Государственное устройство и его формы

Одной из основных характеристик той или иной страны считается территориально-государственное устройство. Оно характеризует не только территориальное разделение государства, но и распределение власти на каждой обособленной единице, а также характер их взаимодействия друг с другом.

Государственное устройство принято разделять на сложное и простое. Первое включают федерации и конфедерации, а простым считается унитарное или единое государство. Такая страна не содержит в своем составе отдельных образований, а органы власти распределяются на определенные административные центры. Она обладает некоторыми отличительными свойствами:

  • Одна система законодательства.
  • Единые органы власти, которые предполагают наличие законодательной, судебной и исполнительной. Один орган управления контролирует исполнение основных функций аналогичных организаций на местах.
  • Если говорить о финансовой составляющей, то государственное устройство предполагает наличие одной национальной валюты. В ней отображаются цены на всех рынках товаров и услуг, ведется бухгалтерия. Все остальные валюты могут обмениваться на национальную, так как только она свободно функционирует на территории определенного государства.
  • Общая база налогообложения и единое налоговое законодательство.

Кроме того, можно отметить влияние центральных органов власти и других административных центров. В данной сфере также существует разделение на виды:

  1. Смешанные.
  2. Децентрализованные.
  3. Централизованные.

Децентрализованное унитарное государственное устройство отличается наличием местных органов самоуправления, которые обладают долей власти и избираются населением отдельных территориальных подразделений. Соответственно, в составе централизованных не предусмотрены самостоятельные органы власти на местах, там правят чиновники, официально назначенные единым органом управления.

Форма государственного устройства РФ относится к сложной структуре и представляет собой федерацию, которая содержит в своем составе отдельные образования в виде республик, областей, краев, округов и городов. В связи с таким территориальным расположением вводится двухуровневая система власти, в которой присутствует верховный аппарат государственного управления, а субъекты федерации организуют собственную законодательную, судебную и исполнительную власть. При этом отдельные образования наделены правом самостоятельного составления конституционных норм. Аналогично образуется бюджетная система: аккумулируются доходы республиканского назначения и отдельно бюджеты субъектов федерации находят собственные источники доходов и самостоятельно планируют расходную часть.

Еще во времена властвования СССР был предусмотрен закон, позволяющий субъектам свободно выходить из состава федерации. Однако на практике данное право не было реализовано. Именно поэтому сейчас в конституционном праве такой возможности не предоставляется. Таким образом, субъект абсолютной суверенностью не обладает и право свободного выхода из федерации не получает.

Такое государственное устройство, как конфедерация, представляет собой обычный союз или соглашение нескольких стран. Отличительной чертой такой формы считается суверенитет каждой входящей страны. Объединяются они для достижения главнейших стратегических задач в области экономики, политики или военного обеспечения. Отношения между странами закрепляются единым договором или манифестом. Выйти из конфедерации можно в одностороннем порядке. К тому же такие объединения, как правило, не формируют единую законодательную базу, не вводят общую денежную единицу, таможенную и налоговую службу и так далее. Координация действий осуществляется через единый орган управления, в составе которого представители всех стран участников конфедерации.

Комментарии