Таможенные пошлины и их виды
Таможенные пошлины являются обязательными платежами, которые взимаются представителями таможенных органов государства при перемещении какого-либо товара через так называемую таможенную границу. Такая функция в любом государстве обычно возлагается на государственный, специально уполномоченный в таможенном деле орган. Например, в РФ на Федеральную таможенную службу.
Поскольку Россия совместно с Республиками Беларусь и Казахстан входит в созданный ими таможенный союз, то ставки и тарифы таможенных пошлин нею устанавливаются в соответствии с заключенным в 2008 году между Правительствами этих стран соглашением «О едином таможенно-тарифном регулировании». А со второго полугодия 2010 г. размер пошлин регулируется вступившим в силу новым законом РФ «О таможенном тарифе». На их размер влияет также вид товара (по специальной классификации), страна его происхождения, а также наличие условий, при которых применяются специальные виды пошлин.
В зависимости от того, куда, или откуда поступает товар, таможенные пошлины различают по видам:
- ввозная (или импортная);
- вывозная (или экспортная);
- транзитная.
Ввозные таможенные пошлины вводятся практически во всех странах мира. Вывозные таможенные пошлины распространены гораздо меньше. Например, в Российской Федерации эти пошлины применяются только к экспортируемому сырью (в частности, к нефти). В настоящее время Всемирной торговой организацией ведется целенаправленная работа со всеми своими членами, направленная на полную отмену экспортных пошлин. Транзитные таможенные пошлины в мировой практике практически не применяются. В РФ ставка транзитной пошлины также нулевая.
Что касается наиболее распространенных ввозных пошлин, то в Российской Федерации применяются дифференцированные таможенные тарифы, в которых учитывается страна происхождения товара. Эти тарифы имеют также следующие виды:
- базовая ставка (100% от тарифной); применяется к товарам, страной происхождения которых признаются государства, которым Россией предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле;
- максимальная ставка (200% от тарифной); применяется к товарам, страной происхождения которых признаны государства, для которых Россией не предусмотрен режим наибольшего благоприятствования в торговле;
- преференциальная ставка (75% от тарифной); применяется к товарам, страной происхождения которых признаются так называемые развивающиеся страны.
Базовая тарифная ставка используется Россией в торговле практически со всеми странами, с которыми у нее налажены торгово-экономические отношения.
Что касается пошлин на товары, страну происхождения которых установить не представляется возможным, то в этом случае действуют специально разработанные Федеральной таможенной службой инструкции по установлению их размеров.
Особого внимания требуют таможенные пошлины на авто в России. Они существенно меняются, и это непосредственно связано с членством страны в ВТО. Причем это касается как импорта новых автомобилей, так и подержанных. Однако эти изменения коснутся только автомобилей, ввозимых в Россию из стран – членов ВТО. По информации некоторых агентств таможенные пошлины на авто (новые) снизятся с 30 до 25% и будут оставаться такими три года. Затем их ожидает ежегодное снижение приблизительно на 2,5% с таким расчетом, чтобы они через 7 лет достигли уровня в 15%.
Аналогичная картина ожидает и подержанные или уже бывшие в эксплуатации автомобили. Пошлина устанавливается в размере 25%, но с различными «специфическими» ставками. Такой она будет оставаться на протяжении пяти лет, а затем планируется поэтапное (за 2 года) снижение ее до 20%. Что же касается автомобилей, которые эксплуатировались до ввоза в страну более 7 лет, то пошлина на них остается прежней, то есть 2,5 - 5,8 евро за каждый «кубик» двигателя.