Бытовой жанр в изобразительном искусстве. Художники бытового жанра
У каждого художественного направления есть свои поклонники и критики. Но бытовой жанр в изобразительном искусстве занимает особое место – с ним связано множество предрассудков, он привлекает зрителей занимательным сюжетом и нередко бывает раскритикован именно поэтому, ведь некоторым это кажется слишком мелочным и анекдотичным. Некоторые искусствоведы годами пытаются ответить на вопрос о том, стоит ли вообще писать обыденность.
Как появилось данное направление?
Сцены повседневной жизни вдохновляли людей еще в древние времена. Тогда искусство было способом взаимодействия с окружающим миром, попыткой усилить воздействие магических обрядов. Поэтому рисунки так поражают своей жизненностью и эмоциональностью. Древние образцы египетской живописи и мелкой пластики выражают повседневные мотивы труда, содержат семейные, любовные, театральные, карикатурные сценки. Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников.
Бытовой жанр в живописи раннего христианства
Зачатки новой религии развивались во враждебной атмосфере, скрываясь в катакомбах и пользуясь секретными шифрами. Бытовой жанр в изобразительном искусстве того периода тоже опирался на тайную символику – картины с рыбной ловлей рассказывали о крещении, сценки со строительством намекали на создание церковных общин, а веселое застолье призвано было отразить блаженство душ в райской обители.
Развитие направления в эпоху Возрождения
В начале пятнадцатого столетия бытовой жанр в живописи дополнился особенным смысловым направлением. Художники начали изображать карнавальные и свадебные обряды, а также сцены, посвященные жизни разных сословий. Как и в прежние времена, каждую деталь живописцы стремились наполнить символизмом. Свечи были указанием на человеческую жизнь, цветы и фрукты – на плодородие, птицей в клетке изображали девичье целомудрие, а метла была способом избавиться не только от сора, но и от злых духов. Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо. Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни.
В центре внимания оказывались не религиозные идеи, а люди и их земной мир во всех его подробностях. Особенно заметна переоценка ценностей в появлении рыночных сценок. Вместо евангельских эпизодов художники бытового жанра рассказывали о крестьянах, вдохновляясь плодами матери-Природы и ее бесконечной энергией. Такое настроение заметно в полотнах Питера Брейгеля Старшего, Веласкеса, Вермеера и Караваджо. Самые низшие сословия изображались с любовью и обаянием, которых не было в искусстве прежде.
Бытовой жанр во времена Просвещения
Несмотря на всю живописность, картины эпохи Возрождения несли в себе и некоторую дидактичность. Именно поэтому к началу Просвещения бытовой жанр в изобразительном искусстве начинал изживать себя. Мотивы о том, что пьянствовать и плутовать плохо, а жить в спокойствии семейного быта – хорошо, стали совсем ханжескими и обесценили это направление. Тем не менее, в начале девятнадцатого века мировые, и в том числе и русские, художники бытового жанра вернули ему прежний авторитет. Например, живописец Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления.
Картины Венецианова изображали социальные недуги с потрясающей эмоциональностью и без лишнего ханжества, в жанре критического реализма не уступая литературным шедеврам Федора Достоевского. Сам писатель отмечал, что исторические живописцы изображают то, что знают как случившееся, а жанристы – выступают очевидцами показанных событий.
Салонная живопись
К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком. Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен. Но вскоре бытовой жанр в изобразительном искусстве снова вернулся на прежний уровень – возникновение импрессионизма вернуло ему значение. Мимолетные моменты, мастерски подмеченные художниками, были наполнены смыслом не меньше, чем крупные исторические полотна, возвращая повседневности ее значимость.
Бытовой жанр в двадцатом веке
Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов. Появились плакатные образы, иронические наблюдения и философские раздумья. Бытовой жанр в изобразительном искусстве стал универсальным способом изобразить жизнь во всей полноте, включая праздники, сцены детства или старости, картины, полные реализма. В полотнах воспевался мирный труд. На контрасте с псевдомонументальными полотнами, популярными в силу политической ситуации, безыскусное отражение быта вызывало естественную симпатию. К концу двадцатого века в жанре появились энергичные, темпераментные картины, отлично отражающие дух времени и вместе с тем обогащающие традицию, сохраняющуюся со средневековья.