Социометрический опрос дошкольников

Социометрическое исследование в группе дошкольников проводится в игровой форме. Детям предлагается по секрету дарить друг другу подарки. Учитывая особенности возраста, когда волевые процессы у детей еще развиты недостаточно, и удерживать информацию в секрете пока может не каждый ребенок, воспитатель организует с ними в процессе игры коллективную деятельность: чтение, рисование или прослушивание музыки.

Социометрический опрос проводит исследователь, который мало знаком с коллективом детей. Не рекомендуется эту процедуру проводить педагогу группы, т.к. дети могут при распределении подарков ориентироваться не на свое желание, а на мнение воспитателя группы. У исследователя на столе заранее подготовлена таблица, включающая списочный состав детей. Метод социометрии предполагает выбор детьми трех сверстников, которым бы он подарил по одному подарку. В таблице отмечаются цифрами 1, 2 и 3 сделанные выборы. В качестве подарков дети могут подарить открытки, красочные иллюстрации, наклейки или переводные картинки

Дошкольники болезненно реагируют, если остаются без подарков. Поэтому перед началом игры детям дается инструкция, что они должны подарить трем своим друзьям по одной картинке, но и им тоже кто-нибудь положит подарок в шкафчик. Исследователь запасается дополнительными карточками на тот случай, если кого-то из группы дети оставят без подарка. Социометрический опрос включает в себя ряд вопросов:

1) Кому бы первому ты подарил подарок? Второму? Третьему? Почему именно ему?

2) Если бы у тебя была возможность всем детям сделать подарок, а одной карточки бы не хватило. Кому бы не хватило карточки? Почему?

После того, как социометрический опрос закончен, ребенок не возвращается в группу, а выходит в соседнюю комнату к детям, которые уже прошли процедуру. Это делается с целью того, чтобы предупредить возможность детей договориться о том, кому дарить подарки. Сам процесс игры может быть проведен в раздевалке, где у каждого дошкольника есть свой шкафчик или в комнате для занятий, где дети имеют постоянные места, а для подарков приготовлены специальные подписанные папки.

Социометрический опрос проводится с целью выявления положительных и отрицательных выборов каждым ребенком. Исследователь оценивает взаимность выборов, т.е. устанавливает дружеские связи. Дополнительно прослеживает отношения мальчиков и девочек, анализирует причины негативных выборов, что возможно, и является причиной конфликтов, негативных отношений среди дошкольников.

Социометрия – это еще и определение статусов детей в группе. Чем больше ребенок получает подарков от сверстников (количество выборов), тем выше его статус. Выявляются четыре статусные группы: лидеры, предпочитаемые, принятые и отверженные дети. Лидеры, обычно, имеют 4-5 и более подарков, а отверженные – не получают ни одного. Педагог совместно с исследователем анализирует причины отверженности детей, их неприятие в коллективе. Причиной может стать заболеваемость ребенка, который редко посещает группу, неумение играть со сверстниками, неопрятный внешний вид или агрессивное поведение.

По результатам проведенного исследования педагог и психолог составляют план коррекционной работы с детьми, которые оказались в статусе отверженных. Результаты игры «Секрет» могут также косвенно указывать и на стиль взаимоотношений воспитателя с детьми. Так, если в группе много лидеров и отверженных, можно считать стиль педагога – авторитарным, а если наблюдается равномерное распределение детей по статусным группам – демократическим.

Социометрическое исследование может быть дополнено наблюдениями за игровой деятельностью детей, диагностическими беседами с детьми о дружбе.

Комментарии