Загадочный Батый-хан

В этой статье будет рассмотрено несколько загадочных событий, связанных с личностью и поступками, а также предполагаемыми фрагментами биографии известного исторического персонажа. В наши дни и в нашей стране его принято называть Батый-хан, при жизни в Монгольской империи, на просторах улуса Джучи и в прилегающих землях его звали Бату, после его смерти некоторые стали называть его Саин-хан. По истечении многих столетий жизнь Бату представляется таинственной и непонятной.

Имя

Первая нестыковка связана с именем Бату, которого мы привыкли называть Батый. Хан в Монгольской империи был только один, это фактически был титул царя – главы государства. Сам же Бату, как известно, главой империи никогда не был. В период его жизни ханский титул мог по праву принадлежать Тэмуджину (Чингисхану), Угэдею, Гуюку, а также Мункэ. В то время как улус Джучи (или Золотая Орда) была в составе империи, при жизни Бату она не была самостоятельным государством. Новгородская летопись (1242 г.) Батыя называет воеводой, кем он, в сущности, и являлся. Царский титул был присвоен Батыю летописцами более позднего периода, да так и закрепился.

Наследование улуса Джучи

После смерти старшего сына Чингисхана самые обширные западные владения Монгольской империи, называемые по имени бывшего управителя улусом Джучи, унаследовал один из многочисленных (их было около сорока) сыновей умершего – Батый. Хан Тэмуджин лично распорядился о назначении наследником улуса Джучи этого своего внука. Между тем известно, что Бату не был старшим сыном своего отца, не имел к тому времени репутации прославленного воина, не мог являться признанным военачальником – в 1227 году ему было всего 18 лет. Также нельзя заподозрить, что он был любимым внуком своего великого деда. Объяснить загадку этого назначения, справедливость которого ни разу не была оспорена даже после смерти Чингисхана, могут лишь сведения об особой харизме юного Бату, его способности выступать в роли посредника между людьми и Высшими Силами.

Командование западным походом

По приказу хана Угэдея поход на запад возглавил Батый. Хан вынужден был назначить своего племянника Саин-хана (Бату) в качестве компромиссной кандидатуры, поскольку другие Чингизиды (Гуюк, Бури и Мунке) также имели свои амбиции по поводу главенства в этом походе, они не собирались уступать друг другу. И хотя план похода разрабатывал Субэдэй, последний был соратником Чингисхана, но не являлся Чингизидом. Назначение Бату было уместным еще и потому, что он был наследником старшего сына Тэмурджина и управителем улуса Джучи, расширение владений которого предполагалось в первую очередь за счет западного похода. Поэтому Бату был наиболее заинтересован в успешном выполнении миссии.

Покорение Руси

После завоевания булгарских городов летом 1237 года объединенные силы монгольского войска взяли курс на север. Мы не станем описывать, как были покорены Рязань, Москва и Владимир. В настоящей статье нас интересует не столько сам поход хана Батыя, сколько его отдельные, не поддающиеся простому объяснению, а потому доступные лишь для высказывания версий отдельные моменты. Одним из таких нюансов является тот факт, что после покорения княжеств Саин-хан оставлял на руководящих постах лояльных к нему князей, более того, была оставлена без изменений религиозная система и та часть духовенства, которая не призывала к свержению ханской власти. Можем предположить, что Батыя полностью устраивало как государственное устройство, так и религиозный порядок покоренных земель. Подтверждением этому служат регулярные поездки русских князей в Орду за ярлыками – символами власти, дарованной ханом, а также освобождение духовенства от податей.

Вызывает недоумение эпизод северного похода, связан ный с отказом от завоевания Новгорода.

Согласно общепринятой версии, в марте 1238 года, не дойдя 100 верст до Новгорода, тумены Батыя повернули на юг по причине начинающейся распутицы, в которой могло бы увязнуть конное войско. Однако есть мнение, что хан Батый на Руси опасался не столько бездорожья и хлябей, сколько недостатка провианта для войска и фуража для лошадей. Его многочисленная армия была конной. Помимо боевого коня, у каждого воина были и другие лошади (от 1 до 3), которые обеспечивались фуражом за счет конфискации в захватываемых деревнях зимних запасов. К началу весны эти запасы были уже минимальными. Но это, конечно же, одна из версий. Как и все прочие, она является предметом для дискуссий и не претендует на статус истины.

Комментарии