Уния - это... Люблинская, Брестская, Кревская унии

Уния – это сообщество, союз, общность государств, политических организаций, религиозных конфессий. Чаще всего употребляется в смысле монархического единения нескольких держав под началом одного правителя.

Классификация соглашений

Реальная уния – союз, который заключают монархии, одновременно принимая единый порядок наследования престола. Наследник является будущим монархом для всех стран-участников соглашения. Подобная уния – крепкая, надежная – может быть расторгнута только в случае, когда один из участников меняет форму правления на республиканскую. Отмена монархической власти в одном или во всех государствах-членах влечет за собой распад союза или уменьшение его количественного состава.

Личная уния – это соглашение, которое заключается случайно, если один человек становится монархом в нескольких государствах в результате его родственных связей с двумя или тремя правителями или в случае необходимости. В странах-участниках не меняется и не унифицируется процедура престолонаследования. Такая уния обречена на распад. Рано или поздно претендент на трон воцарится в одном государстве, а в другом это может быть невозможно из-за особенностей законодательства.

Церковная уния – тип соглашения, который заключается между конфессиями. Цели и причины союза зависят от исторических обстоятельств.

Уния и конфедерация: в чем разница?

Часто такую форму объединения приравнивают к конфедерации. Стоит отметить, что такое отождествление не является правильным.

Во-первых, уния может возникать только с участием монархических государств. В этом ее главная особенность. Что же до конфедерации, то в такой союз могут вступать и республиканские государственные образования.

Существование унии не требует тесного политического или экономического сотрудничества. Не обязательными являются союзные договоренности. Иначе обстоят дела с конфедерацией. Подписывая соглашение, ее члены имеют друг перед другом определенные обязательства. Участники унии не теряют государственный суверенитет. Единый правитель-монарх приумножает свою власть. После подписания унии он является носителем суверенных прав каждой страны, входящей в союз.

Важная деталь юридического аспекта подписания договора о конфедерации – наличие соглашения с прописанными взаимными обязательствами. Это гарантирует политическое единение. А уния – это сообщество, которое может быть заключено без договора.

Важная особенность касается и ведения военных действий между участниками соглашения. Государства-члены унии не могут воевать друг с другом, поскольку правитель – единый, поэтому, объявляя войну внутри союза, он обязуется напасть сам на себя.

Политическое единение и династические соглашения

История знает множество случаев заключения подобных союзов. Один из наиболее ранних, известных и значительных – Кревская уния. Литва и Польша выступили сторонами договора. Как и многие другие союзы, этот был скреплен династическим браком, который заключили королева польская Ядвига и великий литовский князь Ягайло.

Уния 1385 года, подписанная в замке Крево, вносила определенные изменения в устройство обеих стран-участниц.

Причины заключения союза – ослабление обоих государств и давление, которое оказывалось на них извне: со стороны Тевтонского ордена, Московии, Золотой Орды. Еще до Кревской унии Литва подписала несколько договоров и с московским князем, и с тевтонцами, которые должны были существенно повлиять на ход событий, но реализованы не были.

Суть договора в Крево

Согласно договору, Ягайло становился королем Польши. Это налагало на него ряд обязательств:

  • Новый правитель обязался распространить в Литве латиницу.
  • Ягайло должен был выплатить герцогу Австрии Вильгельму компенсацию за нарушенный брачный договор, согласно которому последний должен был взять в жены Ядвигу.
  • В Литве необходимо было ввести католицизм.
  • Ягайло должен был вернуть Польше земли бывшей Руси и наращивать территории королевства. Уния литовская и польская обязала его увеличить количество пленных.

Проще говоря, Ягайло становился единым правителем для Литвы и Польши, но при этом раздельными оставались денежная система и казна, законодательство, таможенные правила, существовала граница, были отдельные армии для каждого государства-члена соглашения. Кревская уния вызвала несогласие со стороны знати Литвы и бывшей Руси, но послужила базой для союза в Люблине. Территория Польши увеличилась.

