Адаптация пятиклассников в школе. Психологическая адаптация пятиклассников: методики

Вот и окончена начальная школа. Это, на первый взгляд, простое событие таит в себе довольно много проблемных камней. И самое главное, родители забывают, что это событие связано с окончанием детства у детей.

После летних каникул дети идут в школу уже в новом качестве, учащимися среднего звена. Они ощущают себя взрослее. Первый их день в школе больше похож на состояние эйфории. Ведь школьники встретились после долгих каникул. Им есть о чем поговорить друг с другом, есть чем поделиться. Дети испытывают приток энергии и сил, им кажется, что они готовы воспринять все новшества, которые появились в школьной жизни. Но такое состояние длится, как правило, недолго, примерно 1-2 недели, не больше. А потом настроение резко снижается, особенно после первых самостоятельных и контрольных. На школьников накатывает волна «безрадостных» будней, более низкие оценки, чем были в начальной школе. А с этим проходит еще и страх: «А что скажут папа с мамой?» И тогда наступает самый трудный период адаптации.

Родители же зачастую могут много рассказать о том, как их ребёнок привыкал к детскому садику, сколько проблем с адаптацией было, когда он пошел в первый класс. А вот если спросить у них про ребенка-пятиклассника и его проблемы с адаптацией в школе, такой вопрос может вызвать недоумение. Родители просто не знают об этих проблемах, считая, что ребёнок уже взрослый и сам способен решать их. Но как раз этот период, совпадающий с началом перехода в подростковый возраст, является в школьной жизни очень трудным. Ребёнок уже вырос, стал самостоятельным, но все же адаптация пятиклассника в школе требует ощутимой помощи со стороны родителей.

Переход в среднее школьное звено для любого ребёнка – это важный этап в его жизни. Он переживает определённого рода стресс, ведь теперь условия его обучения терпят изменения, необходимо под них подстроиться. Насколько успешно пройдет эта подстройка, зависит от многих факторов и не только от самого ребёнка.

Что собой представляет адаптация и дезадаптация

Если говорить простыми словами, то адаптация – это способность организма подстраиваться под меняющиеся условия среды. Этот термин можно отнести как к физиологическому состоянию, так и к психологическому. Поговорим о последнем.

Психологическая адаптация пятиклассников – это способность учеников изобретать новые способы поведения, в зависимости от сложившейся ситуации, то есть быть гибкими. В данном случае гибкость должна пониматься как личностное качество. Её наличие зависит от разных факторов, но в первую очередь от жизненного опыта.

Адаптация пятиклассников – сложный процесс, который в силу определённых причин может пройти неудачно. И тогда происходит противоположный эффект, именуемый дезадаптацией.

Виды дезадаптационного процесса у пятиклассников

- Эмоциональная – проявляется в тревожном поведении, в переживаниях по поводу школьных занятий, необъяснимом страхе перед учителем или одноклассниками.

- Поведенческая – ребёнок ведёт себя неадекватно: проявляет агрессию, недисциплинированность, часто становится зачинщиком конфликта.

- Интеллектуальная – характеризуется низким мотивационным уровнем относительно учёбы, нежеланием продолжать обучение.

- Коммуникативная – выражается в тревожном и замкнутом состоянии, которое не позволяет ребёнку эффективно строить взаимоотношения с взрослыми людьми и со сверстниками.

Факторы, влияющие на адаптацию пятиклассников

Анализ адаптации пятиклассников показывает, что существуют определённые факторы, которые оказывают прямое влияние на успешность прохождения данного процесса. Как родителям, так и учителям очень важно быть осведомлёнными в этой области, чтобы суметь вовремя помочь ребёнку. Адаптация пятиклассников условно делится на внешнюю и внутреннюю.

К внешним адаптационным факторам можно отнести

- Влияние экологических условий.

- Особенности организации процесса обучения.

- Компетентность педагогических воздействий.

- Адекватность учебных требований.

- Особенности воспитания в семье.

- Возможность занятия внеучебной деятельностью.

Внутренние адаптационные факторы включают в себя

- Особенности личностного склада ребёнка: коммуникабельность, склонность к проявлению самостоятельности и организованности.

- Состояние здоровья.

- Степень развития интеллектуальной сферы.

- Мотивация к обучению.

- Умение поддерживать работоспособность на высоком уровне длительный период времени.

Признаки успешно и неуспешно пройденной адаптации

Существует ряд признаков, на которые можно ориентироваться, осуществляя анализ адаптации пятиклассников. Это нужно для того, чтобы вовремя обнаружить проблему и суметь своевременно помочь ребёнку.

Характерные признаки успешно пройденной адаптации

- Удовлетворённость ребёнка социальными контактами и межличностным общением внутри школьного коллектива.

