Спасо-Преображенский собор в Чернигове: история, фото и отзывы туристов

В самом центре города, на Черниговском валу, возвышается величественный белоснежный храм. Он увенчан пятью куполами и башнями конусообразной формы. Этот уникальный памятник начала одиннадцатого столетия - Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Интересные даты

Долгое время этот православный храм считали самым старым среди аналогичных сооружений еще с княжеских времен. Конечно, речь шла о тех, которые сохранились до наших дней. Однако последние исследования показали, что старейшим является Софийский собор, сотрудники которого еще в 2010 году заявили, что последний основан в 1011 году. И в доказательство они привели многочисленные надписи на его стенах. Хотя данная версия пока еще окончательно не доказана, однако некоторые исследователи уверены, что год, когда был заложен Спасо-Преображенский собор в Чернигове, – 1036-й.

История создания

В 1024 году известный черниговский князь Мстислав Владимирович Храбрый одержал победу в долгих междоусобных войнах и принялся значительно расширять свои владения. Его земли простирались от Сиверщины до Северного Кавказа. В это время на территории Днешнего Града, или Детинца, как его сейчас называют, стали сооружать очень большой княжеский двор. В этом комплексе центральным строением стал именно Спасо-Преображенский собор в Чернигове, история которого неразрывно связана с историей Киевской Руси.

Известно, что в том же году его основатель умер. На момент его смерти стены храма, как свидетельствуют летописцы, были уже подняты на высоту, равную четырем метрам.

Достроенный уже в годы правления Святослава Ярославича, удивительно красивый Спасо-Преображенский собор в Чернигове стал главной святыней этой земли. Именно здесь хранятся многие редкие чудотворные иконы, покоятся мощи святых.

После смерти князя Храброго, его основателя, со стройки собора сняли всех мастеров. Они были переброшены на возведение храма св. Софии Новгородской. Поэтому достроен Спасо-Преображенский собор в Чернигове был только в середине одиннадцатого века.

Значение

На протяжении почти девяти столетий он являлся кафедральным для местной епархии. Его считали центром государственной и общественной жизни. Под его сводами похоронены многие князья и духовные владыки. Здесь покоятся мощи князя Мстислава Храброго, а также Святослава Ярославовича и его сыновей Глеба и Олега. В 1246 году здесь были похоронены святые мученики Михаил и Федор. Однако в 1572-м, по указу царя Ивана Грозного, мощи были перевезены в Москву.

Некоторые исследователи считают, что именно здесь был погребен князь Игорь - герой «Слова о полку Игореве». Он правил Черниговом с 1198-го по 1201-й гг. Здесь же похоронены иерархи местной епархии Лазар Баранович и Амвросий Дубкевич. В эпоху древней Руси в соборе находилась одна из самых, пожалуй, почитаемых на Руси икон – Смоленская икона Божьей Матери, или Одигитрия. Правда, спустя время Владимир Мономах перевез святыню в Смоленск.

Общий вид

Спасо-Преображенский собор в Чернигове, план которого демонстрирует достаточно большое по древнерусским меркам - 18,25х27 метров - трехнефное строение с тремя апсидами и шестью столбами, неоднократно перестраивался. В восемнадцатом и девятнадцатом веках, например, у него были надстроены две башенки. И только после этого Спасо-Преображенский собор в Чернигове получил свой нынешний вид.

Фасад по периметру сложен чрезвычайно нарядной кладкой, сделанной из кирпича скрытым рядом. Он оформлен оригинальными пилястрами, причем в первом ярусе – практически плоскими, тогда как во втором - профилированными.

Пространственная планировка, которую имеет Спасо-Преображенский собор в Чернигове (фото его привозит домой каждый человек, приезжающий в город), поистине уникальна. Такой оригинальной конструкцией не обладает ни один древнерусский храм.

В результате раскопок было выявлено, что по восточным углам к основному зданию были пристроены небольшие часовенки, которые до сегодняшнего дня не сохранились. И сегодня Спасо-Преображенский собор в Чернигове, фото которого является тому доказательством, стоит без них.

Не сохранилась и круглая башня, прилегающая с северной стороны к притвору. От нее вела на хоры лестница. А с юга была изначально пристроена трехапсидная церковка, которая была крещальней. Кроме того, когда в 1239 году собор во время нашествия монголо-татар был практически разрушен, упали купола и своды.

Архитектурное решение

Спасо-Преображенский собор в Чернигове, стиль которого представляет собой соединение схемы крестово-купольного византийского храма с некоторыми элементами романской базилики, необычайно красив. В процессе его строительства мастера использовали технологию смешанной кладки. При этом одновременно с плинфой -характерным для древнерусского зодчества тонким обожженным кирпичом - был использован природный камень. Архитекторы, изучавшие принцип и технологии возведения, с восхищением отмечают, что конструктивное решение собора удивительно четкое, практически идеальное.

Влияние времени

За свою почти тысячелетнюю историю этот древний памятник культуры претерпел многочисленные разрушения и перестройки. В годы, когда Чернигов в 1239 году был взят войском хана Менгу, собор подвергся полному разграблению. По преданию, именно здесь закрылись, обороняясь, последние защитники павшего города. Оборону Чернигова возглавлял князь Мстислав. Его жена, для того чтобы не оказаться в руках врага, выбросилась из окон красного терема собора.

