Режиссер "Титаника". Как снимали фильм "Титаник"
«Титаник» - это великий фильм, фильм на все времена. О нем говорят преимущественно с восхищением и восторгом, испытывая перенасыщение возвышенными эмоциями. Его не просто любят – его ценят как выдающееся наследие всемирного кинематографа. Режиссер «Титаника» создал неистощимый источник вдохновения для последующего поколения гениев, прожектор, указывающий на единственно верный путь перфекционистского кино.
Эталонный шедевр
Оглушающего и повсеместного успеа картины, награжденной одиннадцатью премиями "Оскар" (повторение рекорда «Бен-Гура» (1959 г.) режиссера Уильяма Уайлера), не ожидал абсолютно никто. Даже в самых смелых своих прогнозах режиссер/продюсер/сценарист Джеймс Кэмерон не загадывал сумму кассовых сборов более 300 млн долларов - и ошибся. В Канаде и США эта лента превысила кассовый сбор в 600 млн. долларов, а во всем мире - 1,8 млрд. долларов. А в России со всеми ее недостатками системы кинопроката «Титаник» лишь в залах, оборудованных стереозвуком, набрал рекордную отметку сбора в 5 миллионов долларов. И все это благодаря тому, что режиссер фильма «Титаник» придумал гениальный поворот событий и свежий взгляд на всем давно знакомую трагедию. Он нашел не подлежащий абсолютно никакому сомнению, а главное, беспроигрышный сюжетный ход, сочиненный исключительно на основе подлинных исторических фактов.
National Geographic как муза, российские батискафы как техподдержка
Всерьез задумался о написании сценария киноленты «Титаник» Кэмерон после получения подарка на свой день рождения от старинного приятеля Льюиса Эбернети - тот вручил ему трактат по истории строительства и крушения легендарного корабля. А вдохновил приступить к созданию фильма одноименный документальный проект канала National Geographic. Более семи лет работал над сценарием его создатель. В 1995 году будущий режиссер «Титаника» совершил около двух десятков погружений к затопленному кораблю. Технически это удалось выполнить благодаря российским батискафам “Мир-1” и “Мир-2”, которые находятся на балансе судна “Академик Мстислав Келдыш”. Каждый сеанс погружения длился несколько часов, однако глубоководные кадры по хронометражу составляют не более 15 минут. Ровно на столько для съемки хватало пленки в специализированной глубоководной камере, которую создал брат режиссера Майкл Кэмерон. Для пущей эффективности Джеймс отдал распоряжение создать макет судна, который намеренно был уменьшен в 33 раза, и, естественно, отдельные кадры были смоделированы на компьютере.
Начало
16 сентября 1996 года на побережье Мексики на специально выстроенной студии начались съемки фильма. Масштабность процесса была глобальной: макет судна был меньше оригинала в длину всего лишь на 38 метров, а океан «сыграл» бассейн водоизмещением 4 млн литров. Благодаря новаторским приемам и компьютерной графике 40 артистов массовки были эффектно превращены в 2000 пассажиров (техника «захвата движения» и эффект "хромакей", который используется для замены фона в видео). Компьютерная графика подарила фильму окружающую водную гладь, резвящихся дельфинов и даже натуралистичность айсбергу из пенообразователя, покрытому тонким слоем воска. Режиссер «Титаника» был весьма категоричен в своих требованиях. Такой профессиональный и детализировано-выверенный подход к работе во время процесса съемки позволил ему добиться удивительной реалистичности, правдоподобности всех эпизодов.
Лучше бы мы его построили!
Но компьютерная графика все же не могла решить все проблемы. Джеймс Кэмерон не мог стремительно потопить макет корабля, как того требовало сюжетное повествование. После того как судно переламывается на две части, его нос должен был тонуть чрезвычайно быстро, однако макет благодаря своей плавучести не хотел стремительно погружаться под воду. Тогда режиссер фильма «Титаник» предложил заполнить все воздушное пространство между двумя соседними отсеками водой, резко поднять макет и тут же его затопить, дабы вода не успела из него вытечь. И идея сработала. С передней частью корабля были еще проблемы – у модели в реальную величину не было носа, и его каждый эпизод дорисовывали на компьютере. Когда Джеймс узнал, в какую сумму обошлись кино эти спецэффекты, он от досады воскликнул: «Уж лучше б мы его построили!» В результате режиссер «Титаника» лишился не только 8-миллионого гонорара, но и всех процентов от кассовых сборов, после того как продюсеры прознали, что запланированный бюджет картины довольно серьезно превышен; вместо запланированных 135 млн – целых 200.
Кейт, Лео, Хорнер и Кэмерон
Одержимость Кэмерона была заразительной, исполнители главных ролей Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет дали согласие участие в проекте задолго до появления окончательно утвержденного варианта сценария фильма, основываясь лишь на предварительных набросках маэстро. Рисунок, изображающий прекрасную полуобнаженную Розу (впрочем, как и все остальные наброски, рисунки в альбоме Джека), выполнил сам режиссер, и в кадре процесса рисования зритель видит именно его руки. Для записи главенствующего саундтрека Джеймс желал привлечь Энию. Но после ее отказа он обратился к старому знакомому Джеймсу Хорнеру, с которым уже сотрудничал в процессе съемки картины «Чужие». Музыка, написанная композитором, странным образом напоминает стилистику музыки Энии, так что режиссер все-таки добился желаемого результата.
Лучший показатель – любовь зрителя
Зрительская аудитория – это сложнейшая структура субъективных мнений и видений, и ее никаким образом нельзя обмануть или разрушить. Однако все практически без исключений картины, созданные Кэмероном, пользуются не только неутихающей популярностью, но и фанатичной преданностью и любовью армии поклонников, насчитывающей миллионы. Мастер снял две самые кассовые киноленты в истории человечества: «Титаник» и «Аватар». Именно он создал интригующую «вселенную Терминатора», так как был режиссером первых двух эпизодов: «Терминатор» (1984 г.) и «Терминатор 2: Судный день» (1991 г). Джеймс Кэмерон (фильмы «Чужие», «Бездна», «Солярис», «Тёмный ангел», «Санктум» - тому подтверждение) несомненно войдет в историю кинематографа как одержимый гений.