Родные пенаты - это что? Значение слова "пенаты"

Изначально пенаты – это доримские божества, охраняющие дом, а точнее, стоящие на страже съестных припасов семьи, потому что penus переводится как "кладовая", и многие предполагают, что название небесных хранителей произошло именно от этого слова. Позднее в Римской мифологии уже появился культ Пенатов, к которым относят всех покровителей дома. Обычно на страже древнеримской семьи стояли двое Пенатов. Так обожествляли предков.

Этимология слова

Как и в большинстве случаев, точной трактовки происхождения термина нет. Цицерон допускал образование названия от слова penitus – живущий внутри. Поэтому римские поэты, в отличие от российских, у которых данный термин тоже был невероятно популярен, но уже в другой трактовке, часто называли эти божества Penetrales, или «проникающие». Пенаты – это домашние божества, входящие в свиту богини Весты – хранительницы очага. По преданию второй царь Рима Нума Помпилий выстроил в городе первый храм богини Весты. Сокровенная центральная его часть называется Пен (от penetralia – внутреннее потайное отделение дома или храма). В ней поддерживался вечный огонь, и хранились государственные Пенаты. Вполне допустима теория о происхождении названия богов именно от сердца храма Весты.

Хранители империи

Так или иначе, но в Древнем Риме Пенаты – это не только домашние божки, но и хранители государства и всего римского народа. В латинском варианте эта мысль выглядела следующим образом: Penates Publici Populi Romani.

История возникновения государственных Пенатов в Древнем Риме доподлинно не известна. Непосвященные о них вообще мало что знали, их хранение было окутано тайной. Считалось, что их привез Эней из Трои. И что они собой представляли, знали только жрецы и весталки – служительницы культа Весты. Но считалось, что государственные Пенаты – это главнейшие святыни Рима. Они охраняли империю и служили залогом благоденствия и мира всего народа.

Милые, родные, домашние…

Но и на бытовом уровне домашние божки были любимы и почитаемы. Глиняные и деревянные их изображения хранились в отдельном шкафчике, расположенном у очага. Уже отмечалось, что культ Пенатов отождествлялся с обожествлением предков. Домашние хранители, пекущиеся о благополучии семьи, были они умершими родителями или просто изготовленными идолами, все объединялись под понятным названием «родные Пенаты». И для всех поколений было естественным и желанным возвращаться к ним, как бы далеко ни находился человек. Родной дом, кров, очаг всегда были для большинства людей путеводной звездой на жизненном пути.

Изменение значения термина

Постепенно то, что было дорого в отчем доме, то, что хранило и оберегало человека с детства, заменил образ самого семейного очага. И выражение «родные пенаты» перестало олицетворять богов-хранителей. Оно стало синонимом отчего дома. И не каждый понял бы ситуацию правильно, если бы ему показали фигурку-оберег и назвали ее Пенатом. Надо было бы рассказывать предысторию. Сейчас есть и агентство недвижимости под названием «Родные пенаты». Ну, конечно же, авторы наименования подразумевали уютные квартиры, способные стать отчим домом, а не каких-то божков. Пенаты-хранители принадлежат другому времени, другой культуре. Но сквозь годы прошло все то теплое и родное, что связано с очагом, возле которого собиралась семья, где было уютно и надежно, потому что тебя охраняли домашние боги. Как рассказывал на смертном одре Мцыри: «…И вспомнил я наш отчий дом, перед вечерним очагом рассказы долгие о том, как жили люди прежних дней…» Все это - близкое и любимое, связанное с местом рождения и счастливого детства, подразумевает словосочетание «родные пенаты».

Идея родового гнезда

Нет ничего удивительного в том, что гениальный русский художник, представитель реалистической школы живописи Илья Ефимович Репин, задумав строить усадьбу, которая стала бы родовым гнездом, назвал ее именем древнеримских богов-хранителей и изобразил их фигурки на воротах имения. В 1899 году, будучи уже знаменитым живописцем, И. Репин покупает в 50 км от Санкт-Петербурга участок земли, возводит дом и тщательно обустраивает территорию. Выбор пал на поселок Куоккала потому, что с 1898 года Илья Ефимович Репин занимал должность ректора Академии, обязанностей у него было предостаточно. Добираться из поселка до места службы было довольно удобно благодаря железнодорожной ветке, а место само по себе было уединенным и тихим.

Заслуженное название

Все получилось, как задумывалось: кров, куда тебя всегда тянет вернуться, где много любящих родных и друзей, где тебе всегда сопутствует успех. Вскоре после обоснования семьи хозяин получил звание профессора и руководителя мастерской в Академии художеств. Усадьба Репина «Пенаты» полностью оправдала свое название. 30 счастливых лет прожил здесь великий живописец.

Это был настоящий дом художника, он любил здесь каждый уголок, и каждый уголок имел свое название. И. Репин дожил здесь до самой своей смерти, которая случилась 29 сентября 1930 года. Ему было 86 лет. Согласно его просьбе он был похоронен здесь же, в имении, рядом с домом и Чугуевой горкой. Поселок Куоккала был переименован в Репино, и сейчас там находится известный каждому россиянину музей «Пенаты», который был основан в 1940 году.

Скромность и демократичность нравов усадьбы

К сожалению, во время войны дом выгорел полностью, пострадало все имение. Остался дуб, посаженный сразу после похорон. После войны усадьба была полностью отреставрирована, и новый музей открылся в 1964 году. Сейчас он является федеральным памятником архитектуры. О нем можно рассказывать очень долго. Все самые знаменитые и лучшие люди того времени побывали в усадьбе художника.

Принимал И. Репин по средам, в остальные дни он работал. Репинские среды были известны обеим столицам, гости съезжались в имение после 3-х часов. Репин был уникальным человеком, уникальна и его усадьба «Пенаты». На ее территории существовали свои законы. Слуг художник не держал принципиально, а две женщины, помогающие по дому, жили здесь на равных правах с хозяевами, ели все за одним столом. Обслуживание кого-либо строго запрещалось. Для нарушавших установленный порядок предусматривалось наказание в виде публичного выступления с осуждением своего поступка.

Привлекательность репинских сред

Эти демократические отношения, без барственности, делали репинские «Пенаты» особенно привлекательными. Атмосфера была очень приятной. Простота и скромность хозяина, который совершенно не кичился заслугами и положением кумира своего времени, отсутствие вычурности в обстановке – все способствовало установлению товарищеских отношений между хозяевами и гостями усадьбы. Надо отметить, что, находясь под впечатлением от речей А. Н. Бекетова и Льва Толстого, бывавших здесь гостями, о питании безубойной пищей, в имении господствовало вегетарианство. Многое из обстановки делалось по эскизам художника. Вот и стол для гостей был двухъярусным и вращающимся. На первый ярус ставились блюда, и каждый из гостей поворотом ручки мог приблизить к себе желаемое яство. Лишь в 1918 году, когда возникла напряженность с продуктами, к столу стали подавать обычную пищу. В это же время граница с Финляндией закрылась, «Пенаты» стали для самого Репина и многих русских в этой стране кусочком Родины. Завещал свою легендарную усадьбу художник родной Академии. Благодаря великому живописцу название его усадьбы обрело собственную жизнь. Когда говорят или пишут в кавычках и с заглавной буквы слово «Пенаты», становится понятным, что речь идет именно об усадьбе Ильи Репина.

Сейчас музей-усадьба, находящийся по адресу: 197738, Санкт-Петербург, посёлок Репино, Приморское шоссе, 411 - принимает посетителей ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 10 утра. Обслуживание только экскурсионное.

Комментарии