- Положительное отношение школьника к процессу проведения уроков.

- У ребёнка не возникает особых трудностей в усвоении учебного материала.

- Достаточный уровень самостоятельности при подготовке домашнего задания.

К признакам дезадаптации можно отнести

- Разлады психофизиологического характера (тревожный сон, тяжёлый подъём по утрам, частая головная боль, вялое состояние, хронически протекающая усталость).

- Недовольство по поводу отношений с одноклассниками, страх перед учителем.

- Скрытие эмоций, нежелание рассказывать о своих впечатлениях.

Почему возникают трудности адаптации пятиклассников

Переход в среднюю школу – это период, когда ребёнок постепенно начинает стремиться к самостоятельному решению жизненных трудностей и задач. Надо помнить, что адаптация пятиклассников в школе связана с изменениями не только в физиологическом плане, но и в психическом. Проявляющееся чувство взросления заставляет ребенка отстаивать свою независимость. Вместе с этим появляется желание противостоять советам и наставлениям старшим, отрицая практически любое их влияние.

Так как пятиклассник стоит на пороге переходного возраста, у него возникает стремление выделиться среди школьного коллектива, стать эталоном для других. Для этого ребёнок начинает искать того персонажа или члена семьи, на которого он мог бы держать равнение, подражать ему.

В этот период у ребёнка появляется критичность, которая тесно связана с формирующейся самооценкой. Возникают зачатки рефлексии (склонность к самоанализу, самовоспитанию). На основе рефлексии и зарождающегося теоретического вида мышления у ребёнка складывается собственное мнение и представление по разным вопросам.

Роль родителей в адаптационном процессе

В начале учебного года учителям желательно провести специальное родительское собрание. Адаптация пятиклассников – это довольно многоструктурный процесс, который затрагивает все системы жизнедеятельности ребёнка. Поэтому на данном родительском собрании больше всего следует уделить внимания именно этой теме. Очень важно, чтобы классный руководитель смог грамотно донести родителям все нюансы и аспекты такого непростого процесса, как адаптация к среднему звену. Ведь именно от родителей зависит большая часть успешного протекания адаптации ребёнка.
Родители должны знать, что в данный период ребёнку необходима их поддержка, в частности, безусловное принятие его самого и его действий. Не стоит слишком ругать ребёнка за проступки или за неудовлетворительную оценку. Гораздо лучше будет, если родители пойдут навстречу своему ребёнку и постараются помочь ему исправить ситуацию. Адаптация пятиклассников в школе будет протекать куда успешнее, если родители смогут создать для своего ребёнка чёткий режим дня и будут тщательно следить за его исполнением.

Как могут помочь учителя

Процесс привыкания к изменениям должен проходить комплексно, и для его успешного прохождения необходима помощь учителей-предметников, а также классного руководителя. В августе до начала учебного года для учителей должен быть проведён педсовет по адаптации пятиклассников, на котором должны быть в обязательном порядке рассмотрены актуальные вопросы в рамках данной темы.

Для того чтобы предотвратить возможное возникновение некомфортного состояния у детей, классный руководитель в первую очередь должен позаботиться о создании оптимального психологического климата в классе. Этого можно достичь, если при рассаживании детей за партами стараться учитывать их психологическую совместимость, пожелания родителей, а также индивидуальные особенности каждого. Нелишним также будет провести для детей небольшую экскурсию по школьным кабинетам, в которых они будут учиться. Такая тактика поможет снять напряжение и излишнюю тревогу у учеников.

Кроме того, не забывайте, что важную роль в решении трудностей адаптационного периода играет родительское собрание. Адаптация пятиклассников должна быть одним из ключевых вопросов, который должен освещаться на протяжении всего адаптационного периода, который длится примерно около года.

Важные аспекты психологической диагностики

Немаловажную роль играет диагностика адаптации пятиклассников. Методики, которые для этого применяются, призваны не только показать текущее состояние ребёнка, но и помочь в прогнозировании возникновения будущих проблем. Кроме этого, такие методики могут дать информацию о причинах, которые не дают успешно протекать адаптационным процессам.

Понятно, что все методики должен проводить специалист, имеющий психологическое образование. На основе проделанной работы он должен составить специальный документ-справку, под названием «Адаптация пятиклассников». Справка такого рода может включать в себя программу по изучению данного явления, перечисление использованных методик, а также интерпретацию с результатами и основные рекомендации учителям и родителям.

Психологу нужно помнить о том, что все методики должны быть валидны, то есть соответствовать возрастным особенностям детей, а также изучаемой проблеме. В противном же случае психолог получит искажённые результаты диагностики, его помощь в данном случае будет равняться нулю.

