Верхотурье, монастырь. Верхотурский Николаевский монастырь
Сибирский город Верхотурье, расположенный на берегу реки Туры, несколько веков назад был едва ли не самым большим населенным пунктом Русского царства в области Зауралья. В конце шестнадцатого века не существовало еще Екатеринбурга, не были построены заводы Демидова, а Верхотурье уже существовало. В городе в те времена работала Верхотурская таможня, и он был центром торговли с народами, населявшими Восточную Сибирь. Сегодня Верхотурье является духовной столицей Урала, благодаря нескольким религиозным учреждениям, посетить которые приезжает множество паломников.
Архиепископ пошел навстречу просьбам стариц и дам
Женский монастырь в Верхотурье является первым монастырем для представительниц прекрасного пола, учрежденным за Уральским хребтом. Годом его основания полагают 1621, когда архиепископ Сибирской епархии Киприан, проезжая из Москвы в Тобольск, пробыл в городе четыре дня и узнал, что многие мирские дамы и старицы находятся в поисках иноческой жизни. После совещания с городским воеводой владыка принял решение о строительстве храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы и нескольких келий, в которых изначально стали обитать около десяти женщин. Именно в честь этой церкви и получил название Покровский монастырь. Верхотурье обладало собственной женской обителью достаточно недолго – в 1764 году данное церковное учреждение упразднили и многие десятилетия старые здания стояли пустыми, постепенно разрушаясь до последних десятилетий, когда появились программы их реставрации.
Не вся территория монастыря доступна для посещения
Сегодня женский монастырь в Верхотурье является действующим. Это небольшое аккуратное здание белоснежного цвета с серебристыми куполами Покровской церкви, которая доступна для посещения. Остальная территория монастыря является закрытой. На территории храма находятся мощи Козьмы Верхотурского, поклониться которым приходят многие паломники. Этот известный уральский юродивый был от роду хромым и ходил на костылях. С малых лет он принял подвиг юродства, ходил на все церковные службы, в том числе уходил молиться из дома ночью. Его кончина датируется 1680 годом, когда он был похоронен в ограде Верхотурского собора.
По его молитве изменился вес драгоценной ноши
После смерти блаженный являлся во сне к одной вдове с просьбой «накрыть могилу от скота» и женщина устроила над захоронением часовню. Кроме того, Козьме приписывают участие в переносе мощей Симеона Верхотурского, в ходе которого юродивый якобы попросил святого прервать перенос, так как у него болят и устали ноги, и люди были вынуждены поставить ношу на землю, так как она стала неподъемной. После того как Козьма отдохнул, процессия продолжила движение, а на месте остановки поставили Свято-Косминскую пустонь. Как найти женскую обитель в Верхотурье? Монастырь находится ниже по течению от городского кремля и к нему, как отмечают туристы, нет указателей, поэтому уточнять, как пройти, нужно у местных жителей. Найти строение не составит особого труда, так как город сам по себе маленький, в нем живет около 7,5 тыс. жителей, и все достопримечательности находятся в шаговой доступности.
Самый маленький кремль России
Паломники считают должным и интересным также посетить Верхотурский кремль, самый маленький кремль в России. На его территории находится Троицкий собор, датируемый началом 18 века. Это здание примечательно находящимися на колокольне собора часами, чугунным полом, который позволяет сохранять прохладу в помещениях даже в жару, и видом на городской подвесной мост через реку. Чем еще интересен город Верхотурье? Монастырь для лиц мужского пола, основанный в 1604 году выходцем из Пошехонья, иеромонахом Ионою, известен своей большой площадью, которая превосходит площадь Кремля в Москве.
