Писатели и поэты золотого века

Чтобы затронуть тему, которая называется "Поэты золотого века", необходимо как минимум понять, какой этап в русской культуре подразумевается и почему он так называется. Само обозначение является метафорическим, а зародилось оно еще в древности, во времена античности. Возникло оно как трактование особенного состояния богов на тот момент, когда они находились в некоей гармонии.

Произведения древности и их творцы

И такие мифологические представления, естественно, были запечатлены античными творцами. Сначала греческими, такими, как Гесиод. Это была эпоха истории, в которую бог Кронос создал целое поколение золотых потомков. Немного позже поэтический творец Виргилий употребит в своем произведение как раз это словосочетание: золотой век. Но на этот раз речь идет о времени.

А Овидий вспомнит об этом иронически, говоря, что теперь за все приходится рассчитываться золотом, потому что жизнь протекает в золотом веке. И случилось так, что именно литературные произведения Рима позднее стали обозначать в честь этого благородного металла.

Российское творчество, оставившее незабываемый след

Что-то похожее будет происходить и в искусстве Российского государства в самом начале девятнадцатого столетия. Это был период особого покровительства многим наукам, живописи и культуре. Стоит упомянуть, что Герцен, постоянно размышляя о своеобразном развитие шагов российской культуры, о тех преобразованиях, которые она пережила вплоть до девятнадцатого столетия, с присущей только ему манерой высказывания отметил, что на призыв Петра Россия ответила спустя сто лет гениальным Пушкиным.

И необходимо отметить то, что впоследствии стали обозначать золотым периодом, начинается именно с этого времени. Тогда же и Петербург обретает свой классический вид, который читатель знает по шедевру Александра Сергеевича "Евгений Онегин".

Золотая Российская архитектура

Архитектор Захаров основывает Адмиралтейство, француз Том де Томон занимается постройкой биржи, в идее которого запечатлен вид огромного храма античных времен. Карл Росси создает свои неповторимые ансамбли. Это и великолепный Александрийский театр с известной улицей, которая получит его же название. Михайловский величественный замок, строение известного Синода. И все это представляет ту архитектуру, которая опять же заставляет вспомнить античную традицию.

И при созерцании всего этого великолепия возникало впечатление, что Петербург перевоплощается в своеобразное подобие Древнего Рима. Он становился как будто произведением искусств. Именно это и завершало идею воплощения "окна в Европу".

Поэты золотого века. Список, упомянутый другом Пушкина

На фоне этих событий становится неудивительным, что в тысяча восемьсот двадцать пятом, в первой половине девятнадцатого столетия близкий друг Александра Сергеевича Петр Андреевич Плетнев - известнейший поэт, критик, очень грамотный учитель словесности в одной из собственных статей пишет знаменитый обзор. Он был связан с темой российской поэзии, которая охватывала период последних десятилетий. Плетнев упоминает творчество Жуковского, Батюшкова и, разумеется, подчеркивает и гениального Александра Сергеевича Пушкина. Именно тогда и мелькнет фраза: "Вот тут-то и начался век золотой русской словесности".

Взгляд французского эмигранта и писателя Валери на российское творчество

А много позже, в начале двадцатого столетия, в тридцатые годы, в Париже Николай Оцуп создает известную статью, где попытается провести черту между тем, когда возникли поэты золотого века, и началом существования серебряного.

Опирался он на мысли известного писателя Франции Поля Валери, который рассуждает и изучает своеобразие российской литературы девятнадцатого столетия. Он был восхищен и ошеломлен огромным количеством гениальных творцов, которые буквально просияли, как звезды, в этот период на Руси. Это как писатели, так и поэты золотого века, список которых возглавляют Александр Сергеевич Пушкин, Николай Гоголь, Михаил Лермонтов, а также Толстой и Достоевский.

Поль Валери сравнивал это совершенство русского многогранного искусства с развитием античного театра. Тогда буквально за несколько веков лишь несколько гениальных творцов смогли образовать всю драматическую культуру Европы. Его безумно восхищают все произведения писателей, а также стихи поэтов золотого века российской литературы.

Особенное столетие и гениальное искусство российских творцов

Так возникло представление об особенном столетии русского искусства, которое включает в себя всю литературу девятнадцатого века. Писатели и поэты золотого века, прежде всего, связаны с пушкинской эпохой. А это то время, когда были подведены какие-то итоги всего предшествующего восемнадцатого столетия.

Тогда же формируются национальные традиции, многие привычно называют Александра Сергеевича Пушкина основоположником новой российской литературы. Но когда этот золотой век воспринимается в более широком смысле, тогда необходимо вспомнить все девятнадцатое столетие.

И упоминать стоит как пушкинскую эпоху, так и включить туда же творчество Толстого, Федора Достоевского, Антона Чехова. Это итог столетия, когда писатели и поэты золотого века помогают литературному творчеству приобрести характер мирового звучания. А здесь не только достижения нации, а признание российской культуры на другой более широкой арене искусств.

Времена великого гения Александра Сергеевича

Но все-таки стихи поэтов золотого века относятся, прежде всего, к пушкинскому времени. И изначально век гениальной словесности был ассоциирован с творцами первой половины девятнадцатого столетия. А если опираться на суждения Плетнева, то речь идет о творчестве Константина Николаевича Батюшкова, Василия Андреевича Жуковского и, разумеется, Пушкина.

Здесь обнаруживается некая очевидность кольцевой композиции, которую составляют поэты золотого века. Обнаруживается яркая вспышка именно в творчестве поэзии. А середина девятнадцатого столетия будет больше связана с произведениями, относящимися к прозе. Хотя и в этот период выходят в свет несколько сборников не менее удивительных творцов. Это такие поэты золотого века русской литературы, как Некрасов, Федор Иванович Тютчев и Фет. Так складывается, что эти авторы и их три сборника оказываются точно посередине между двумя столетиями российской литературы. Тем не менее они воспринимаются как поэты золотого века.

Русской поэзии того времени преклонялись не только российские читатели, но и многие известные критики европейских государств. Несмотря на то что на территории западных стран рождалось не меньше известных и талантливых творцов, российская поэзия вызывала какое-то особенное трепетное отношение.

Гениальность российских творцов

В тридцатые годы усилиями Михаила Васильевича Ломоносова, Тредиаковского и немного позднее - Сумарокова, возникнет особенная система стихосложения, которую будут использовать многие поэты золотого века. Русские творцы того времени отмечались как самые гениальные и оригинальные авторы. В их произведениях существовала самостоятельная, независимая интонация.

Именно им удалось не только услышать и увидеть все величие российской природы, но воспеть ее в своих стихотворениях. Именно поэты золотого века смогли выразить философскую гармонию взаимоотношений человека и природы. Они практически врастали в стихию, выражая свои тревоги, радости и мысли в стихах, поэмах, балладах, одах и стансах.

А самым выдающимся, безусловно, был Александр Сергеевич Пушкин. Его строки изучают в школе, его стихи знает множество читателей, а биографию изучают десятки историков всего мира. Но не менее гениален и Михаил Лермонтов, который всю свою недолгую жизнь находился в тени Пушкина, что угнетало его. Произведения автора всегда наполнены страданием, тоской и жаждой свободы.

Бесспорно одно, гениальность, уникальность, самостоятельность мышления и безграничная любовь к своей Родине – этими качествами обладали абсолютно все поэты золотого века. Русской поэзии принадлежат десятки творений знаменитых авторов. Эти великие творения и по сей день трогают сердца читателей и вызывают сильные эмоции и чувства.

Комментарии