Западная патристика: представители, основные учения и содержание

В становлении христианского богословия и философии огромную роль сыграло такое направление, как патристика. Представители этого пласта религиозного мышления часто называются еще Отцами Церкви, отсюда и название от латинского слова Pater, то есть отец. Во времена зарождения христианской философии эти люди часто оказывались лидерами мнений в христианских общинах. Они также повлияли на складывание догматики по многим очень важным проблемам. Историки датируют период патристики от раннего христианства до седьмого века нашей эры. Изучением этой эпохи, а также ее основных достижений занимается специальная наука.

Периодизация

Традиционно это направление христианской мысли делится на западное и восточное. Говоря иными словами, речь идет о римской (латинской) и греческой патристике. Это деление основано на языке, на котором написаны основные произведения этой эпохи. Хотя некоторые Отцы Церкви почитаются одинаково как в православии, так и в католицизме. Хронологически патристика, представители которой охарактеризованы в данной статье, делится на три крупных периода. Начальный длился до Никейского собора 325 года. Расцвет его приходится на времена до 451 года, а упадок продолжался до седьмого века.

Период до Никейского собора - начальный

Традиция говорит также о том, что в самые ранние времена уже существовала патристика. Представители ее писали первые литургические тексты и предписания церковной жизни. Принято относить к Отцам Церкви и апостолов, но исторических данных об этом сохранилось очень мало. Можно воспринимать в таком качестве разве что Павла, Петра, Иакова и других учеников Христа. Первых представителей патристики называют еще Апостольскими Отцами. Среди них можно вспомнить Климента Римского, Тертуллиана, Киприана, Лактанция и Новациана. Благодаря им сформировалась западная патристика. Идеи и представители этого течения преимущественно связаны с апологией христианства. То есть эти мыслители пытались доказать, что их вера и философия ничем не хуже, а намного лучше, чем у язычников.

Тертуллиан

Этот страстный и бескомпромиссный человек был борцом с гностицизмом. Хотя он всю свою жизнь занимался апологетикой, ему можно отдать пальму первенства в становлении догматики ранней церкви. Он не излагал своих мыслей системно – в произведениях этого богослова можно найти смешанные рассуждения об этике, космологии и психологии. Можно сказать, что это уникальный представитель патристики. Недаром, несмотря на свое стремление к ортодоксии, под конец жизни он примкнул к диссидентскому течению внутри христианства – монтанистам. Тертуллиан был настолько яростным врагом язычников и гностиков, что обрушивался с обвинениями на всю античную философию в целом. Для него она была матерью всех ересей и уклонов. Греческая и римская культура, с его точки зрения, отделена от христианства пропастью, которую невозможно преодолеть. Потому знаменитые парадоксы Тертуллиана противостоят такому явлению, как патристика в философии. Представители же позднейшего периода пошли совершенно иным путем.

Эпоха после Никейского собора – расцвет

Это время считается золотым веком патристики. Именно на него приходится основная часть написанной Отцами церкви литературы. Основная проблема классического периода – дискуссии по вопросу о природе Троицы, а также полемика с манихейцами. Западная патристика, представители которой защищали Никейский символ веры, может похвастаться такими умами, как Иларий, Мартин Викторин и Амвросий Медиоланский. Последний был избран епископом Милана, а его произведения скорее напоминают проповеди. Он был выдающимся духовным авторитетом своего времени. Он, как и другие его коллеги, находился под сильным влиянием идей неоплатонизма и был сторонником аллегорического толкования Библии.

Августин

Этот выдающийся представитель патристики в молодости увлекался манихейством. Вернуться в лоно христианства ему помогли проповеди Амвросия. Впоследствии он принял священнический сан и до самой смерти был епископом города Гиппон. Сочинения Августина можно считать апогеем латинской патристики. Главные его труды – «Исповедь», «О троице» и «О граде Божием». Для Августина Бог – это высшая сущность и одновременно форма, благо и причина всякого бытия. Он продолжает творить мир, и это отражается в истории человечества. Бог является как предметом, так и причиной всякого познания и действия. В мире существует иерархия творений, а порядок в нем, как полагал богослов, поддерживают вечные идеи типа платоновских. Августин полагал, что познание возможно, но при этом был уверен, что ни чувства, ни разум не могут привести к истине. Это способна сделать только вера.

