Фламандская живопись. Техника фламандской живописи. Фламандская школа живописи
Классическое искусство, в отличие от современных авангардных течений, всегда покоряло сердца зрителей. Одно из самых ярких и насыщенных впечатлений остается у любого, кто столкнулся с творчеством ранних нидерландских художников.
Фламандская живопись отличается реализмом, буйством красок и обширностью тем, которые реализованы в сюжетах.
В нашей статье мы не только поговорим о специфике этого течения, но и познакомимся с техникой письма, а также с наиболее примечательными представителями периода.
Барокко в живописи
История живописи отражает в полной мере все изменения в социальной и политической жизни человечества. Так, жизнерадостные и разгульные античные фрески сменяются мрачными и мертвыми сюжетами средневековья.
Барокко («причудливый, склонный к излишествам») отражает отход от старых и скучных догм. Оно вобрало в себя все повседневные настроения и черты того времени.
В центре сюжета, как и во всем стиле барокко, стоит человек. Но характер образа становится глубже, насыщенней, реалистичнее. Также возникают совершенно новые жанры, такие как натюрморт, пейзаж, бытовые сцены.
Давайте разберемся, чем же именно отличается фламандская живопись от остальных западноевропейских стилей.
Фламандская или голландская живопись?
Тем, кто интересуется европейским искусством, известно такое понятие, как фламандская живопись. Если заглянуть в энциклопедию, мы узнаем, что фламандцы – это жители Фландрии, которая, в свою очередь, является современной Бельгией. Но когда речь заходит о художниках этого периода, мы видим, что большинство из них голландцы.
Появляется закономерный вопрос: чем же отличается фламандская и голландская живопись? На самом деле все обстоит достаточно просто. В конце шестнадцатого века, а именно в 1579 году, северные провинции Нидерландов освободились из-под влияния испанской короны. Теперь на этой территории сформировалась Голландия.
Примечательно, что культура в молодой стране начинает развиваться внушительными темпами. Ее золотой век продлился недолго, всего лишь столетие. Но работы таких мастеров, как Питер Пауль Рубенс, Антон ван Дейк, Якоб Йорданс и некоторых других художников, стали расцветом национального голландского искусства. Позже, в восемнадцатом веке, на страну начинает оказывать сильное влияние французская культура. Поэтому ни о какой самобытности не может идти речи.
Фламандские художники семнадцатого века все же имеют некоторые особенности стиля, которые их отличают от голландских мастеров из других частей страны.
Во-первых, они живо воспринимают реалистические мотивы итальянцев, о которых мы поговорим позже. Во-вторых, появляются сюжеты, в центре которых стоят не мифические или религиозные сцены, а бытовые истории из жизни простых горожан.
Таким образом, получается, что фламандская живопись – это ранний этап развития голландского изобразительного искусства. Но главной чертой этой эпохи являются национальные голландские мотивы, незамутненные иностранным влиянием.
Заимствования у итальянцев ряда техник, о которых речь пойдет далее, стали лишь основой для формирования самобытного стиля, но никак не зависимостью от их мировоззрения.
Влияние итальянских мастеров
Как мы убедимся позже, фламандская и голландская живопись шестнадцатого века испытывает сильное влияние итальянских художников. Переломный период начинается после Луки Лейденского и Питера Брейгеля Старшего. Последнего, в частности, современники называли «крестьянский» за сюжеты картин и образы персонажей.
Но после небольших изменений, которые произошли в политической карте Нидерландов, начинается совершенно новая эпоха. Фламандская живопись, выделившаяся в отдельное течение, начинает свое гордое шествие к золотому периоду Рубенса.
Болонская школа, маньерическое течение, караваджизм - эти направления приходят из Италии в остальные европейские государства. Именно в этот переломный момент происходит окончательный отказ от средневековых стандартов. Теперь в живописи все больше начинают преобладать мифологические персонажи античности, реалистические сцены голландского быта и натюрморты с охотой.
Монументальность форм, пристальное внимание к деталям, яркие и живые характеры, бытовые сцены, сдобренные щепоткой юмора - это лишь часть характерных черт, присущих фламандской живописи. Особенно же выделяется она на фоне общего европейского изобразительного искусства своими колористическими эффектами.
