Гондольеры - это кто такие? Венецианские гондольеры

Гондола и гондольер – эти два слова плотно укоренились в Венеции. Именно этот вид транспорта считается легендарным символом этого города. Сама Венеция возникла из сельских селений, которые были разбросаны по лагуне небольшой реки. Со временем появилось множество каналов, и образовался огромный водный лабиринт. Шли годы, город рос, и для того чтобы перемещаться, использовались гондолы (небольшие лодки), которые были единственным возможным транспортом.

Сейчас существует много театральных постановок, легенд, повестей и даже романов, которые посвящены венецианским гребцам или где они играют не самую последнюю роль. Существует даже «Гондольеры» - фильм, который специально снял про них Стивен Кинг. Эти лодочники прочно вошли в быт, историю и культуру Венеции и Италии в целом. И по праву считаются самой известной достопримечательностью города. Нет такого туриста, посещавшего Венецию, который хоть раз не покатался бы на гондоле.

Гондолы

Из всего водного транспорта именно эта лодка подошла более всего. Она легкая, вместительная, маневренная и быстрая. По своему изяществу лодка не уступает небольшим яхтам высшего класса. Было принято решение строить гондолы лишь с плоским дном, так как их предназначение – перевозить людей и грузы по мелким каналам и протокам.

Гондольеры

Этими лодками нужно управлять. Гондольеры – это как раз люди, которые этим и занимаются. Изначально они стояли в центре лодки, но для размещения как можно большего количества пассажиров «рабочее место» перенесли в начало судна, на корму. Значение слова «гондольеры»: управляющие лодкой, гребцы.

Благодаря этой перестановке появились и новшества: потребовалось тяжелое длинное весло, которое делали из прочного и плотного бука. Чтобы манипулировать им, от гондольера требовалась значительная ловкость и сила. А второе новшество – положение весла, которое служило для управления. Для того чтобы оно крепко держалось, была придумана уключина (вилка). Ее изготавливали из орехового дерева. В этой уключине был ряд пазов, в которые по очереди вставлялись весла. Можно было менять длину рычага и тем самым регулировать скорость гондолы.

После весел необходимо было изменить и нос у лодок, и его утяжелили, в противовес гондольеру, который находился на корме. Таким образом, появилось и еще одно новшество – «железо». Так называют тяжелую металлическую пластину с 6 зубцами, расположенными горизонтально и завитыми кверху. Внешне это напоминает гребень головного убора дожей Венеции.

Немного о профессии

Она требует от человека особого мастерства, причем обычно оно передается по наследству. Гондольер венецианский начинает свое обучение еще мальчишкой. Уже с 10 лет его тренируют владеть веслом и обучают истории, пению и иностранным языкам. У гондольеров даже есть свои песни, которые называются баркаролами. Слово итальянское и произошло от «лодки».

Особое внимание уделяется богатым туристам. На сегодняшний день гондольер венецианский – это особая каста красавцев, знающих несколько языков, владеющих аристократичными манерами и умеющих отпускать самые изысканные комплименты прекрасному полу. Причем возраст не имеет значения. Поэтому гондольеров часто представляют в образе альфонсов, пользующихся особым спросом.

Профессия: гондольеры - кто это?

Они неторопливы и имеют чувство собственного достоинства. Имеют собственную униформу, которая состоит из соломенной шляпы, обрамленной лентами, и полосатой футболки. Эту профессию считают очень престижной, поэтому лицензии жестко ограничены. Всего их могут выдать строго 425 - ни меньше, ни больше.

Женщины-гондольеры

Так сложилось, что гондольеры – это всегда мужчины, но в 2009 году традиция, которая соблюдалась веками, была нарушена. Босколо Джорджия, которой было всего 23 года, успешно смогла сдать экзамены и первая в мире среди представительниц прекрасного пола получила лицензию. Это вызвало большое недовольство у мужчин. Даже ее отец, хоть втайне и гордится своей дочерью, не одобряет выбранную ей профессию.

Традиции гондольеров

В Венеции есть светофоры, которые находятся на всех перекрестках для регулировки движения. Но гондольеры им все же не доверяют, и в местах пробок предпочитают громко кричать, предупреждая о своем прибытии. Традиция эта сохранилась с давних времен.

Лодки всегда красились в черный цвет. Но для привлечения туристов гондольеры начали нарушать привычные традиции и украшать свой водный транспорт неоновыми лампочками, золотыми покрывалами и подушечками. Но власти пригрозили отбирать лицензии у тех, кто будет нарушать сдержанность и изменять правила. Поэтому старинная традиция сохранилась.

Гондольеры – это известные обаятельные «мачо». Есть у них и свои собственные песни (о них мы уже упоминали), которые они исполняют, а вот современные и популярные в их фольклор не входят. Поэтому в ремесле предпочтительны венецианские традиционные мелодии.

Лицензия и наследство

Право получить членство в клубе гильдии гондольеров может передаваться лишь по наследству. Причем только к сыну от отца. А вот попасть туда постороннему человеку довольно непросто. Если гондольер умер, то его лицензия передается только прямому наследнику, и последний может ее в дальнейшем продать.

Стоимость ее очень высокая, но это оправдывается, так как зарплата у лодочников далеко не маленькая. Всего за 30 минут они зарабатывают по 100 евро. А рабочий день довольно длинный и может продолжаться до 15 часов.

Перед тем как человек получает лицензию, необходимо сдать два экзамена: сначала теоретическую часть, а потом уже практику. Вообще существуют даже специальные курсы продолжительностью в девять месяцев. Здесь немаловажно уметь правильно управлять гондолой.

Рабочие нюансы

Гондольеры – это люди, которые должны хорошо знать город и все каналы, иметь ораторские способности и отличный голос, так как им приходится петь множество песен. Но некоторые, например баркаролу, лодочники исполняют лишь за дополнительную оплату. Цена договорная. Нередко бывает, что на борт гондолы приглашают артистов и певцов с аккомпанементом.

Форма специальная – обязательна соломенная широкополая шляпа, к которой прикреплены ленты, полосатая футболка, и поверх нее можно надеть простую белую рубашку. Дресс-код прописан в правилах, и соблюдать его необходимо неукоснительно.

Техника гребли

Благодаря тому что форма гондолы асимметрична, гребец может управлять ею только при помощи одного весла. При этом он находится сбоку от разделяющей линии, которая делит лодку пополам. Управляет гондольер с носовой части веслом (оно же является рулем).

Техника больше толчковая, чем гребковая. Гондольер сначала раскачивает лодку и совершает веслом движения по определенной траектории.

Соревнования

Гондольеры – это профессионалы, которые оттачивают свое мастерство не только на работе, но и на спортивных состязаниях. В каждое первое сентябрьское воскресенье в Венеции проводят Историческую регату. Изначально, перед соревнованиями, устраивается парад из гондол, а уже после соревнуются гребцы, показывая свое мастерство и искусство. Дистанция – семь километров. Причем существуют соревнования и внутреннего масштаба – они проводятся между определенными районами и островами или даже гондольерскими кланами-семействами.

Комментарии