Римские весталки - это жрицы культа Весты

В Древнем Риме существовали жрицы, служащие богине Весте. Женщины-весталки Древнего Рима, занимавшие это положение, пользовались безотлагательными привилегиями в обществе, личной неприкосновенностью и получали высокое жалованье. В средствах массовой информации основной упор в описании их образа жизни ставится на непременное наличие у весталки девственности, что хоть и является основной особенностью данной профессии, но не раскрывает большинства её специфических черт.

Происхождение жреческого культа Весты и его особенности

Как было отмечено выше, весталки - это жрицы богини Весты, происхождение культа которой теряется в веках. Известно только, что он родственен греческому культу священного огня, охраняемого старыми девами.

Предполагается, что институт весталок создал Нума Помпилий, упорядочивший религиозные догмы и установивший такие обязанности весталок, как поддержание и разжигание священного огня, хранение святынь и частных сокровищ, а также проведение жертвоприношений богине Весте.

Условия подбора кандидаток на должность весталки

Непрерывно культ обслуживали шесть весталок, выбиравшихся по мере жизненной ротации посредством жеребьёвки из двадцати здоровых девочек возрастом 6-10 лет, происходивших из патрицианских семей и постоянно проживавших с семьями на территории Италии.

В процессе обряда посвящения юная весталка проходила через атриум Весты, где подвергалась процедуре обрезания волос как подношению священному дереву, на которое волосы затем вешались. Возраст священного дерева в Риме в эпоху Плиния Старшего уже перешёл за половину тысячелетия. После этого посвящённая весталка, одетая во всё белое, получала второе имя «Возлюбленная», прибавлявшееся к её римскому имени, и начинала своё обучение в святилище.

Ей предстояло пройти этапы обучения, службы и наставничества, в общей сложности составлявшие 30 лет. После окончания службы весталка становилась свободной и могла даже выйти замуж, но при получении статуса римской матроны она теряла все свои права и привилегии.

Права и обязанности весталки как жрицы

Поддержание священного огня Весты в Риме расценивалось как Свет империи, его гасили только в первый день нового года, его затухание считалось катастрофой, подобной имперскому краху. В этом случае огонь приходилось разводить вручную трением дерева о дерево, а провинившуюся весталку наказывали бичеванием. Поэтому весталки Древнего Рима в сознании римлян являлись слугами богини, радеющими за процветание империи.

Весталкам преподносились богатейшие дары, которыми они распоряжались по своему личному усмотрению. Они владели огромными имениями, приносившими им большой доход; императоры подносили им щедрые подарки. Кроме того, при вступлении весталки в должность, она получала от семьи крупную сумму.

Оскорбление весталки - даже на уровне бытового хамства - каралось смертной казнью.

Ещё один образ весталки - это образ божественной судьи. При случайной встрече с осуждённым последнему выносилось помилование.

Девственность как залог божественной чистоты

Основой жреческого культа Весты была девственность жриц, олицетворение непорочной божественной чистоты, окружающей и оберегающей священный огонь. Весталки это осознавали в полной мере, давая обет непорочности при вступлении в услужение богине.

Наказание весталки за нарушение обета безбрачия было крайне сурово - оно каралось погребением заживо. Однако в Риме казнь весталки считалась тяжелейшим грехом, поэтому обвинённую проносили через город, привязанную ремнями к сидению, в глухих носилках. Окружающими людьми факт происходящего воспринимался как тяжелейшее горе. На месте погребения выкапывалось небольшое углубление, имеющее форму тоннеля, по прибытии к которому весталка развязывалась рабами и после чтения молитвы верховным жрецом молча спускалась в тоннель, где затем и замуровывалась с однодневным запасом пищи и воды.

Надо сказать, что нередки были случаи и оправдания весталок. После суда они получали предписание, корректирующее их внешний вид и манеры.

Ежедневная и общественная жизнь весталки

Дом весталок вместе с храмом Весты составлял единый функциональный комплекс. Известно, что он представлял собой атриум, окружённый двухэтажными портиками на колоннах. Помещения были сложены из кирпича и построены в два этажа, ничем не отличаясь от простого римского жилого дома. Однако наличие огромного просторного зала для торжественных приёмов говорит о том, что здание также использовалось в административных целях.

Весталки были желанными и обязательными гостями на главных проходящих в Риме торжествах. Во время шествия по улицам города впереди весталок всегда шёл ликтор, осуществлявший парадные и охранные функции. По некоторым случаям весталки ехали на колесницах.

Образ весталки в искусстве

Весталки в искусстве известны ещё со времен существования культа. Самые известные из них позировали скульпторам, а их готовые статуи устанавливались в приёмных залах, в том числе в доме самих весталок.

Весталки - это жрицы и слуги богини, поэтому они носили одинаковую одежду, которой являлись длинная туника белого цвета и повязка, надеваемая на голову. В таком одеянии их часто изображали на полотнах художники.

В литературе также был запечатлён преданный своим идеалам образ весталки. Верность своему культу и народу Рима в полной мере раскрывается в одном из самых нашумевших романов прошлого века. Романом "Весталка" Николай Никонов охватывал по действию почти четверть века; он первым написал книгу, касающуюся жизни жриц в лоне героической эпохи. Данная книга, написанная в двух частях, не раз подвергалась нападкам публики и критики за её "мрачность" сюжета и прямолинейность повествования. Однако символом прошедшей милитаристической эпохи всё-таки стал Никонов, "Весталка" которого подняла одну из самых трагичных проблем в истории человечества - противостояние женщины и войны.

Комментарии
Решила узнать кто такие весталки. Очень интересно.