Опросники, которые допустимо применять в данном случае

Несомненно, один из самых сложных процессов, которые происходят в жизни школы, – это адаптация пятиклассников. Диагностика в данном случае должна включать в себя разноплановые тесты и методики. Очень хорошо зарекомендовали себя различного рода специальные опросники. Сразу надо сказать, что педсовет по адаптации пятиклассников, конечно же, даёт учителям представление о том, какие признаки соответствуют успешно пройденной адаптации учеников. Но только на одни знания учителей невозможно полагаться в оценке психологического состояния школьников, поэтому использование методик становится необходимым.

Опросники

- «Отношение к учебным предметам».

- «Чувства в школе».

- «Черты идеального учителя».

Опросник «Отношение к учебным предметам», как правило, даёт информацию о склонностях и способностях ребёнка. Благодаря опроснику «Чувства в школе» можно определить уровень адаптации целого класса, а не отдельно взятого ученика. «Черты идеального учителя» – это та методика, которая может помочь выявить ошибки учителя, которые препятствуют успешной адаптации учеников.

Методика «Цветные письма»

Не стоит забывать, что в период перехода в среднее звено ребёнок испытывает большой стресс, который носит название "адаптация пятиклассников". Методики очень хорошо работают, если направлены на бессознательную сферу ребёнка. Одним из таких вариантов является метод «Цветные письма». Он даёт возможность психологу получить информацию о наличии психологического комфорта или дискомфорта у школьников на разнообразных уроках. Кроме этого, с помощью данной методики можно выявить наиболее стрессогенные школьные занятия для каждого отдельного ребёнка.

Тест предоставляется в виде бланка, на котором с левой стороны отпечатываются названия изучаемых школьных дисциплин, а с правой - цепочка из пустых квадратиков. Психолог просит учеников взять цветные карандаши и напротив каждого предмета закрасить квадратик любым цветом. Используемые цвета могут повторяться. После этого специалист проводит обработку полученных данных, опираясь на значения цветов по Люшеру, а также прописывает рекомендации по адаптации пятиклассников. Рекомендации психолога должны строго выполняться учителями и родителями, так как это может в значительной степени помочь ребёнку.

«Открытое письмо родителям»

Процесс, который происходит во время перехода детей из младшего звена в среднее, – это неизбежная адаптация пятиклассников. Диагностика обязательно должна строиться на комплексном исследовании конкретного класса или отдельного ребёнка. Для получения объективных результатов необходимо использовать несколько методик одновременно.

«Открытое письмо родителям» – это та методика, которая направлена на сознательную сферу школьника. Она является одной из часто применяемых, потому что обычно с родителями ребёнок может быть более откровенен, чем с другими взрослыми. Это даёт возможность получить точные результаты.

Бланк ответа ученика содержит начала предложений, которые ему необходимо продолжить. Они все ориентированы на его школьную жизнь. В частности, данный тест даёт информацию о некоторых уровнях адаптации, обычно о социальном и психологическом. Кроме этого, такая методика раскрывает особенности взаимоотношений ученика с одноклассниками и учителями, а также в отдельных случаях помогает выявить причины дезадаптации.

Надо не забывать, что психолог должен стремиться к комплексному проведению работы, которую составляет диагностика адаптации пятиклассников. Методики должны быть подобраны очень грамотно, с учётом возрастных особенностей детей.

Тест, предложенный Филллипсом

Данная методика очень актуальна для пятиклассников, так как чаще всего они испытывают чувство неопределённости, страха, волнения, что, естественно, негативно сказывается на общем их самочувствии и процессе усвоения знаний.

Методика Филлипса служит для определения уровня тревожности детей, связанной с пребыванием в учебном заведении, а также даёт представление о возможных причинах такого состояния. Данный тест очень развёрнуто может ответить на вопрос, насколько адаптация пятиклассников проходит удачно. Методика одинаково эффективно работает как для среднего, так и для младшего школьного возраста. Тест имеет 58 вопросов, поэтому проведение его должно осуществляться тогда, когда школьники не сильно устали от уроков. На каждый вопрос школьники должны дать либо положительный, либо отрицательный ответ. После проведения методики психолог подсчитывает полученные результаты, используя ключ к тесту, и составляет интерпретацию. Очень удобно предоставлять уже обработанные данные в диаграммном виде, так сразу будет хорошо заметна разница в показателях.

Такая проблема, как адаптация пятиклассников, требует к себе повышенного внимания как со стороны учителей, так и со стороны родителей. Нельзя данный процесс пускать на самотёк, необходимо обязательно следить за психическим комфортом ребёнка и стараться контролировать его эмоциональное состояние. Ведь от того, насколько успешно будет пройден данный этап в жизни ребёнка, зависит не только качество усвоенных им текущих знаний, но и в целом отношение к учёбе и труду.

Комментарии