Импринтинг - это.. Импринтинг - запечатление, фиксация образа в памяти

Импринтинг в психологии – это одно из интереснейших понятий. Переводится данный термин как “оставить след”, “отметить”. Встречается это явление не только в среде животных, но и в человеческой среде. Однако если импринтинг братьев наших меньших обусловлен инстинктом и служит целям приспособления и выживания, то в социуме он превратился в более сложное явление, и ему даже нашли применение в коммерческих целях.

Импринтинг – это...

Импринтинг (запечатление) представляет собой избирательную фиксацию в памяти значимой информации. Импринтинг - это целостный психофизиологический механизм, при котором зрительный, слуховой или иной образ прочно сохраняется в мозговых центрах. Особенности этого процесса схожи и у животных, и у человека. Во-первых, он возникает в четко определенное время – критические периоды жизни, когда организм оказывается максимально чувствительным и восприимчивым к новому. Во-вторых, только одна встреча с объектом запечатления достаточна для его формирования. В-третьих, для возникновения явления импринтинга не нужно какое-либо подкрепление (пищевое, эмоциональное или иное). И в-четвертых, результаты импринтинга крайне стабильны и результат запечатления может оставаться в течение всей жизни.

Механизм импринтинга наглядно можно продемонстрировать на так называемой реакции следования у большинства птиц и млекопитающих. Она развивается уже в первые часы жизни детеныша, который видит мать, слышит ее зов и реагирует тем, что подходит к ней и начинает повторять ее движения. В ходе этого взаимодействия родители знакомят новорожденных с местом их обитания и необходимыми для жизни моделями поведения.

Импринтинг у животных

В зоопсихологии этот термин хорошо известен. Он был изобретен одним из ведущих ученых Австрии К. Лоренцем, который на тот момент изучал образ жизни серых гусей. Запечатление в животном мире является одним из видов научения, то есть индивидуального приобретения новых форм поведения и действий, которые будут необходимы в конкретных условиях. В основе любого обучения лежит процесс образования нервных связей по типу рефлекса. Те животные, которые способны к этому, имеют больше шансов выжить.

Объектами запечатления могут быть родительские особи, другие детеныши из одного помета, самцы или самки, враги, а также объекты питания. В связи этим можно говорить о следующих важнейших функциях импринтинга для представителей животного мира:

  1. Определение близких родственников по характерной внешности, запаху и т. д.
  2. Выбор полового партнера.
  3. Нахождение территории для проживания по ее признакам.

Распознание ядовитых и смертельно опасных существ.

Немного о генетике

Американским генетиком Х. Кроузом было предложено такое понятие как геномный импринтинг. Он может быть выявлен у некоторых растений, насекомых, млекопитающих и в ряде случаев у человека. Геномный импринтинг - это вариант наследования генов, при котором основная структура генов – ДНК – не претерпевает каких-либо изменений. Особенность в том, что определенные гены в яйцеклетке или сперматозоиде родителей просто отключаются и не участвуют в передачи их потомству, поэтому одну часть характерных признаков детеныш получает от матери, а другую - от своего отца. У отпрысков появляются другие “метки” генов. Например, в силу необычных комбинаций генов у ребенка может четко проявиться что-то от бабушек или дедушек, чего не было отмечено у родителей. Такой тип наследования имеет большой риск возникновения различных мутаций и патологий, обусловленных специфическим набором хромосом.

Особенности психологии маленького ребенка

Детская психология по своим первоначальным механизмам очень близка психике животных. К примеру, это касается наличия у них ярко выраженного импринтинга. Очень значимы для ребенка и родителей первые дни и месяцы после родов. В этот период формируются необыкновенно крепкие психологические связи: отношения матери и отца, и все события, происходящие вокруг, новорожденным воспринимаются как образец. Малыш запечатлевает демонстрируемые модели поведения, взаимодействия с людьми, животными, окружающими предметами. Позже он начнет реализовывать их в своем будущем. В связи с этим важно то, что ребенок видит, слышит и чувствует с самого начала. Если его любят, заботятся о нем, то он будет впитывать эту любовь, учиться проявлять ее, бережно относиться к другим. Вот почему детская психология требует особого внимания - дети формируют общество будущего.

Теория Тимоти Лири

Тимоти Лири, нейролог и психолог, выделил несколько видов импринтинга, свойственных именно человеку.

  • Оральный – самый ранний. Материнское молоко является первым и главным для только появившегося на свет ребенка источником питания, а материнские объятия - зоной безопасности. Мать дает необходимое тепло и чувство защищенности, потребность в которых у человека заложена изначально.
  • Территориально-эмоциональный или импринтинг, связанный с освоением среды и запечатлением ее свойств. Взрослые и дети определенным образом метят свое пространство, начиная с выбора любимой комнаты в доме, хранения там своих игрушек или вещей и заканчивая прописанными в юридических документах правами на частную собственность.
  • Вербальный. Благодаря этой биопрограмме возможно запоминание звуков и символов, составляющих слова. Это в свою очередь стимулирует развитие речи и необходимой коммуникации между людьми.
  • Социальный (социополовой) импринтинг у человека.

Подробнее о социальном импринтинге

В определенных ситуациях людям характерна сензитивность, то есть избирательная открытость, сильная восприимчивость. Социальный импринтинг – это разновидность запечатления, при котором фиксация происходит на базовых ценностях, межполовых, этнических и других стереотипах. Представление, усвоенное в ходе общения с другими людьми или в процессе подражания им, может быть положительным или отрицательным, но в любом случае человек настолько впитал информацию о нем, что вольно или невольно в своем поведении или деятельности следует ему. Такие импринты имеют глобальное значение в плане того, что обуславливают отношение и к семье, и к религии, и к выбору спутника жизни и т. д. Они также влияют на общие установки, способности, интересы человека.

Психология потребителя

Особая чувствительность к влиянию извне присуща не только детям, но и взрослым в определенные периоды жизни. Любой человек может оказаться в ловушке из-за собственной зацикленности на каком-либо образе, будь то стиль одежды, приверженность специальному питанию или религиозные убеждения и т. д.

Осторожно стоит воспринимать новую информацию особенно впечатлительным людям. В себе стоит развивать некоторую критичность, не доверяя всем без разбора, ведь многие рекламные компании ориентируются именно на таких людей. Они используют те убеждения, установки, ожидания, которым мы придаем большое значение, в корыстных целях. Внушая какую-то идею или формируя потребность, они стимулируют, порой, к ненужным покупкам, лишним тратам. Все торговые центры, телевидение, СМИ преследуют единственную цель – продвинуть товар в массы. И импринтинг здесь играет свою, уже негативную для конкретной личности, роль.

Комментарии