поворота рулевого колеса. Однако ввиду невысокой надёжности такие датчики сегодня практически не применяются.

Второй вид датчиков поворота руля намного сложнее и современней. Такая система измерений включает в себя: кодирующий диск, источники света, светочувствительные элементы, а также блок определения полных оборотов двигателя.

Универсальный датчик поворота руля

И, наконец, магниторезистивный датчик, который считается более универсальным, нежели два описанных, из-за своей способности определять не только относительный и абсолютный углы поворота рулевого колеса, но еще и его угловую скорость. В основе устройства лежат магниторезисторы. Измерения в таком случае снимаются с магнитов, расположенных на рулевом колесе.

Каждому положению магнитов соответствует свое расположение рулевого колеса. На основании этого электронный блок управления определяет величину угла поворота, его направление и скорость.

Автомобиль, в комплектацию которого входит датчик угла поворота рулевого колеса, позволяет совершать рискованные маневры даже неопытным водителям. Поэтому при покупке автомобиля следует досконально изучить его электронную систему безопасности.

На датчик надейся, а сам не гони

Но, полагаясь на датчики, все же не стоит забывать основные инструкции специалистов по вождению. А они гласят, что в основной своей массе главным отрицательным элементом вождения, который приводит к авариям, является скорость. Именно она, в случае превышения допустимых значений, переворачивает ваш автомобиль, бросает его в кювет или неуправляемый занос. Поэтому, если не соблюдается скоростной режим, вряд ли помогут вспомогательные датчики.

Самостоятельная диагностика

Освоив технику управления рулевым колесом, научившись грамотно входить в повороты и выполнять специфические маневры на своем автомобиле, можно задуматься о первичной диагностике, связанной непосредственно с рулевым механизмом. Довольно часто при повороте руля слышен стук, непонятные звуки, которым мы не придаем особого значения. Однако своевременная диагностика и определение характера неисправности могут существенно сократить ваши финансовые расходы, связанные с ремонтом.

Итак, вы повернули руль в какую-либо из сторон и услышали стук. Что означает этот факт? Скорее всего, нужно обратить внимание на состояние рулевых наконечников. Как правило, при повороте руля слышен стук в тот момент, когда они выходят из строя (дают неприятный металлический шум).

Если стук сопровождается еще и эдаким мерным гулом, то тут дело в подшипниках ступицы. Довольно неприятная поломка, если учесть, что ее игнорирование через какое-то время приведет к тому, что подшипник может просто развалиться в ступице, серьёзно ее повредив.

Как правило, окончательно убедиться в неисправности подшипника ступицы можно, лишь приподняв автомобиль. Именно когда колесо не зафиксировано, можно услышать равномерный гул при повороте руля.

А вот если у вас просто ослаблены гайки крепления колес, можно попасть в почти комичную ситуацию. Дело в том, что заезд к мастерам на СТО выльется вам не только в расходы времени и денег, но и в добрые насмешки. Вы же слышите щелчки при повороте руля, беспокоитесь, а это просто разболтались гайки крепления колес. И тут не надо никакого специального ремонта, достаточно подтянуть их ключом.

Замена гранаты - дело дорогое

Ну и, наконец, самый тревожный симптом. Если вы слышите характерный хруст при повороте руля, это значит, что у вас вышел из строя ШРУС или, как называют его в народе, граната. Правда, это касается лишь автомобилей с передним либо полным приводом. У заднеприводных авто такого элемента в конструкции нет.

Если обнаружился хруст при повороте руля, прежде всего, нужно четко установить, с какой именно стороны он доносится. Потому что, в отличие от наконечников рулевых тяг, этот элемент может меняться не парно. Иными словами, если у вас вышла из строя левая граната, нет нужды в профилактических целях менять еще и правую.

Определившись с «больной» стороной, вы должны готовиться к серьёзным финансовым вложениям. Сделать такой ремонт самому практически невозможно. Более того, такие важные узлы ходовой части автомобиля лучше покупать от оригинальных заводов-изготовителей, чтобы не нести дополнительные ненужные расходы в случае покупки некачественного товара.

Есть менее болезненный вариант ремонта, если у вас скрип при повороте руля (т. е. еще не хруст). Вашу гранату снимут и промоют. Иногда, в случае неполного ее выхода из строя, это помогает. Но в любом случае, как и со ступичным подшипником, помимо замены повреждённого узла, будут необходимы работы, связанные с развалом и схождением колес автомобиля. Потому что при монтаже углы наклона передних стоек будут нарушены.

Все описанные ситуации, когда появляются разнохарактерные щелчки при повороте руля, говорят о довольно дорогостоящем ремонте. Чтобы не пришлось чинить машину, необходимо время от времени заглядывать под нее, убеждаясь в целостности пыльников ШРУСа или надёжности ваших рулевых наконечников. А, как известно, хорошая диагностика - это уже половина выполненного ремонта.

Комментарии