"Класс коррекции": отзывы. Фильм "Класс коррекции": рецензии
Жесткая, реалистичная драма из жизни подростков-инвалидов «Класс коррекции», отзывы о которой категорически неоднозначны, наглядно демонстрирует не только ужасы современного общества, но и многие жуткие социальные язвы мира взрослеющих подростков.
Самое яркое «открытие» «Кинотавра»
Оставив в недалеком прошлом приевшийся реализм, «Кинотавр» смело перешел к экспериментам над неровной системой зрительской аудитории, к неприглядному натурализму. Самыми «громкими» стали премьеры М. Сегала «Кино про Алексеева» и И. Твердовского «Класс коррекции», отзывы об обеих кинолентах схожи – обе работы обладают похожей конструкцией, приемами и повадками. Они при всей своей документальности и остросоциальности с завидной ловкостью сводят реалии в гротескный трагикомический комикс, идеально используя драматургию для достижения пикового эмоционального эффекта.
От рабочих записок психолога к молодежному хоррору
«Класс коррекции» - фильм основанный на повести Екатерины Мурашовой, семейного психолога, которая создала произведение, опираясь на свой богатый реальный опыт. Если позиционировать картины как социальный хоррор, становится понятным почему картина «напичкана» ударными эпизодами. Ведь сам жанр располагает к эксплуатации зрительских эмоций и откровенному манипулированию смотрящим. Подтверждением данного утверждения служит кинематографический прием, использованный автором - «принцип качели» - за каждым эпизодом унижения, насилия, озверения и угнетения моментально следует «comic relief» (разрядка смехом).
Атмосфера всеобщего стыда
Фильм «Класс коррекции», отзывы о котором диаметрально противоположны, доходчиво и точно передает атмосферу всепоглощающего стыда, которая царит в репрессивной цивилизации, когда непристойным становится даже сам факт существования индивидуума. А для усиления эффекта создатели намеренно насыщают хронометраж «убойными» кадрами: дети в погоне за адреналином ложатся под поезд, влюбленный безумный кретин танцует с инвалидной коляской предмета своих воздыханий, лаская ее. Несчастная колясочница, чтобы соблазнить сверстника, надевает на парализованные ноги чулки, карлица озорно исполняет танец «Маленьких утят». Одноклассники дружно обмазывают кашей изображение погибшего совсем недавно ребенка. И это далеко не все.
Наслаждение властью над зрителем
«Класс коррекции» - фильм–дебют сына знаменитого режиссера-документалиста 24-летнего Ивана Твердовского. Это первая полнометражная работа перспективного молодого человека вызвала настоящий резонанс среди киноманов, начавшись как стандартная социальная душещипательная «чернуха» в результате достигла уровня отечественной киноклассики вроде «Чучела». Рекомендуется смотреть «Класс коррекции» в кинотеатрах, именно с большого экране можно сполна насладиться витальностью кинопроекта. При просмотре создается впечатление, что режиссер явно наслаждается возможностью держать зрителя не то что в постоянном провокационном напряжении, а на коротком поводке. Молодой создатель делает в кадре все, что ему заблагорассудится, и такой откровенный, чуть циничный прием (что является исключительной редкостью для постсоветского кинематографа) в данном случае срабатывает. С учетом того, что до этой картины режиссер снимал собственные короткометражки вроде «Собачьего кайфа», фильм «Класс коррекции», отзывы критиков тому подтверждение, получился близким к работам Ларса фон Триера («Догвилль», «Рассекая волны», «Танцующая в темноте», «Идиоты»), а это наивысший комплимент. И радует тот факт, что Иван не стал снимать свою работу в модном жанре мокьюментари (хотя и собирался), реалистичности в материале более чем достаточно.