Голландские мастера играют с техникой кьяроскуро, пресыщают картины яркими красками и широкими мазками. Они берут некогда канонические темы и развивают их в бытовом жанре или вообще доводят до бурлеска. Их персонажи живут и дышат. Мы далее познакомимся с рядом мастеров. Вы увидите, насколько выразительны сюжеты на их полотнах.
История живописи знает множество примеров, когда на творчество и стили работы молодого поколения художников влияли политические и социальные катаклизмы в обществе. Поэтому влияние итальянских мастеров стало свежим глотком воздуха в только освободившихся от контрреформационного влияния Нидерландах.
Техника живописи
Как говорят исследователи, техника фламандской живописи была впервые разработана братьями ван Эйк. Но историки искусства настаивают на том, что многие итальянские мастера использовали эти же методы значительно раньше. Давайте не будем вдаваться в перипетии первенства, а поговорим о самой технике.
Полотно покрывалось изначально белым клеевым грунтом. С ним обращались очень бережно, так как его белизна была самым светлым оттенком на будущей картине. Кроме этого, остальные краски наносились очень тонкими слоями, что позволяло грунту создавать эффект неподражаемого свечения изнутри.
Как и многие другие техники живописи, фламандская имеет четкий алгоритм действий. Вначале создавался «картон» - шаблон будущей картины. Это был грубый эскиз, он прокалывался иголкой по длине всех очертаний изображения. После с помощью угольного порошка заготовка бережно переводилась на загрунтованное полотно.
После перенесения эскиза и наведения его границ будущая картина затушевывалась маслом или темперой. Тончайший слой светло-коричневого покрытия должен был сохранить внутреннее свечение рисунка.
Затем шел этап работы «мертвыми красками» (холодные и блеклые тона, не вызывающие никакого интереса). И завершал создание шедевра процесс нанесения ярких и сочных цветов, которые впечатляют простых туристов и академичных ценителей искусства до сих пор.
Мастера караваджизма
В XVI и XVII веках фламандская школа живописи претерпевает влияние особого стиля европейского искусства. Караваджизм – это наследие итальянского мастера Микеланджело де Караваджо. Он жил в Риме и был одним из крупнейших в Европе мастеров барокко. Современные исследователи считают этого художника основателем реализма в живописи.
Он работал в технике кьяроскуро (свет-тень), в которой происходит контрастное противопоставление темных участков картины светлым. Примечательно, что не обнаружено ни одного эскиза Караваджо. Он работал сразу над чистовым вариантом произведения.
Живопись 17 века в Италии, Испании и Нидерландах восприняла новые веяния как глоток свежего воздуха. В подобной технике работали итальянцы де Фьори и Джентилески, испанец Рибера, голландские художники Тербрюгген и Барбюрен.
Также караваджизм оказал сильное влияние на этапы творчества таких мастеров, как Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Жорж де Латур и Рембрандт.
Объемные полотна караваджистов поражают своей глубиной и вниманием к деталям. Давайте больше поговорим о голландских живописцах, работавших с этой техникой.
Самым первым идеи воспринял Хендрик Тербрюгген. Он в начале XVII века посетил Рим, где познакомился с Манфреди, Сарачени и Джентилески. Именно голландец положил начало утрехтской школе живописи с этой техникой.
Сюжеты полотен обладают реалистичностью, для них характерен мягкий юмор изображаемых сцен. Тербрюгген показывал не только отдельные моменты современной ему жизни, но и переосмысливал традиционный натурализм.
Дальше в развитии школы пошел Хонтхорст. Он обратился к библейским историям, но сюжет строил с бытовой точки зрения голландцев XVII века. Так, на его картинах мы видим явное влияние техники кьяроскуро. Именно работы под влиянием караваджистов принесли ему славу в Италии. За свои жанровые сценки при свечах он получил прозвище «ночной».
В отличие от утрехтской школы, фламандские живописцы вроде Рубенса и ван Дейка не стали ярыми сторонниками караваджизма. Этот стиль обозначен в их работах лишь как отдельный этап становления личного стиля.
Адриан Браувер и Давид Тенирс
За несколько веков живопись фламандских мастеров претерпевает значительные изменения. Мы начнем наш обзор художников с более поздних этапов, когда произошел отход от монументальных полотен к узконаправленным сюжетам.
