Нетрадиционное рисование в подготовительной группе детского сада
В детском саду малышей обучают множеству различных важных и интересных приемов, которые в дальнейшем существенно упрощают жизнь. Так, например, нетрадиционное рисование в подготовительной группе может не только стать хорошим развлечением, но и увлечением, хобби в будущем.
Темы занятий
Воспитателям особенно тяжело подобрать какие-то конспекты, поэтому основная масса занятий проходит по стандартным схемам или же вообще берется «из головы». Возможные темы, которые можно подстроить под нетрадиционное рисование:
- Зима.
- Зимний лес.
- Лето.
- Отдых летом.
- Осень.
- Осенний лес.
- Праздничные темы.
- Весна.
- Пробуждение природы.
- Абстракции.
- Тонирование.
- Семья.
- Транспорт.
- Космос.
- Животные.
- Птицы.
Продолжать список можно до бесконечности. Однако нетрадиционное рисование в подготовительной группе детского сада на эти темы является самым продуктивным и общепринятым.
Зима в качестве темы для занятий
Пожалуй, с этой тематикой все довольно просто, но интересно. Есть масса способов сделать нетрадиционное рисование в подготовительной группе на тему «Зима» действительно забавным и веселым. При этом познавательным и полезным. Что можно использовать:
- ватные палочки или тампоны;
- конфетти;
- блестки;
- воду;
- капустные листы;
- поролоновые губки;
- соль;
- сахар.
У каждой из техник есть свои особенности и нюансы, которые нужно учитывать. Нетрадиционное рисование по зимней теме можно разделить на несколько разных занятий, чтобы опробовать несколько методик.
Новый год
Для этой темы можно использовать сразу несколько бесклеевых техник. Например, с блестками и поролоновыми губками. Что потребуется:
- Краски.
- Вода.
- Поролоновые губки с большими порами.
- Блестки сухие.
Как все это применить на практике? Сначала попросить детей изобразить новогоднюю елочку, а затем украсить ее блестками. Примечательно, что клей не требуется совершенно. Просто блестки нужно распылять на еще не подсохшую краску, чтобы они на ней закрепились. При помощи поролоновой губки необходимо нанести пористый узор синей краской, чтобы в итоге получился своеобразный снежок или иней. Малышам понравится проводить занятие не только такими необычными материалами, но и некоторыми другими.
Зимние узоры
По этой тематике можно использовать различные техники, которые придутся по душе детям. Например, создание оттисков при помощи капустного листа. Нетрадиционное рисование в подготовительной группе учит применять материалы, которые на первый взгляд совершенно не предназначены для изобразительного искусства. Как использовать капустные листы? Все довольно просто. Потребуются:
- краски;
- листы бумаги;
- кисти;
- пластиковые тарелки;
- листы капусты свежие и хрустящие;
- елочные веточки.
Из красок идеально подходит гуашь, поскольку она густая, ее проще наносить. Чтобы деткам было веселее, можно дополнить уроки веселыми рассказами и стишками. Нетрадиционное рисование зимних узоров при помощи капустных листов состоит из нескольких этапов.
Этап первый: оттиски
Желательно надеть деткам защитные фартуки и перчатки, чтобы они не испачкались в процессе. На капустный лист со стороны прожилок наносится голубая или синяя краска. Только на сами прожилки, чтобы оттиск получился интереснее и ровнее. Затем лист прижимается к бумаге, чтобы узор отпечатался. Изначально капусту кладут на пластиковые тарелки. В этом случае рабочая поверхность останется чистой и аккуратной.
Этап второй: прорисовка
Тонкой кистью к готовому оттиску добавляется прорисовка красками, чтобы образовался наиболее замысловатый и сложный узор. Его можно слегка размыть водой. В этом случае получится настоящий морозный рисунок, который обычно получается на стеклах.
Этап третий: вьюга
Еловые веточки нужны для того, чтобы сделать вьюгу. В тарелке смешивается гуашь с водой до жидковатого состояния. В ней смачиваются еловые веточки. С их помощью наносится замысловатый узор на лист бумаги там, где есть свободное место.