Восхождение человека к Богу и свобода воли согласно Августину

В какой-то степени новшество, внесенное в христианскую теологию этим представителем патристики, является продолжением парадоксов Тертуллиана, но немного в ином виде. Августин был согласен со своим предшественником в том, что человеческая душа по природе своей является христианкой. Поэтому восхождение к Богу должно быть для нее счастьем. Более того, душа человека – это микрокосм. Это значит, что душа по природе близка Богу и всякое познание для нее – это путь к нему, то есть вера. Сущностью ее является свобода воли. Она двояка – бывает злой и доброй. Все дурное происходит исключительно от человека, за что последний несет ответственность. А все доброе делается только по благодати Божьей. Без нее нельзя ничего творить, даже если человек думает, что делает это все самостоятельно. Зло же Бог допускает для существования гармонии. Августин был сторонником учения о предестинации. С его точки зрения, Бог заранее определяет, предназначена ли душа аду или раю. Но это случается потому, что он знает, как люди распоряжаются своей волей.

Августин о времени

Человек, как полагал этот христианский философ, властен над настоящим. Бог же – хозяин будущего. До сотворения мира никакого времени не было. Да и сейчас это скорее психологическое понятие. Мы познаем его вниманием, связывая прошлое с памятью, а будущее – с надеждой. История, согласно Августину, - это путь от проклятия и падения к спасению и новой жизни в Боге. С учением о времени связана и его теория о двух царствах – земном и Божьем. Отношения между ними очень амбивалентные – это сосуществование и борьба одновременно. Земной мир переживает расцвет и упадок, а грех Адама состоял не только в том, что он отказал Богу в послушании, но и в том, что он выбрал вещи, а не духовное совершенствование. Единственным представителем царства Божьего на земле, которое должно наступить после конца времен, является церковь, посредница между человеком и высшим миром. Но как признавал теолог, там тоже очень много плевел. Поэтому если человеку и суждено достичь блаженства, то он может в конце концов сделать это и без церкви. Ведь к этому предназначил его Бог. Оценка богословия Августина очень неоднозначна, ведь его идеи как послужили формулированию христианских догматов, которые просуществовали тысячу лет, так и подготовили Реформацию.

Период упадка

Как и всякое историческое явление, изменялась и патристика. Представители ее начали все больше заниматься политическими, а не богословскими проблемами. Особенно когда начало формироваться римское папство, претендующее на светскую власть. Среди интересных философов этого времени можно назвать Марциана Капеллу, Псевдо-Дионисия, Боэция, Исидора Севильского. Особняком стоит Папа Григорий Великий, который считается последним великим писателем эпохи патристики. Однако его ценят не столько за теологические размышления, сколько за письма, в которых он кодифицировал устав духовенства, и за организаторские способности.

Главные проблемы патристики

Отцы церкви задумывались над спасительным планом Божьим относительно человечества и месте христианства среди окружающих его культур (иудаизм, эллинизм, восточные традиции). Они пришли к выводу, что познать высшую истину естественным образом невозможно. Это доступно только путем откровения. Они согласились с тем, что мир был сотворен Богом из ничего, он имеет начало и конец. Они дали начало довольно трудной теодицее, согласно которой, основным виновником зла является человек, дурно использовавший свою свободу воли. Борьба с диссидентскими течениями, возникавшими внутри и вовне церкви, а также развитие риторики заострили перо богословов и сделали их произведения образцом расцвета христианской мысли. Патристика, основные идеи и представители которой охарактеризованы выше, стала предметом подражания на многие века как в восточной, так и в западной церковной традиции.

Комментарии