Сначала Браувер, а после и Тенирс Младший в основу творчества ставят сценки из повседневной жизни простых голландцев. Так, Адриан, продолжая мотивы Питера Брейгеля, несколько изменяет технику написания и фокус своих картин.
Он акцентируется на самой неприглядной стороне быта. Типажи для полотен он ищет в прокуренных полутемных кабаках и трактирах. Тем не менее, картины Браувера поражают своей экспрессией и глубиной характеров. Художник прячет главных героев в глубине, выставляя на первый план натюрморты.
Драка за игрой в кости или карты, спящий курильщик или пляшущие пьяницы. Именно такие сюжеты интересовали живописца.
Но более поздние работы Браувера становятся мягкими, в них уже юмор преобладает над гротеском и безудержностью. Теперь полотна содержат философские настроения и отображают неспешность задумчивых персонажей.
Исследователи говорят, что в XVII веке фламандские художники начинают мельчать по сравнению с предыдущим поколением мастеров. Однако мы просто видим переход от яркой экспрессии мифических сюжетов Рубенса и бурлеска Йорданса к спокойному быту крестьян у Тенирса Младшего.
Последний, в частности, сконцентрировался на беззаботных моментах деревенских праздников. Он старался изобразить свадьбы и гуляния простых земледельцев. Причем особое внимание уделялось внешним деталям и идеализации образа жизни.
Франс Снейдерс
Как и Антон ван Дейк, о котором мы поговорим позже, Франс Снейдерс начал обучение у Хендрика ван Балена. Кроме этого, его наставником был также Питер Брейгель Младший.
Рассматривая работы этого мастера, мы знакомимся еще с одной гранью творчества, которыми так богата фламандская живопись. Картины Снейдерса совершенно не похожи на полотна его современников. У Франса получилось найти свою нишу и развиться в ней до высот непревзойденного мастера.
Он стал лучшим в изображении натюрмортов и животных. Как художника-анималиста его часто приглашали другие живописцы, в частности Рубенс, для создания определенных частей своих шедевров.
В творчестве Снайдерса наблюдается постепенный переход от натюрмортов в ранние годы к сценам охоты в более поздние периоды. При всей нелюбви к портретам и изображению людей они все же у него присутствуют на полотнах. Как же он выходил из положения?
Все просто, Франс приглашал для создания образов охотников Янсенса, Йорданса и других знакомых по гильдии мастеров.
Таким образом, мы видим, что живопись 17 века во Фландрии отражает неоднородный этап перехода от предыдущих техник и взглядов. Он происходил не так гладко, как в Италии, но дал миру совершенно необычные творения фламандских мастеров.
Якоб Йорданс
Фламандская живопись 17 века характеризуется большей свободой по сравнению с предшествующим периодом. Здесь вы можете увидеть не только живые сцены из жизни, но и зачатки юмора. В частности, Якоб Йорданс нередко позволял себе внести частичку бурлеска в свои полотна.
В своем творчестве он не достиг значительных высот как портретист, но тем не менее, стал едва ли не лучшим в передаче характера на картине. Так, одна из основных его серий - «Празднества бобового короля» - построена на иллюстрировании фольклора, народных присказок, прибауток и поговорок. На этих полотнах изображена многолюдная, веселая, бурлящая жизнь голландского общества XVII века.
Говоря про голландское искусство живописи этого периода, мы часто будем упоминать имя Питера Пауля Рубенса. Именно его влияние отразилось на работах большинства фламандских художников.
Йорданс также не избежал этой участи. Он некоторое время поработал в мастерских Рубенса, создавая эскизы для полотен. Однако лучше у Якоба получалось творить в технике тенебризм и кьяроскуро.
Если присмотреться к шедеврам Йорданса, сравнить их с произведениями Питера Пауля, мы увидим явное влияние последнего. Но полотна Якоба отличаются более теплыми цветами, свободой и мягкостью.
Питер Рубенс
Обсуждая шедевры фламандской живописи, нельзя не упомянуть Рубенса. Питер Пауль еще при своей жизни был признанным мастером. Его считают виртуозом религиозных и мифических тем, но не меньший талант художник проявлял в технике пейзажа и портрета.
Он вырос в семье, которая попала в опалу из-за проделок отца в молодости. Вскоре после смерти родителя их репутация восстанавливается, и Рубенс с матерью возвращаются в Антверпен.