Этап четвертый: обсуждение
Нетрадиционное рисование в подготовительной группе (зима как тема для занятия) подразумевает и обсуждение результатов. Дети должны рассказать, что именно им нравится в рисунке, что, по их мнению, не получилось, а что можно было бы исправить или сделать по-другому.
Весна как тема
Весенняя тематика не менее интересна, чем зимняя. Рисовать можно при помощи множества различных материалов. Например, могут пригодиться:
- ватные диски;
- гуашь;
- акварель;
- большая круглая кисть;
- пищевые красители (синий, желтый, красный, зеленый).
Детские нетрадиционные техники рисования можно сочетать между собой как в данном случае. Само занятие подразделяется на несколько основных этапов.
Шаг 1: подготовка фона
Лист бумаги смачивается водой, затем на него наносится акварель: верхняя полоса бледнее, чем все последующие. Рекомендуемые цвета: розовый, красный, сиреневый, фиолетовый. Важно, чтобы фон не успел полностью высохнуть перед вторым этапом.
Шаг 2: пищевые красители
Их распыляют на середину листа в хаотичном порядке, смешивая цвета. Получается необычное буйство красок, которое в дальнейшем преобразуется в роскошный букет цветов. Пищевые красители должны высохнуть перед тем, как будет выполняться прорисовка гуашью.
Шаг 3: ваза для цветов
Нетрадиционное рисование в подготовительной группе на тему «Весна» в данном случае заключается в изображении натюрморта без натуры. То есть наглядное пособие для него не требуется. Ваза прорисовывается круглой большой кистью. Важно напомнить детям, что для натуральности рисунка требуется сделать блики на посуде. Они всегда светлые, как будто солнечные лучи попадают на вазу. Форму можно выбрать любую: круглую, овальную, квадратную.
Шаг 4: прорисовка деталей
Когда просохнет пищевой краситель, можно добавлять четкие прорисовки зеленых стеблей у цветов гуашью. Это придаст рисунку почти законченный вид. Важно объяснить детям, что стебли не должны попадать на саму вазу, поскольку находятся в ней. При помощи холодных оттенков прорисовывается тень от посуды. Задача воспитателя - объяснить, с какой стороны она должна находиться относительно бликов на вазе.
Шаг 5: использование ватного диска
С его помощью можно сделать необычное, выпуклое и весьма ощутимое яблочко. Диск обильно смачивается водой, прижимается к рисунку с одной из сторон вазы. Пока вата не высохла, ее покрывают гуашью в желтый или красный цвет, пририсовывают хвостик. Для живости можно добавить и зеленый листик.
Летняя тематика
Для занятия по такой теме можно воспользоваться пальчиковой и кулачковой техникой. Все довольно просто и интересно для малышей. Приобретать пальчиковые краски необязательно, достаточно гуаши и теплой воды, чтобы потом вымыть руки. Нетрадиционное рисование в подготовительной группе на тему «Лето» может быть с любой подтемой, но самые интересные в кулачковой и пальчиковой технике – животные и птицы. Например, можно нарисовать зайчика на зеленой лужайке.
Этап первый: животное
Поскольку рисунок не всегда должен отображать реальную картинку, то цвет для зайца можно выбрать любой, какой только понравится ребенку. Гуашь подходящего оттенка разводят в пластиковой тарелке. Малыши сжимают руку в кулачок, затем промокают один бок в краске. Пока она не высохла, прижимают кулак к листу бумаги, чтобы образовался четкий оттиск. При необходимости пальчиками можно сделать голову зайца ярче, набрав дополнительно краски. Таким же образом пририсовывается тело животного. Пальчиками добавляются ушки, лапки и хвостик. С помощью кисточки или ватной палочки рисуют глазки и носик, зубки, усики у зайчика.
Этап второй: лужайка
Ее тоже можно сделать кистью или же пальчиками. Зависит от того, что больше понравилось малышам. Кстати, если оставить этот момент на их усмотрение, то все рисунки будут максимально отличающимися друг от друга, что даст почву для активного обсуждения. В дальнейшем такой анализ и самоанализ пригодятся детям в школе и взрослой жизни. После прорисовки лужайки, цветов на ней можно дополнить картинку солнышком и облаками. Летний рисунок готов.