Исторические предпосылки Люблинской унии

Многие годы после подписания договора в Крево велись споры между литовцами и польской шляхтой за права и уровень влияния в стране. В процессе нарастания землевладения менялась и структура привилегированного сословия в обеих странах. Для двух государств существовали различные особенности развития класса феодалов: польская шляхта была однородной, все ее представители были наделены равными правами, а все различия были ликвидированы; литовские магнаты – поляризированное сословие. Под «полюсами» подразумеваются два вида знати:

  • Крупные землевладельцы (магнаты), которые обладали практически неограниченными правами и привилегиями. Они не подлежали местным судам – только суду Великого Князя. Кроме того, они могли занимать важнейшие должности в государстве. Кроме огромного количества земель, в их власти были значительные резервы рабочей силы.
  • Мелкие и средние землевладельцы. У них не было таких политических и экономических рычагов влияния, как у первой группы (меньше земель, рабочей силы, возможностей). Кроме того, они часто становились жертвами жадности крупных магнатов, поскольку зависели от них.

По причинам жажды справедливости (или большей власти и влияния), представители второй группы добивались равенства, какое должно было быть среди шляхты.

Но проблема заключалась не только в борьбе магнатов – представители Польши и Литвы не всегда могли договориться об общих военных походах, что делало оба государства уязвимыми. Польская верхушка боялась потерять земли Литвы, поскольку правящий в то время Сигизмунд-Август был последним представителем Ягеллонов – смена монаршего рода могла вызвать отделение некоторых территорий.

Как договаривались литовцы и поляки?

Люблинская уния – первое соглашение между Польшей и Литвой, которое было тщательно спланировано в качестве конституционного акта. Главной идеей была инкорпорация Литвы в состав Польши. Длительное время велись переговоры, которые должны были урегулировать все неточности.

Объединительная уния 1569 года должна была быть подписана в ходе зимнего польско-литовского сейма. Переговоры были тяжелыми, единства достичь не удалось. Причиной кризиса стали требования литовской стороны: коронация должна была состояться в Вильно, правителя нужно было выбирать только на общем сейме, а в Литве государственные чины должны были занимать только местные уроженцы. Польша не могла принять такие требования. Кроме того, литовцы, недовольные происходящим, покинули сейм.

Но им пришлось в скором времени вернуться и продолжить переговоры. Существовало множество причин, которые толкали Литву искать поддержку в лице Польши:

  • Страна многое потеряла в ходе Ливонской войны.
  • В государстве нарастало недовольство землевладельцев.
  • Литва вела войну с Московским царством, в которой не была сильнейшей стороной.

Чтобы быстрее «уговорить» литовцев, польский король аннексировал Волынь и Подлясское воеводство и пригрозил отобрать привилегии у отступников. Все снова собрались в Польше. Литовская сторона присягнула на верность Сигизмунду-Августу. Снова начала готовиться к подписанию уния. Польша возлагала большие надежды на это соглашение.

Подписание соглашения

Сейм возобновил работу в июне 1569-го, а в первый день июля участники заключили союз. Люблинская уния провозглашала образование единого государства Речи Посполитой. Послы Литвы и Польши в торжественной обстановке подписали договор. Через 3 дня соглашение дополнительно подтвердил король.

Однако принятие союза не решило всех проблем, и сейм продолжился. Отдельные вопросы урегулировались в течение месяца после официальной процедуры подписания и ратификации. Была решена задача распределения полномочий, создан сейм, состоящий из двух палат. Уния закрепила то, что было начато Кревским соглашением.

Главные идеи союза в Люблине:

  • В государстве должен быть единый правитель – король, которого выбирал сейм.
  • Денежная система, сенат и сейм были общими для польской и литовской территорий.
  • Уравнивались в правах польские и литовские шляхтичи.
  • Литва сохранила часть символов своей государственности – печать, герб, армию, администрацию.