Здесь молодой человек быстро приобретает необходимые связи, его делают пажом графини де Лялен. Дополнительно Питер Пауль знакомится с Тобиасом, Верхахтом, ван Ноортом. Но особое влияние на него как наставник оказал Отто ван Веен. Именно этот художник сыграл решающую роль в формировании стиля будущего мастера.
Отто увлекался античными авторами, мифологией, иллюстрировал произведения Горация, а также был знатоком и ценителем итальянского Возрождения. Эти черты своей личности ван Веер и передал молодому художнику.
После четырех лет стажировки у Отто Рубенса принимают в цеховое объединение художников, граверов и скульпторов под названием «гильдия святого Луки». Окончанием обучения, по давней традиции голландских мастеров, стало путешествие в Италию. Там Питер Пауль занимался изучением и копированием лучших шедевров этой эпохи.
Не удивительно, что картины фламандских художников своими чертами напоминают технику некоторых итальянских мастеров Ренессанса.
В Италии Рубенс жил и работал при известном меценате и коллекционере Винченцо Гонзага. Этот период его творчества исследователи называют мантуанским, потому что в этом городке находилось имение покровителя Питера Пауля.
Но провинциальное место и стремление Гонзага использовать его не понравились Рубенсу. В письме он пишет, что с таким же успехом Виченцо мог воспользоваться услугами портретистов-ремесленников. Через два года молодой человек находит покровителей и заказы в Риме.
Главным достижением римского периода стала роспись Санта-Мария-ин-Валичелла и алтаря монастыря в Фермо.
После смерти матери Рубенс возвращается в Антверпен, где быстро становится самым высокооплачиваемым мастером. Жалование, получаемое им при брюссельском дворе, позволило жить на широкую ногу, иметь большую мастерскую, множество подмастерий.
Кроме этого, Питер Пауль сохранил отношения с орденом иезуитов, у которых воспитывался в детстве. От них он получает заказы на внутреннее убранство антверпенской церкви святого Карла Борромея. Здесь ему помогает лучший ученик – Антон ван Дейк, о котором мы поговорим далее.
Вторую половину жизни Рубенс провел в дипломатических миссиях. Незадолго до смерти он купил себе поместье, где осел, занялся пейзажами и изображением жизни крестьян.
В творчестве этого великого мастера особенно прослеживается влияние Тициана и Брейгеля. Самыми знаменитыми произведениями являются полотна «Самсон и Далила», «Охота на гиппопотама», «Похищение дочерей Левкиппа».
Рубенс оказал настолько сильное влияние на западноевропейскую живопись, что в 1843 году на Зеленой площади в Антверпене ему был поставлен памятник.
Антон ван Дейк
Придворный портретист, мастер мифических и религиозных сюжетов в живописи, художник стиля барокко - все это характеристики Антона ван Дейка, лучшего ученика Питера Пауля Рубенса.
Техники живописи этого мастера сформировались во время обучения у Хендрика ван Балена, которому его отдали в подмастерья. Именно годы, проведенные в мастерской этого живописца, позволили Антону быстро обрести местную славу.
В четырнадцать лет он пишет первый шедевр, в пятнадцать открывает свою первую мастерскую. Так в юном возрасте ван Дейк становится антверпенской знаменитостью.
В семнадцать лет Антона принимают в гильдию святого Луки, где он становится подмастерьем у Рубенса. За два года (с 1918 по 1920) ван Дейк пишет на тринадцати досках портреты Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Сегодня эти работы хранятся во многих мировых музеях.
Искусство живописи Антона ван Дейка было больше ориентировано на религиозную тематику. Он пишет в мастерской Рубенса свои знаменитые полотна «Коронование венцом» и «Поцелуй Иуды».
С 1621 года начинается период путешествий. Сначала молодой художник работает в Лондоне, при короле Якове, после едет в Италию. В 1632 году Антон возвращается в Лондон, где Карл I его посвящает в рыцари и дает должность придворного художника. Здесь он и работал до своей смерти.
Его полотна экспонируются в музеях Мюнхена, Вены, Лувра, Вашингтона, Нью-Йорка и многих других залах мира.
Таким образом, сегодня мы с вами, дорогие читатели, узнали о фламандской живописи. Вы получили представление об истории ее становления и технике создания полотен. Кроме этого, мы познакомились вкратце с величайшими нидерландскими мастерами этого периода.