"Прежде чем я усну": отзывы о фильме (2014)
«Прежде чем я усну» (отзывы единодушны во мнении) – это редчайший пример профессионально отснятого, интригующего, атмосферного и напряженного триллера. И это невзирая на то, что тематика амнезии освещалась кинематографом бесконечное множество раз, причем в разножанровых картинах: мелодрамах, комедиях, фильмах ужасов и в нескольких драматических авторских кинолентах с глубоким подтекстом. Именно таким и является детективный триллер режиссера Роуэна Жоффе "Прежде чем я усну". Отзывы, рейтинг и имена главных героев вы можете узнать, прочитав данную статью.
Фабула
Фильм «Прежде чем я усну», отзывы о котором диаметрально противоположны – от крайне негативных до восторженных, – рассказывает историю о ранимой женщине, страдающей амнезией. Кинолента является адаптированной экранизацией всемирно известного бестселлера "Before I Go To Sleep" - S J Watson ("Прежде чем я засну") С. Д. Уотсона. После автокатастрофы главная героиня Кристин начинает страдать от редкой формы психического расстройства с вычурным названием – психогенная амнезия. Болезнь сыграла страшную шутку с сорокалетней женщиной, теперь героиня помнит лишь события дня текущего, но проснувшись утром – забывает даже саму себя (свою внешность), 14 лет семейной счастливой жизни с супругом Беном. Для того чтобы понять природу своего заболевания и восстановить долгосрочную память втайне от мужа, героиня начинает посещать сеансы доктора Нэша – нейропсихолога университета Лондона. Кинолента «Прежде чем я усну», отзывы, сюжет – вся атмосфера картины и шумиха вокруг него интригует и побуждает зрителя к обязательному просмотру.
Жанровая политика
Возможно, по краткому описанию сюжета ошибочно можно решить, что данная картина, пусть и грамотный, но самый стандартный, классический триллер об амнезии с каноническими для жанра приемами нагнетания напряжения и устрашения, и говорящим названием – «Прежде чем я усну». Отзывы о фильме 2014 года опровергают данные предположения, указывая на то, что повествование то и дело пытается абстрагироваться от «законов» жанра, углубиться в личностные переживания главной героини, превратив таким образом картину в животрепещущую психологическую драму. Блестящей находкой режиссера в этом плане следует считать тот факт, что героиня добросовестно ведет видеодневник, и зритель видит ее терзания и на камеру, и «в обычной жизни». Удачный симбиоз триллера, драмы и детектива и является залогом успешности киноленты «Прежде чем я усну». Отзывы-2014 написаны в негативном ключе лишь со стороны профессиональных драматургов и критиков, зрительской же аудитории картина более чем понравилась, преимущественно - непредсказуемые сюжетные повороты, особенно кардинальное преображение персонажа Колина Ферта на экране.
Актеры и роли
Кинокартина «Прежде чем я усну» (отзывы о фильме, как уже сказано, крайне противоречивы) может похвастаться великолепным актерским кастингом: Николь Кидман, Марк Стронг и Колин Ферт – чудесное трио по-настоящему сильных и талантливых актеров.
Николь всегда была бесподобна в образе героинь на грани неровного срыва или надломного напряжения, что было вдохновенно продемонстрировано в фильме «Другие» (2001). С ролью Кристины актриса справилась блестяще, ее основным козырем является естественность. Благодаря мастерской работе оператора, множеству удачных крупных планов, зритель имеет возможность неоднократно убедиться в профессионализме актрисы. Прекрасен и Марк Стронг, который в этой картине изменил своему привычному амплуа и не сыграл злодея. Его персонаж убедителен, образ яркий и многогранный, мастерски обыгранный актером. Однако настоящим открытием фильма «Прежде чем я усну» (отзывы киногурманов особенно выделяют данный факт), является актерская работа Колина Ферта. Актеру наконец удалось избавиться от пресловутого образа Дарси из всем известного «Дневника Бриджит Джонс» и похожих персонажей в романтических мелодрамах. В образе супруга главной героини он смотрится так естественно и даже инфернально, что его персонаж пугает и настораживает.
Сюжетная фишка
Триллер «Прежде чем я усну» - отзывы о фильме тому доказательство - страдает недугом, распространенным среди множества картин данного жанра: он имеет одну лишь сюжетную фишку. А это невыносимо усложняет наращивание нарратива, нагнетение саспенса и поддержание единого, неразрывного уровня канвы на протяжении всего хронометража картины. В сюжетном повествовании ленты всего одна тайна, и как ни пытается режиссер представить личное расследование персонажа Кидман чередой пугающих и настораживающих открытий, никаких особых эмоциональных всплесков каждый последующий эпизод не вызывает. Это уж точно не «Помни» со слегка «повернутой», но затягивающей и интригующей шаговой последовательностью. В фильме «Прежде чем я усну» все значительно проще – новый день, сумбурное утро, звонок от Нэша с напоминанием о видеокамере, редкие и неясные вспышки воспоминаний, неловкие расспросы супруга. Но истинные ценители психологического кино оценят "простоту" по достоинству.
Высокое качество
До выхода в прокат киноленты «Прежде чем я усну», отзывы 2014 года о котором весьма неоднозначны, тематика амнезии поднималась в следующих кинолентах: «Дежа вю» (1989), «Кто я?» (2010), «Малхолланд-драйв»(2001), «Мементо»(2000) в отечественном прокате - «Помни». Эти киноленты были по достоинству оценены кинокритиками и широкой зрительской аудиторией и единодушно признаны лучшими. Станет ли триллер Роуэна Жоффе таким же культовым - пока не известно. Впечатление о картине несколько портит банальный и мелодраматический финал.
Зачем триллеру хэппи энд?
В плане кульминации триллер «Прежде чем я усну» (отзывы о фильме указывают на данную оплошность создателей) заметно проигрывает себе подобным. Вместо катарсиса в финале зритель испытывает или разочарование, или умиление – но это совсем не те чувства, на которые рассчитывают поклонники жанра. Непонятно почему автор в угоду массам, обожающим хэппи энды, пожертвовал целостностью сюжетного повествования! Ведь сломав драматургию, создатели не только разочаровали фанатов кинокартин жанра триллер, но и выставили в неприглядном свете актеров, участие коих, как правило, гарантирует выверенное качество фильма.
Манипуляции с памятью – дело серьезное
Кинематографические манипуляции с памятью и сознанием – дело довольно деликатное, в них зрителю легко заблудиться. «Игры» с сознанием, подсознанием требуют особой атмосферы, настроя, погружения в эмоции, мысли, проблемы героев. Если какого-либо компонента не хватает, фильм-триллер «не сработает». Остается надеяться, что лента Жоффе останется в памяти не только кинокритиков, но и широкой зрительской аудитории, так как все предпосылки для этого имеются.