Социометрия: как обработать результаты. Социометрия: обработка данных и интерпретация результатов

Нет никаких сомнений, что продуктивность работы коллектива или любой другой группы – это залог успешного выполнения задания. Это важно даже тогда, когда коллеги работают индивидуально и практически не занимаются групповой деятельностью. Психологическая атмосфера среди сотрудников имеет огромное влияние на весь рабочий процесс, а взаимоотношения будут воздействовать на общий результат.

О точности и надежности психологии можно спорить, но такая область, как групповая динамика, хорошо исследована, и ученые накопили много знаний и опыта. Самый доступный, легкий и наглядный способ анализа группового взаимодействия – это метод социометрических измерений. При помощи него определяется положение каждого элемента группы в системе взаимоотношений, выявляются скрытые оценки, симпатии и привязанности.

История метода

Методика (социометрия) была создана и развивалась американским ученым-психологом Дж. Л. Морено. Этим понятием он обозначал общественную науку, психологическую теорию и эмпирический метод изучения группы, который помогает исследовать и регулировать отношения между людьми.

На сегодняшний день социология, социальная психология и психотерапия используют для изучения и гармонизации межличностных отношений в небольших группах такую методику, как социометрия. Как обработать результаты – таким вопросом задаются и психологи, и менеджеры по персоналу. Открыв книгу с тестами, вы сможете найти подробное описание и инструкции, как и что нужно делать.

Теоретической основой этого метода стало желание ученого Дж. Л. Морено объяснить все аспекты (экономический, политический и проч.) общественной жизни человека, оперировать такими понятиями, как эмоциональные отношения между людьми, симпатии и антипатии. Психолог-исследователь и его ученики предположили, что проблемные ситуации общества можно решить не путем классового распределения, а при помощи перемещения людей в силу их эмоционального предпочтения. Таким образом, произойдет социометрическая революция, которая позволит сделать общественные отношения гармоничными.

Дж. Л. Морено ввел в свою теорию такое понятие, как теле, и считал его довольно-таки важным. Это понятие означает самую простую эмоциональную единицу, которая передается от одного человека к другому и тем самым определяет число и качество межличностных отношений, в которые вступают индивиды.

Общая характеристика социометрии

Для получения достоверных данных важны не только результаты социометрии. Во-первых, нужно собрать предварительную информацию об исследуемой группе. Во-вторых, подготовить вопросы и провести, собственно, сам социометрический опрос. В-третьих, следует проанализировать и проинтерпретировать полученные данные во время опроса. Конечно, этот метод предусматривает использование и других способов, таких как наблюдение и статистическая обработка социометрии.

Важный момент, который нужно помнить в процессе составления вопросов, заключается в том, что они должны быть не абстрактными, а конкретными, отражающими какую-нибудь настоящую ситуацию. Социометрия проводится в коллективах, где коллеги давно работают вместе и владеют достаточной информацией друг о друге. По временным характеристикам – работают около шести месяцев. Размер исследуемой группы – 12-15 человек.

Участие в социометрическом исследовании только добровольное. Предварительно обсуждаются правила поведения респондентов на психологических экспериментах. Ответы должны быть честными, ведь они будут касаться эмоциональной стороны взаимоотношений в коллективе. Бывает так, что респондент имеет трудности в процессе заполнения бланка или не хочет отвечать вообще. Помните, что это его право. Но даже такой результат важен, как говорит методика (социометрия). Как обработать результаты в этом случае? Выпустить из общего итога этого испытуемого и провести с ним индивидуальную беседу, чтобы разобраться в причине отказа.

Характеристики группы

Процедура социометрической методики не отличается никакой сложностью, но соблюдать правила и нормы нужно обязательно. Базовое условие – это использование персонифицированных анкет, ведь анонимное участие не даст возможности последующей интерпретации результатов.

Также существуют некоторые требования к составу исследуемой группы. Во-первых, она должна иметь четкие границы (работники какого-нибудь определенного отдела, бригады и т. д.), во-вторых, длительность существования ее должна быть не менее 3 месяцев, а лучше всего полгода.

Ошибочным будет проведение тестирования после какого-нибудь торжества, корпоративной вечеринки, ведь еще две-три недели в группе будут существовать эмоции, связанные с этим событием, и это приведет к искажению данных опроса.

Присутствуют и определенные требования к специалисту, проводящему социометрическое исследование. Он ни в коем случае не может быть участником коллектива, но уровень доверия группы к нему должен быть высоким.

Процедура исследования

Социометрический опрос проводится в отдельной комнате, где собираются все испытуемые. Менеджер читает инструкцию и вопросы, а респонденты заполняют соответствующую форму. Вопрос может звучать так: "Кого вы пригласите на свой день рождения, а кого не хотите видеть на своем празднике?" Испытуемый выбирает троих, кого включают в группу, и троих, кого исключают. Варианты "никого" и "всех" не принимаются. Выбрав кого-нибудь из сотрудников, испытуемый напротив его имени пишет, почему он это сделал и характеристики человека (по его мнению).

Суть самого вопроса может быть разной, ведь главное - это четкая, однозначная и простая формулировка. Текст должен соответствовать возрасту участников группы, их интересам и уровню развития. Вот процедура такого метода, как социометрия. Как обработать результаты, вы сможете узнать дальше. Это очень важно.

Построение социометрической матрицы

Справка по обработке социометрии включает специальную матрицу, под которой понимают таблицу с результатами по сделанным выборам испытуемых. С левой стороны вертикально вносятся фамилии сотрудников и точно так горизонтально сверху таблицы.

Также в таблицу переносится вся дополнительная информация по поводу характеристик испытуемых.

Социограмма – графическое выражение социометрических данных

Конечно, перед менеджером вряд ли стоит глобальная научная цель, поэтому рассчитывать социометрический статус совсем не нужно. Руководителю будет достаточно вывести общие значения выборов и отказов по методике "Социометрия". Как обработать результаты в такой ситуации, подскажет любой психолог. Социограмма – это визуализированные результаты по опросу. Она удобна, так как можно схематически увидеть все взаимоотношения в коллективе.

Заключение

Представленный метод простой и удобный в использовании, не требует дополнительных финансовых или других затрат. Его придумал еще в начале 20-го века Дж. Л. Морено, и до сегодня он пользуется особой популярностью в социальной психологии.

Комментарии