Птицы в пальчиковой технике
Таким же образом можно нарисовать и птиц. Например, курочку или петушка. Нетрадиционное рисование в подготовительной группе на тему «Птицы» выглядит так:
- Сначала ладошку смазывают краской (например, желтой), затем прижимают к листу бумаги.
- Руки обязательно моют перед тем, как приступить к прорисовке другими цветами. Воспитателям нужно следить за тем, чтобы все детки проделали процедуру, поскольку один из ключевых моментов – поддержание чистоты.
- Пальчики смачиваются в гуаши (например, красного цвета), затем прорисовывается бородка и хохолок там, где есть отпечаток большого пальца, хвост – на мизинце, крылышко на самой ладони и отдельные перья на отпечатках остальных пальчиков.
- Когда рисунок немного подсохнет, при помощи ватной палочки изображается глаз у петуха или курочки, выполняется контур тела.
Нетрадиционное рисование в подготовительной группе на данную тематику может быть и другим. Например, если есть настоящие перышки птиц (например, из подушки). В этом случае можно сочетать пальчиковую технологию с перьевой. То есть оперение птицы рисуют при помощи смоченного в краске настоящего пера. В этом случае узор получается особенно живым и интересным.
Осенний лес оттисками
Для выполнения потребуются:
- краски (гуашь);
- настоящие листочки деревьев (мягкие, еще не высохшие);
- кисти.
Нетрадиционное рисование в подготовительной группе на тему «Осень» в оттисковой технологии не самое сложное занятие, но очень интересное и занимательное. Последовательность действий такова:
- На прожилки тонкой кистью наносят коричневую краску. Затем листья прижимают к бумаге, чтобы образовались оттиски, которые изображают стволы и ветки деревьев.
- На листочки растений между прожилками наносят зеленую, красную, желтую краску. Заготовку прижимают к бумаге так, чтобы образовалась крона деревьев на стволах и ветках.
- Кисточками дополняют рисунок, сделав травку (пожухлую, местами зеленую). Дополнительно можно нарисовать отдельные листочки, опавшие с деревьев, листопад.
Восковые рисунки
Данная методика довольно безопасна и интересна, поскольку результат всегда получается оригинальным и неожиданным. Потребуются декоративные цветные свечи, гуашь и пластиковые ножички (какие бывают в наборах для лепки, например). Нетрадиционное рисование в подготовительной группе, картинки с примерами для которого можно подобрать заранее, в данной технике может быть на любую тему. Космоса, например. Свечками на листе бумаги вырисовываются различные кометы, планеты и прочие галактические элементы. Затем все покрывают краской, а лишние детали вырезают пластиковым ножом. Примечательно, что гуашь должна быть максимально густой, иначе будет растекаться по воску.
Цели занятий
Помимо того что нетрадиционное рисование в подготовительной группе помогает весело провести время, оно еще и несет несколько других важных функций. Во-первых, развивает мелкую моторику. Когда используются разные материалы для творчества, то это сказывается на ней, как ничто другое. Во-вторых, помогает развить мышление и фантазию. Дети не просто копируют то, что видят перед собой (пример), но и вносят в рисунок что-то свое, дополняют его тем, что им кажется наиболее подходящим и нужным. В-третьих, нетрадиционные техники рисования позволяют развить творческий потенциал. Конечно, далеко не каждый ребенок вырастет и станет художником, однако это творческое начало им пригодится и в школе, и в жизни потом. В-четвертых, такое рисование помогает постичь тайны анализа и самоанализа. Во время обсуждений после занятий дети высказывают свое мнение, показывают свои знания о той или иной теме, активно (или не очень) обдумывают заданный предмет. Игровая форма занятий позволяет постоянно держать интерес даже самых непоседливых мальчиков и девочек.
Задача родителей
Поскольку большую часть манер малыши перенимают у своих мам и пап, то на последних возлагаются особые задачи. Так, например, родители должны не только терпеливо выслушивать о том, что нового ребенок узнал на уроках рисования, но и активно обсуждать с ним творчество. Еще лучше, когда мамы и папы периодически выделяют время на занятия в домашних условиях. Так малыши могут на практике показать своим родителям то, чему их научили. Примечательно, что такая методика творческого воспитания дает свои плоды: дети больше интересуются окружающим миром, проявляют все больше фантазии, быстрее и активнее соображают в дальнейшем.