Итоги Люблинского соглашения

Литовцам удалось сохранить язык, законодательную систему и ряд признаков государственности. Польша усилила влияние и увеличила размер территорий. Речь Посполитая несколько веков была сильным противником на мировой арене. Кроме того, удалось распространить католицизм и создать культурную польскую общность.

Негативными моментами оказались разрастание бюрократического аппарата и увеличение коррупции. Выборность короля порождала активную борьбу внутри сейма, что за несколько веков привело Речь Посполитую к краху.

Отрицательные черты полнее всего проявились в вопросах религии. У населения Литвы не было возможности выбирать веру – католицизм насаждался практически насильно. Православие запрещалось. Противники католицизма были «вне закона» - их лишали всех прав, подвергали гонениям. На украинских территориях, которые находились под властью Речи Посполитой, начали возникать братские школы.

И в то же время уравнивалась в правах шляхта, были проведены реформы в политической, законодательной, экономической сферах. Так что последствия Люблинской унии нельзя оценивать однозначно.

Церковные соглашения

История христианства знает немало попыток вернуть целостность религии. Напомним, что в результате раскола 1054 года образовались католицизм и православие. Они стали отдельными ветвями христианства. Практически тогда же были предприняты первые попытки унии – объединения.

Католицизм и православие имеют разные традиции, обряды. Согласия достичь не смогли. Главная причина – отказ православных подчиниться Папе Римскому. Католики не могли принять условий, выдвигаемых оппонентами: православные требовали отказа Папы Римского от верховенства в церковной иерархии.

С годами православие ослабело, и понадобилась поддержка католицизма в борьбе с различными угрозами. В 1274 году было подписано Лионское соглашение, направленное на общую борьбу против татаро-монгол, а в 1439 году – Флорентийская уния. На этот раз союз был направлен против турков. Эти соглашения были непродолжительными, но «движение за унию» приобретало все больше и больше поклонников.

Предпосылки Брестского союза

Брестская уния – соглашение, которое породило новую конфессию и многие века вызывает споры.

В XVI веке православную церковь нельзя было назвать образцом морали и духовности – она переживала серьезный кризис. Появление традиции патроната, когда храм был фактически собственностью магната-покровителя, привнес в религию многие светские черты. В дела церкви вмешивались даже мещане. Имеются в виду братства – городские организации, которые имели право контролировать даже епископов. Церковь утратила влияние и репутацию защитника прав верующих.

Униатское движение возобновилось из-за активизации иезуитов в Польше. Появляются полемические тексты о пользе унии. Их авторами были проповедники и философы – Венедикт Гербест, Петр Скарга и многие другие.

Активизировались униаты после «календарной реформы» Григория XIII – в результате религиозные праздники православных и католиков разошлись во времени. Это ущемляло права православного населения, проживавшего на территории Речи Посполитой.

В результате комплексного влияния этих причин была подписана Брестская уния.

Суть соглашения

В 1590 году в городе Белз был проведен церковный съезд. На нем с призывом заключить унию выступил Гедеон Балабан. Его инициатива была поддержана многими епископами. Через 5 лет необходимость союза признал Папа Римский.

Берестейская уния должна была быть подписана в 1596 году. Но распри не прекращаись. Съезд, который собрался для подписания договора, раскололся. Одну часть составляли поклонники православия, другую – униаты. Камнем преткновения выступила необходимость подчиняться Папе Римскому. В конечном итоге унию подписала только часть собрания. Православное же духовенство союз не признало. Подписание договора состоялось под руководством митрополита Михаила Рогозы.

Условия:

  • Униаты признавали подчинение Папе Римскому.
  • Духовенство имело равные права с католическими церковными иерархами.
  • Догматы веры – католические, обряды – православные.

Таким образом, результатом попытки объединения стал еще больший раскол. На основе православия и католицизма появилась еще одна вера. Теперь униатство навязывали силой – православные оказались в еще худшем положении, чем до Берестейского (Брестского) соглашения.

Напоследок добавим: уния – это фактор объединения, но, как показывают исторические факты, не всегда союз шел на пользу всем сторонам-участникам.

Комментарии