Открытое занятие в подготовительной группе по экологии, математике, обучению грамоте

Для того чтобы глубоко раскрыть такой важный и актуальный вопрос, как воспитательная система ДОУ, необходимо вспомнить историю дошкольной педагогики.

Теоретические основы дошкольной педагоги

Полноценное открытое занятие в подготовительной группе является широко применяемой формой воспитательного процесса в ДОУ. В свое время польским педагогом Яном Коменским была обоснована необходимость проведения занятий при обучении дошкольников.

К. Д. Ушинским был выдвинут тезис о взаимосвязи между занятиями в детском саду и уроками в начальной школе. А. П. Усовой были разработаны основы воспитания детей в ДОУ, а также доказано, что открытое занятие в подготовительной группе помогает развивать ребенка, готовить его к обучению в школе.

Уровни дошкольного воспитания

Педагоги выделяют два основных уровня знаний, овладевают которыми дети в ДОУ.

  • Первый уровень – элементарные знания, приобретаемые дошкольниками в результате общения со сверстниками, другими людьми, в ходе игры.
  • Второй уровень – знания и умения, приобретаемые детьми в процессе обучения.

Также выделяют три вида учебной дошкольной деятельности, напрямую связанных с познавательными мотивами малышей:

  • умение внимательно слушать предоставляемую на уроке информацию и соблюдать указания старших по ходу и методам выполнения;
  • умение дать оценку той работе, которая проделывается на протяжении тематического урока в компании не только воспитателя, но и сверстников дошкольника;
  • умение достигать поставленных целей, находя для этого единственно верное решение или несколько альтернативных вариантов, которые при определенной доработке с воспитателем помогут достигнуть решения задачи.

Значимость воспитательных занятий в ДОУ

Любое открытое занятие в подготовительной группе считается активным средством образования детей дошкольного возраста.

Ведущие педагоги и детские психологи занимались изучением вопросов, связанных с применением занятий в качестве основной формы фронтального обучения дошкольников.

В современной дошкольной педагогике (ФГОС) также открытое занятие в подготовительной группе имеет положительное влияние на личностное и интеллектуальное развитие, а также на полноценную подготовку к школе.

Формы и методы занятий в ДОУ

В данный промежуток времени происходит постоянное совершенствование внеклассных занятий в разнообразных направлениях: постоянно усложняется и расширяется само содержание дошкольного обучения, идет поиск эффективных форм взаимосвязи между различными видами деятельности. Все чаще, например, открытое занятие в подготовительной группе по экологии воспитатели стараются проводить в форме игры, тем самым повышая у дошкольников интерес к обучению.

В настоящее время многие воспитатели переходят от групповых занятий к работе в малых группах. Подобная тенденция позволяет повышать качество обучения, ведь при индивидуальном подходе дети быстрее усваивают теоретический материал, получают практические навыки.

О современных тенденциях в системе дошкольного образования

Среди новых тенденций, активно используемых в дошкольных учреждениях, нужно выделить построение систем развивающих занятий в разных областях. Постепенно происходит усложнение заданий, предлагаемых на занятиях, мероприятия воспитатели стараются максимально приближать к обычной жизни дошкольников, чтобы создавать благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития малышей.

Какие существуют формы дошкольного обучения

Принято выделять такие формы дошкольного обучения:

  • индивидуальную;
  • групповую;
  • фронтальную.

В ДОУ выделяется время на проведение внеклассных занятий, индивидуальную работу с детьми. Под содержанием дошкольного обучения принято понимать такие виды деятельности:

  • спортивную;
  • предметно-игровую;
  • трудовую;
  • продуктивную;
  • сюжетно-ролевую.

О структуре и характерных особенностях занятий с дошкольниками

Существуют специальные программы, по которым работают воспитатели ДОУ. Само открытое занятие в подготовительной группе по математике по ФГТ имеет четкую структуру, она определяется спецификой и содержанием деятельности дошкольников.

Вне зависимости от подобных факторов на любом дополнительном занятии должны быть три части, которые между собой связаны методикой и содержанием, это: начало мероприятия, ход занятия, а также окончание.

Начало занятия

Начиная открытое занятие в подготовительной группе по математике, воспитатель должен настроить детей на предстоящую деятельность, переключить их внимание, эмоционально настроить детей, четко объяснить суть задачи. Основываясь на этих объяснениях, дети формируют свой план действий, они должны понять, каков алгоритм выполнения задания, и какой результат должен быть получен.

