Волевые процессы и психологические особенности человека. Характеристика, этапы развития и свойства личности

Волевыми процессами в человеческой психике называются те, которые проявляются в навыке контроля собственного поведения. Каждый человек несет ответственность за собственную жизнь, события, происходящие в ней и за привычки, которые у него формируются. По этой причине, когда разговор заходит о каких-либо пагубных действиях, к которым человек пристрастился и не в состоянии расстаться с ними, то можно сделать вывод о слабом развитии волевых процессов.

Формирование воли у ребенка

Если воля развита на недостаточно хорошем уровне, это может проявляться в отказе от личной ответственности или перекладывании ее на что-либо или кого-либо извне. То, как эмоционально волевые процессы развиваются, можно наблюдать еще в детстве человека. Их можно легко заметить в попытках получить желаемое, а также во время отстаивания собственных интересов.

Важную роль в этом развитии, безусловно, играют родители, их поддержка и личный пример, который демонстрирует каждый из партнеров. В тех случаях, когда родители всячески поддерживают ребенка эмоционально и выстраивают нормальную мотивацию для достижения им каких-либо целей, развитие качеств волевых процессов у человека проходит нормально.

Если с самого детства человек имеет возможность наблюдать за тем, как его родители нормально справляются со своими эмоциями, умело побеждают вредные привычки, постоянно повышают качество своей жизни, а также хорошо заботятся о здоровье, то с высокой вероятностью он в своей взрослой жизни будет следовать их примеру.

Помимо родителей на развитие эмоционально-волевых процессов оказывает значительное влияние та среда, в которой находится ребенок большую часть своего времени.

Отрицательные стороны самоконтроля

Всегда было принято полагать, что сильная воля является исключительно положительной чертой характера, хотя этот момент на самом деле может быть спорным. Зачастую усиленный контроль над собой не дает возможность разглядеть частное за общей картиной и не во всех случаях учитывает внешние обстоятельства.

Таким образом, человек, уделяющий самоконтролю чрезмерное внимание, может перестать уделять его своим потребностям и желаниям. Тогда появляется вероятность разучиться радоваться жизни.

Далеко не во всех случаях порядок и полный контроль над собой способны принести человеку чувство удовлетворения. Во время выстраивания отношений друг с другом, люди имеют свойство делать ошибки, а полное подчинение своим волевым психическим процессам способно понизить такое качество, как умение прощать людей за эти самые ошибки.

Помимо всего этого было замечено, что волевые люди могут испытывать трудности с тем, чтобы расслабиться и получать хорошие эмоции здесь и сейчас.

Волевые качества

Это личностные свойства, которые складываются у человека во время получения им важного жизненного опыта и неразрывно связаны с преодолением им различных препятствий на своем пути, а также реализацией своей воли.

Психология выделяет множество личностных качеств, так или иначе связанных с проявлением воли. К основным можно отнести следующие:

  • целеустремленность;
  • решительность;
  • проявление инициативы;
  • настойчивость;
  • дисциплина;
  • выдержка.

Все вышеперечисленные качества, так или иначе, связаны с проявлением собственной воли. А развитие их начинается еще в детстве, когда ребенок выполняет самые банальные семейные поручения и школьные задания, а продолжается это развитие уже в высших учебных заведениях, армии и так далее.

Воспитание качеств

Естественно, работа над своими качествами не должна проходить посредством повышения нервного напряжения и заканчиваться стрессами. При этом в повторении определенных действий ежедневно надо находить свои положительные стороны, развивать свой оптимизм в целом, чуть проще относиться к жизни, в идеале - с юмором.

Что касается целей, то лучше всего ставить их как можно более конкретно. Естественно, в жизни зачастую бывают моменты неопределенности, но они должны быть стимулом к поиску новых вариантов решения появившихся проблем.

Человеку, делающему вклад в развитие своих волевых качеств, необходимо иметь чувство ответственности, иначе эго может взять над ним верх.

Развитие уверенности

Психологи и преподаватели старших классов школы сумели добиться развития чувства уверенности у учащихся (которые занимались сложными физическими упражнениями) с использованием следующих методов:

  1. Постепенное усложнение задач, которые возникают на пути учеников.
  2. Проведение анализа упражнений, разделение самых сложных из них на отдельные элементы.
  3. Изучение специальных упражнений, предназначенных для создания уверенного настроя при выполнении уже основных элементов программы.
  4. Подключение соревновательной части.
  5. Психологическая поддержка учеников.

Настойчивость и целеустремленность

Такие качества, как целеустремленность и настойчивость, формируются, когда мы ставим какую-либо цель, с которой нам справиться вполне по плечу и впоследствии доводим ее до конца.

Хорошо, когда эти качества формируются еще до поступления ребенка в школу, ведь предельно важно уметь не опускать руки в моменты возникновения различных препятствий на пути к цели.

Развитие дисциплины

Если себя не дисциплинировать, то о развитии каких-либо других качеств не может идти и речи. Для того чтобы развить свою дисциплинированность, можно прибегнуть к следующему:

  1. Адекватно оценивать самого себя.
  2. Не заниматься самобичеванием, если что-то пошло не по плану.
  3. Полностью принимать себя, при этом стремиться быть лучше.
  4. Не давать обещания, выполнить которые не удастся.
  5. Если обещание уже дано - выполнить его.
  6. Не опаздывать куда бы то ни было.

Проявление самостоятельности

Такое личностное качество человека, как самостоятельность, существует не столько само по себе, сколько в отношении к определенной деятельности. И для того, чтобы развить это волевое качество, потребуется следующее:

  1. Для того чтобы стать самостоятельным в каком-либо деле, потребуется наличие знаний и умений в этом деле.
  2. Учитель или ментор, который приоткроет путь к знаниям, желателен, однако важно, чтобы он не мешал проявлению инициативы со стороны ученика.
  3. Настоящий интерес к работе.

Как быть решительным

Решительность появляется из чувства уверенности в том, что для достижения результата достаточно имеющихся сил, а также из-за непонимания того, каким будет конечный результат и из-за банального страха поражения.

Когда не самые простые ситуации уже были пройдены ранее, когда подобные проблемы уже были решены и, когда есть соответствующая подготовка, то и решительность довольно быстро появится сама по себе и поможет побороть неуверенность и страх, а также позволит обрести полный контроль над сложившейся ситуацией.

Комментарии