Епископская кафедра была перенесена из Чернигова в город Брянск. И только в 1675 году - при архиепископе Лазаре Барановиче - начали проводиться восстановительные работы. Тогда и были надстроены апсиды.

Реконструкции

Следующую основательную перестройку храма осуществляли в 1791-1798 годах, после пожара, когда здание сильно пострадало. Именно в это время были утрачены многие древнерусские фрески.

Летописцы пишут, что в 1783-м в Чернигове был проездом Потемкин, который очень сильно заинтересовался этим собором. И в результате его ходатайства на ремонт было выделено достаточно средств. Однако, к большому сожалению, перестройка больше навредила храму. Она причинила такой вред, который не смогли нанести даже все предшествующие разрушения.

Тогда по бокам собора были пристроены две остроконечные башни. Это стало придавать собору определенную схожесть с костелом. Кроме того, они служили в качестве солнечных часов.

Интерьер

Во внутреннем убранстве собора чувствуется торжественное и строгое сочетание вертикалей с горизонталями. Особенно стоит отметить очень древние реликты, такие как фрески и рельефы на парапетах хоров, а также первоначально заложенные колонны. К сожалению, далеко не всё из домонгольского убранства храма сохранилось, а то, что дошло до нас, спасено фрагментарно и выглядит далеко не лучшим образом. Основную часть росписей интерьера уничтожил пожар в середине восемнадцатого века.

Знаменитую фреску «Равноапостольная Фекла» сняли еще в 30-е годы большевики, затем она была уничтожена в годы Второй мировой. Остальные немногочисленные, но очень древние росписи пятнами выделяются из-под плохо различимого рисунка фресок девятнадцатого столетия. Оказывается, интерьер собора был снова расписан в 1820-м, а спустя полвека обновлен. Именно тогда и погибли древние рисунки.

В результате исследований внутри собора были обнаружены остаточные куски пола, сделанного в разное время. Оригинальное покрытие состояло из шиферных плит, на которых был врезанный рисунок, заполненный мозаикой. Одним из главных его элементов являются концентрические круги. Первоначально внутри алтаря пол был выложен керамическими поливными плитками. Однако уже в двенадцатом веке его заменили гладкими шиферными блоками. Особую ценность в культурном и историческом аспекте имеют шиферные рельефы на парапетах хоров.

В интерьере удлиненное помещение великолепно сочетается с двухъярусными внутренними аркадами, которые взмывают в подкупольное пространство. По всей их длине изначально были обустроены деревянные настилы для северных и южных хор. Они усиливали горизонтальное членение внутреннего убранства. Подобные аркады более характерны для византийского зодчества той эпохи. Однако они были редкими во времена Киевской Руси. И это одна из характерных особенностей, которыми славится Спасо-Преображенский собор в Чернигове, который по великолепию своего убранства нисколько не уступал известным первопрестольным церквям.

Особенности

Существует мнение, что строители храма повторяли в некоторой степени схему церкви Десятинной – первого каменного храма Древнерусского государства. Кроме того, высказывалось предположение, что мастеровые, создавшие собор в Чернигове и киевскую Софию, были членами одной византийской артели.

Издавна существовал старинный обычай: в храме вывешивали флаги защитников города. С начала прошлого столетия здесь выставлены и казацкие флаги, а также восемнадцать стягов черниговского ополчения при войне с Наполеоном и одиннадцать времен Крымской войны.

Святыни

В ризнице до сих пор сохранилось много богослужебных предметов. Некоторые из них подарены церкви горожанами и имеют большую ценность. Среди них оклад Евангелия - уникальная ювелирная работа, имеющая рельефные изображения.

Известно, что в алтаре был серебряный с позолотой двухъярусный саркофаг весом в шестнадцать килограмм. Во время пребывания в Чернигове в 1787 году императрица Екатерина II подарила храму старинный крест и соборное кресло, а также много старинных риз.

Главными святынями, которые хранились здесь до 1917 года, были мощи митрополита Константина и князя Игоря Ольговича. Они были погребены под стенами храма. Кроме того, здесь же хранились и мощи святителя Феодосия Углицкого - черниговского архиепископа, которые лежали открытыми в серебряной раке, весящей около двух с половиной центнеров.

Здесь же хранилась и одна из самых чтимых на Черниговщине икон - Божьей Матери Рипкинской. Но самой знаменитой считается Одигитрия. Во времена Киевской Руси эту святыню в Спасо-Преображенский собор в Чернигове привезла дочь императора Константина, которая была замужем за князем Всеволодом. Рожденный в этом браке Владимир Мономах с 1097 года был правителем Смоленска, где он отстроил храм. Закончив его, он перевез эту икону из Чернигова. И с тех пор она стала зваться Смоленской. Рассказывают, что благодаря ей хан Батый в 1239 году не смог взять город.

Храм сегодня

На протяжении всего своего существования Спасо–Преображенский собор в Чернигове, расписание богослужений в котором знают сегодня все прихожане, был местом, которое почитали не только простые рядовые христиане, но и аристократы, члены царской семьи, которая управляла Российской империей, когда в ее состав еще входила Украина. Храм относится к культурно-историческим охраняемым памятникам. Изучение его истории и архитектурных особенностей продолжалось вплоть до недавнего времени. В настоящее время Спасо–Преображенский кафедральный собор является действующим и охраняется государством, это часть исторического заповедника под названием «Чернигов древний».

Комментарии