Сюжетная линия как провокация
Кинокартина «Класс коррекции», дата выхода которой обозначена 25 сентября 2014 года, имеет изначально прямолинейный сюжет. В коррекционный специализированный класс с домашнего обучения переводится Лена (Мария Поезжаева), которая моментально становится умом и сердцем отдельной компании аутсайдеров, центром притяжения. Два молодых человека – Антон (Филипп Авдеев) и Миша (Никита Кукушкин) одновременно влюбляются в новенькую. А Лена, которая подобна лучу света в полнейшем мраке, осваиваясь, продолжает сталкиваться с враждебностью детей и взрослых. Режиссёр резкими, четкими линиями очерчивает любовный треугольник и образы мира взрослых, в котором невежество не уступает агрессии. Директор школы в исполнении Натальи Домерецкой ведет себя порой по меньшей мере некорректно по отношению к ученикам, родителям и всем окружающим. Школьники - тоже далеко не подарок, особенно те, которые обучаются в «нормальных» классах, они настолько далеки от гуманизма, что не просто отпускают глупые замечания, но и фотографируют на телефон несчастную колясочницу. Вот на такой животрепещущей почве и расцветает «love-story», будто явившаяся из европейского артхаусного кино. Кстати, информация для тех, кто желает в одиночестве насладиться просмотром фильма «Класс коррекции», дата выхода на DVD – 28 октября 2014 года.
Актеры и роли
Стоит заметить, персонажи у И. Твердовского - настоящие прожженные романтики при всем своем маргинальном оформлении. Актерский состав картины (настоящая жемчужина киноленты) представлен двумя поколениями: молодой порослью – Никитой Кукушкиным, Марией Поезжаевой и Филиппом Авдеевым - и зрелыми профессионалами – Натальей Павленковой, Ольгой Лапшиной и Натальей Домерецкой. Многие поклонники данных актеров извелись в поисках ответа на вопрос: «Где посмотреть «Класс коррекции»? Но после релиза на DVD он стал неактуальным. Кстати, «молодая поросль» - все как один ребята-актеры из «Седьмой студии» (руководитель К. Серебренников). Непревзойденными в фильме становятся: в смелости и нежности – Поезжаева, в заботе и мягкости – Авдеев, в противоречивом сочетании ранимости и агрессии – Кукушкин. Эти молодые дарования прекрасно вписываются в режиссерский замысел, где на равных также существуют вчерашние выпускники театрального вуза Ю. Серина и А. Маркарьян, прочувствовавшая на себе прелести класса коррекции М. Урядова и состоявшиеся актрисы – И. Вилкова и Е. Нестерова.
Жесткий морализм
«Класс коррекции», отзывы утверждают единогласно – это плач, в совершенстве – навзрыд. Создатели настолько здорово схватывают противоречивые моменты подростковой изменчивости, влияния обстоятельств, внешних факторов, коллектива на травмированную (особенно в данном случае) юношескую психику, что просто восхищаешься их мастерством. Как это быть молодым, легко ли – вот вопрос первостепенной важности. Большинство окружающих, как ни печально, лишены сострадания и гуманизма – это просто шикарный фон для развития истории нежной любви двух искренних сердец, а кинематографический прием «подвижная камера» - как единственно правильное средство принудить зрителя не только поверить в происходящее на экране, а пропустить через себя, почувствовать кожей. Вот поэтому стоит смотреть «Класс коррекции» в кинотеатрах, где специальная акустика и особое восприятие.
Редкость в отечественном кинематографе
Данный кинопроект смело можно назвать серьезным кино для подростков и детей старшего школьного возраста, что заметим – редкость для отечественного кинематографа. Доказательств этому масса: прекрасная работа Рената Давлетьярова «Стальная бабочка» прошла фактически незамеченной. Едва ощутимый резонанс вызвала кинолента Дмитрия Астрахана «Деточки», естественно на этом фоне «Класс коррекции» (отзывы измеряются сотнями) можно считать значимым событием. И в этом кроме режиссера есть заслуга и оператора Федора Стручева, который стойко снимал порой просто отвратительное, отталкивающее сценарное «настоящее». Камера словно специально дает зрителю увидеть абсолютно всю мерзость, которую вытворяют герои картины. И эти неприглядные сцены разрывают зыбкую грань между публикой и экраном.
Приговор обжалованию не подлежит
Российская киноэлита, ведущие критики разошлись в оценках фильма, причем их оценки и трактовки диаметрально противоположные (что одновременно и настораживает и интригует). Одни стойко убеждены, что это «флагман новой волны» отечественного кинематографа, шедевр XXI столетия, настоящий первостатейный реализм, крик подросткового отчаяния. Вторые же считают картину сплошным гротеском, постмодернистской выходкой, собственной вселенной и попыткой выхода перспективного провокатора Твердовского на уровень фон Триера и Балабанова. В любом случае зрителю стоит обратить внимание на то, что уж очень расплывчат финал картины «Класс коррекции», когда выйдет продолжение и выйдет ли не известно, но предпосылки к этому имеются.