Ход занятия

Само открытое занятие в подготовительной группе по окружающему миру (или другой дисциплине) представляет собой самостоятельную умственную либо практическую деятельность дошкольников, которая состоит в усвоении определенных умений и знаний, поставленных воспитателем в начале занятия. Данный этап занятия предполагает индивидуализацию приемов и обучения в полном соответствии со спецификой мышления, темпом усвоения, уровнем развития ребенка. На данном этапе обращения к дошкольникам возможны только в экстренных случаях, когда малыш ошибается. Тем дошкольникам, которые обладают вниманием, хорошей памятью, умениями сопоставлять, анализировать, педагог должен оказывать минимальную помощь.

Например, если проводится открытое занятие в подготовительной группе по аппликации, достаточно напомнить, направить, дать совет воспитаннику и дать ему шанс своими силами найти выход из сложившейся ситуации.

Завершение занятия

Воспитатель должен видеть конечный результат деятельности дошкольников, чтобы оценить его рост, формирование определенных навыков и умений. Желательно, чтобы открытое занятие в подготовительной группе по окружающему миру завершалось подведением итогов, оценкой деятельности малышей. Существует прямая зависимость между возрастом детей, их индивидуальными особенностями и сложностью поставленных перед ними учебных задач.

Каждая часть занятия в ДОУ может иметь свои специфические особенности, все зависит от поставленных целей, а также от раздела, взятого для проведения занятия. Например, открытое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте преследует такую цель, как правильное произношение трудных слов, умение строить определенные предложения. Если воспитатель применяет в своей работе частные методики, они имеют четкие рекомендации на каждом этапе занятия, а также предполагают рефлексию.

После того как открытое занятие в подготовительной группе по математике завершится, воспитатель анализирует освоение программных задач детьми, намечает план и содержание последующих занятий.

Структура занятий в ДОУ предполагает наличие проверки знаний, навыков, умений дошкольников. Такую проверку выполняют в процессе наблюдений за поведением детей во время занятий, анализируя результаты их работы и поведение малышей во время игры.

О классификации занятий в детских садах

В наши дни применяют специальную классификацию всех занятий, проводимых с детьми дошкольного возраста. В зависимости от поставленной дидактической задачи, например, открытое занятие в подготовительной группе по экологии может быть разделено на следующие виды:

  • необходимое для усвоения умений, новых знаний;
  • для закрепления имеющихся умений и навыков;
  • творческие и прикладные занятия;
  • комбинированные занятия, проводимые для решения разных воспитательных задач.

По содержанию знаний все занятия в ДОУ предполагается деление:

  • на классические занятия, проводимые по определенным разделам обучения;
  • на интегрированные уроки, которые предполагают сразу несколько образовательных разделов.

Любое открытое занятие в подготовительной группе на тему космоса можно считать комбинированным, способным сразу решать разные дидактические задачи (рассказывать детям о звездах, космических исследованиях, развивать их творческие способности).

Относительно содержания занятий в ДОУ отметим, что можно использовать знания сразу из нескольких разных сфер деятельности, благодаря чему у малыша будет формироваться единое представление об окружающем его мире. Интегрированные занятия в полной мере соответствуют концепции развития личности ребенка. Для ДОУ предполагается проведение занятий по следующим направлениям:

  • знакомство с окружающим миром;
  • развитие речи дошкольников;
  • конструирование и изобразительная деятельность;
  • музыкальные занятия;
  • физическая культура;
  • формирование элементарной физической культуры.

Существуют определенные требования к программам дошкольного воспитания (ФГОС), на их основе и создаются индивидуальные программы развития дошкольников.

В программе любого занятия в ДОУ должны быть предусмотрены:

  • определенные объемы знаний о качествах и свойствах предметов, их изменениях, взаимосвязях алгоритмах действий, первичном усвоении, расширении знаний, закреплении, а также их обобщении;
  • об объеме практических умений и навыков в случае обучения продуктивным формам деятельности;
  • о количестве навыков, требуемых для эффективной учебно-познавательной деятельности, их первоначальном формировании и совершенствовании, а также применении.

Размер учебного содержания на занятии учитывает объем памяти, концентрацию внимания дошкольников, их умственную работоспособность.

Среди разных форм занятий в ДОУ особое место занимают познавательные экскурсии. В ходе экскурсий воспитателю удается решать и образовательные, и воспитательные задачи.

Комментарии