Гроб с нетленным телом поднялся из могилы
Через сто лет после основания в Верхотурье Свято-Николаевский мужской монастырь обрел мощи Святого Симеона, которого почитают как покровителя уральских земель. Этот человек был рожден в богатстве и знатности, но в Смутные времена ушел из семьи и дома, находившегося в европейской части Русского царства, на Урал, где поселился в селе Меркушино. Здесь он скрыл свое происхождение и жил как простой крестьянин, воплощая христианский подвиг «опрощения». Симеон посещал местную церковь, уединялся для молитв, шил для крестьян шубы, не взимая за это платы, и проповедовал местным племенам вогулов. Через пятьдесят лет после смерти в 1692 году, гроб с нетленным телом Симеона поднялся из могилы, и землей с его могилы были исцелены многие люди, страдавшие кожными заболеваниями. Через два года мощи были освидетельствованы и перенесены в Николаевский храм.
Мощи святого оказались неподвластными огню
Какие еще чудеса происходили в Верхотурье? Монастырь, на территории которого оказались мощи святого, в 1716 году горел при пожаре, и церковь, где находились останки Симеона, была унитожена полностью, но рака при этом чудесным образом не пострадала. В 1838 году храм был восстановлен и ковчег с мощами поставили в ее приделе. Кроме того, местом поклонения является и место захоронения Симеона Верхотурского в его родной деревне Меркушино, где из могилы забил родник, над которым возвели часовню, сначала деревянную, потом каменную. Праведный Симеон оставил в душах людей неизгладимое впечатление, поэтому в конце 19 века в Екатеринбурге появилось Братство Святого Симеона, которое занималось духовным просвещением, а также поддержкой обездоленных лиц. Мощи Симеона привлекали множество паломников, число которых исчислялось десятками тысяч в год, поэтому в Верхотурье мужской монастырь претерпел существенные архитектурные изменения, чтобы принять всех желающих.
В этом соборе могут молиться пять тысяч человек
Главный собор монастыря, Крестовоздвиженский, был заложен в начале 1905 года и вмещает около 5 тыс. человек. Он является одним из самых больших соборов в России наряду с Исаакиевским и Храмом Христа Спасителя. Культовое сооружение возводилось 8 лет и имеет семиглавое оформление в сочетании с четырьмя звонницами башен. До революции храм был оформлен 64 иконами, фаянсовым иконостасом, германской плиткой на полу, чугунными винтовыми элементами. В храме 137 окон, что в два раза больше, чем в Храме Христа Спасителя в Москве, а его алтарь, высотой тридцать метров, оставляет незабываемые впечатления у посетителей. Какова была судьба этого культового сооружения в годы советской власти в Верхотурье? Монастырь после 30-х гг. использовался под хозяйственные нужды. На территории храма был и кинозал, и склад стройматериалов, и отделение колонии для несовершеннолетних. Возрождение культовых сооружений началось только в 90-х годах двадцатого века.
Все церкви мужского монастыря в Верхотурье
Верхотурье, Свято-Николаевский монастырь которого имеет не одну церковь, демонстрирует разнообразие архитектурных стилей, преобладавших в религиозных строениях на Руси в тот или иной отрезок времени. К примеру, Симеонно-Анненская церковь, расположенная над вратами (надвратная), была заложена в середине 18 века и сооружена в «азиатском» стиле в виде двухэтажного четырехгранника. В храме имеется двухъярусный иконостас, а декоративное убранство близко к русскому стилю и классицизму. Сегодня сооружение считается маловместительным и второстепенным, поэтому литургии в нем служатся редко и поэтому доступ туда ограничен.
Тем, кто желает посетить Верхотурье, монастырь, фото которого представлены здесь, не всегда может предоставить доступ в церковь Николая Чудотворца, построенную на месте некогда существовавшего большого храма. Оригинальное строение, возведенное в 1712 году, было разрушено в 1936, а на его месте в 2000 году построили новый храм во имя того же святого, где литургии проходят периодически. О времени их проведения нужно уточнять у братии монастыря. А вот для тех, кто приезжает поклониться Преображению Господню в Верхотурье, мужской монастырь предоставляет возможность сделать это ежедневно в одноименном храме, возведенном в 1821 году и мало подвергавшемся каким-то изменениям. Помимо культовых учреждений, Верхотурье интересно хорошо сохранившимися образцами старинной архитектуры, краеведческим музеем, а также мирной и тихой атмосферой, благоприятной для отдыха, которая отсутствует сегодня в крупных мегаполисах.