Апологетика - это... Апологетика и патристика

Период средневековой философии в Европе охватывает десять веков (с V по XV). Эпоху средних веков в философии принято разделять еще на три последовательных этапа: это апологетика, патристика, схоластика.

Главной чертой средневековой философии являлся теоцентризм, а сама она основывалась на библейских догматах. По мнению многих людей, эпоха Средневековья ассоциируется с «темным временем», когда европейская наука практически остановилась в своем развитии. Однако так ли было на самом деле? Статья рассказывает о таких периодах Средневековья, как патристика и апологетика, а также об их самых известных представителях.

Апологетика и патристика

Философию Средневековья иногда весьма удачно называют «философией текста», ведь философы того времени в основном занимались трактовкой религиозных писаний. Сам период начинается в V веке, и ученые связывают его начало с крахом могущественной Римской империи. Апологетика и патристика – это как раз первые периоды в философии Средних Веков, следующие друг за другом. Именно об этих периодах пойдет речь в данной статье.

Апологетика – это первое течение средневековой философии, возникшее с целью защиты идей христианства от господствующих на то время идей языческих. Апологеты видели в основе философии учение христианства.

Позже возникает патристика – учение так называемых «Отцов церкви», которые изложили ключевые положения христианской философии и богословия. В это время были разработаны комплексные религиозно-спекулятивные системы.

Что означает слово "апологетика"

В переводе с греческого языка «apologia» означает «защиту». Апологетика - это защита раннего христианства от язычества. Самым известным апологетом был Юстиниан Мученик.

Слово «апологетика» в философии появилось совсем не случайно. Дело в том, что сочинения защитников христианства назывались именно апологиями. Позже этим названием стали именовать и весь исторический период.

Главные задачи ранних апологетов

Защита христианских общин и отстаивание права на исповедование новой религии – вот первоочередные задачи, которые ставила перед собой апологетика. Это выражалось в написании трудов, которые были адресованы в первую очередь представителям власти – императорам и наместникам. В своих сочинениях апологеты пытались убедить правителей в лояльности поклонников своей новой религии. Большую часть своих трудов они как раз направляли властным мужам, дабы те их прочли.

В условиях постоянных притеснений апологеты всеми силами пытались добиться признания своей религии. Обращались они и к своим поклонникам, к ранним христианам. При этом они всячески внушали им идею исключительности и избранности и поощряли мученичество.

Первые апологеты и их отношение к философии

Как относилась христианская апологетика и её представители к философии как таковой? Это тоже весьма важный вопрос, в котором стоит разобраться. В целом стоит отметить, апологеты относились к философии скорее с опасением и некой враждой. Господствующую языческую философию они противопоставляли Божьей мудрости. В то же время апологеты не исключали возможности, что некоторые язычники «просветлялись» именно благодаря философии и переходили к христианству.

Многие исследователи считают, что апологеты по сути своей и не были философами как таковыми. Они, скорее, риторы. Дискутируя с образованными и подкованными язычниками, они поднимали вопрос о Христе с целью доказать, что все хорошее и разумное в язычестве было не чем иным, как проявлением Христа-логоса.

Труды ранних апологетов начали появляться еще со второго века. Среди самых известных апологетов – Юстин Мученик, Аристид, Татиан Ассирийский, Афинагор, Квинт Тертуллиан и другие богословы-философы.

Марциан Аристид из Афин

Первая апология, которая дошла до наших дней, датирована учеными 125 годом нашей эры. Это труд Марциана Аристида из Афин, который был адресован римскому императору Адриану (или Антонину Пию).

В тексте апологии Аристид говорит о том, что мир приводит в движение некая посторонняя сила, которая и есть Бог. Сам же Бог – совершенный, недосягаемый и недвижимый. При этом Аристид считает неправильным почитать, как настоящего Бога, различные божества эллинов, ведь они имеют человеческие недостатки, а потому – несовершенны. Именно из-за неправильных представлений о Боге, по мнению философа, имеют место междоусобицы и войны между людьми. Аристид уверяет, что только христиане имеют правильное представление о Боге и призывает почитать его все народы.

Юстин Мученик из Самарии

Без учения Юстина Мученика очень сложно представить себе такой период философии, как апологетика. Это путешествующий философ-богослов, живший в 110-167 годах. Погиб мученической смертью в Риме.

От него сохранилось три труда: «Первая апология», «Вторая апология», а также «Диалог с Трифоном-иудеем». Философия, по мнению Юстина, как раз и является той дорожкой, которая ведет нас к Богу. По рассказам самого Юстина, судьбоносной для него стала встреча с одним стариком, с которым он завел беседу о Боге и душе. Старик поведал Юстину, что обо всех истинах можно прочитать в старом и новом Завете. Именно после этого разговора, по признанию Юстина, он и стал философом.

Татиан Ассириец и его труд

Средневековая апологетика подарила миру еще одного выдающегося мудреца: это Татиан Ассириец, который жил примерно в 120-175 годах нашей эры. Он много путешествовал, а когда прибыл в Рим, то стал учеником Юстина Мученика (незадолго до его смерти).

Главный труд Татиана – «Речь против эллинов», написанная в 166-171 году. В своем труде философ противопоставляет античной философии христианское учение, называя его «нашей философией». К своим оппонентам Татиан относится крайне презрительно, считая, что они «плетут всё, что им вздумается». Именно по этой причине, по мнению мудреца, античные философы очень много спорят друг с другом. Татиан отрицает, что греки изобрели философии, называя «нашу философию» таковой, которая древнее самого письма. Многие философы, по мнению Татиана, просто-напросто переделали писания и учения Моисея и других подобных ему мудрецов.

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан из Карфагена

Христианская апологетика невозможна без этого имени. Фраза «Верую, ибо абсурдно» ("credo quia absurdum") является пересказом фрагмента его труда. Тертуллиан внес в католическую церковь множество латинизированных понятий.

Тертуллиан жестко критикует языческую философию, противопоставляя ей концепцию чистой веры, без претензий на интеллектуализм. Он известен как автор парадоксов, в которых вера ставится выше, чем разум, а нелогичность какого-либо факта должна лишь усиливать веру человека. «Верю, ибо абсурдно…».

Августин Блаженный и его учение

Ярчайшим представителем патристики является Августин Блаженный, оказавший значительное влияние на всю средневековую философию. В своем учении ему удалось удачно соединить неоплатонизм и постулаты христианства. На этой основе он трактует зло как недостаток добра.

«Верую, чтобы понимать», - вот основной девиз теории познания Августина. Не отказываясь от рационального познания, он утверждает безоговорочное доминирование веры. Единственное спасение человека, по убеждению Августина Блаженного, находится в принадлежности к христианской церкви. Более совершенной богослов считает душу человека, а потому настаивает на том, чтобы уделять больше внимания именно ей, подавляя при этом чувственные наслаждения и порывы.

Комментарии