Рапсодия - это продолжение древней традиции. Трансформация жанра в инструментальной музыке

Когда-то давным-давно, ещё в Древней Греции, существовали народные певцы-сказители, которые назывались рапсодами. Они сами составляли эпические поэмы, ходили по улицам и нараспев их исполняли перед народом, аккомпанируя себе на струнных инструментах.

Одним из представителей данной категории артистов был знаменитый Гомер, а «Илиада» и «Одиссея» - не что иное, как античные рапсодии.

От античности - к романтизму

Таким образом, буквальное значение слова «рапсодия» - песнь народного певца-сказителя. У каждого народа в определённую историческую эпоху существовали такие артисты, только назывались они по-разному: кобзари, гусляры, дзяды, акыны, ашуги…

Прошло время, и их сменили профессиональные музыканты. Однако в XIX веке наступила эпоха романтизма, эстетика которого отличалась повышенным интересом к национальному фольклору.

Академическая музыка романтиков создала новый жанр со старым названием. Рапсодия – это уже необязательно вокальное, но часто инструментальное произведение. Сочинялось оно в свободном, эпическом стиле. Наличие импровизационности как отголоска традиции древних сказителей стало отличительной особенностью жанра.

Рапсодия – это своего рода фантазия, написанная в свободной форме. В основе её музыкального тематизма всегда лежит народная музыка. Иногда это стилизация, иногда – прямое цитирование. Так же точно, как в выступлении народного певца, здесь чередуются контрастные эпизоды, отличающиеся друг от друга по характеру, темпу, динамике.

Инструментальная рапсодия

Что такое рапсодия инструментальная? По стилю пьесы с таким названием напоминают аналогичные творенья древнегреческих рапсодов, однако основаны они совсем на другом национальном эпосе.

Родоначальником инструментальной рапсодии по общему признанию считается знаменитый венгерский композитор-романтик XIX века Ференц Лист. Всего им создано 19 венгерских рапсодий и одна испанская.

В них композитор использовал народные темы, заимствованные у венгерских цыган, есть также и испанские мелодии. Эти произведения написаны для фортепиано и ставят перед исполнителем очень сложные задачи, прежде всего, технического порядка.

Любая листовская рапсодия – это блестящая, виртуозная концертная пьеса, как правило, значительных размеров. Все они насыщены ярким, красочным мелодизмом, легки для восприятия и потому необычайно популярны.

Известный современный китайский пианист Ланг Ланг рассказывает, что решение стать музыкантом он принял в раннем детстве, услышав 2-ю рапсодию Листа в мультфильме «Том и Джерри». Кроме этой, особенно часто исполняются также 6-я и 12-я рапсодии.

Есть много рапсодий хороших и разных

Рапсодия – это жанр, интересовавший многих композиторов. Кроме Ференца Листа, инструментальные рапсодии писал И. Брамс. Чешский композитор Дворжак написал «Славянские рапсодии» для оркестра; широко известна «Испанская рапсодия» Равеля.

Ляпунов создал для фортепиано с оркестром «Украинскую рапсодию»; для того же состава существует «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова. Большой любовью у слушателей пользуется «Рапсодия в блюзовых тонах» Гершвина. Советский композитор Караев написал для оркестра «Албанскую рапсодию».

Однако непревзойдённым, хрестоматийным вариантом инструментальной рапсодии всё же остаются знаменитые «Венгерские рапсодии» Ференца Листа.

Комментарии