Адольф Сакс: биография, музыка
Вспоминая такое имя, как Адольф Сакс, биография которого тесно связана с миром музыкальных инструментов, мы не можем не ассоциировать его с известным всем саксофоном. Мало кто знает, что кроме создания своего основного детища, он занимался множеством различных доработок в области духовых инструментов.
Семья Адольфа
В Бельгии в большой музыкальной семье 6 ноября 1814 г родился мальчик Адольф Сакс. Биография Антуана-Жозефа (второе имя) очень необычна. Его отец Шарль Жозеф был известным мастером духовых инструментов в своей стране и в соседних государствах. Работа виртуоза получила высокую оценку короля, и в 1818 году Шарль Сакс был приглашен к царскому двору. Он стал отвечать за поставку в бельгийские полки духовых музыкальных инструментов для оркестров.
В семье было одиннадцать детей. Адольф был старшим, и поэтому именно его отец начал посвящать в свои секреты создания музыкальных инструментов.
Раннее начало
Адольф Сакс, музыка для которого стала смыслом жизни уже с шести лет, оказался очень одаренным ребенком. С малых лет он наблюдал за мастерством отца и проявлял неплохие способности. Когда Адольфу исполнилось двенадцать, отец дает ему некоторую самостоятельность, разрешая шлифовать клапаны (очень тонкая работа) и собирать отдельные детали духовых инструментов. Свои первые инструменты - флейту и кларнет - юный мастер создает в шестнадцать лет. Кроме того, он обучается игре на музыкальных инструментах в Брюссельской консерватории. Это помогает ему профессионально освоить музыкальную грамоту. Консерваторию Адольф оканчивает блестяще. Это открывает перед ним широкие возможности в музицировании, дирижерстве, преподавании. Ему пророчат прекрасные перспективы. Однако Адольф Сакс выбирает другую дорогу. Он предпочитает заниматься любимым делом – изготовлением музыкальных инструментов.
Таланты Адольфа. Первое достижение
Несомненно, другие дети Шарля Жозефа в той или иной степени принимали участие в работе отца в его мастерской. Но наибольший талант, мастерство и рвение в освоении такой тонкой музыкальной специальности, как создание духовых инструментов, проявил только старший сын – Адольф. Поэтому в двадцать лет Сакс получает руководство отцовской мастерской. Этот факт в биографии Адольфа Сакса становится ключевым. В 1834 году молодой мастер делает первое серьезное усовершенствование: в стандартной схеме немецкой модели кларнета он увеличивает число клапанов до 24-х, что делает этот музыкальный инструмент намного богаче в диапазоне регистра. За это он получил в 1835 году Почетную грамоту от промышленной выставки в Брюсселе, а в 1840 году запатентовал свое изобретение.
Прообраз саксофона
Открытие фабрики духовых инструментов - еще один важный шаг, который сделал Адольф Сакс. Музыка стала в прямом смысле делом всей его жизни. Успешная деятельность мастерской при императорском дворе позволила накопить денег, и в 1842 году в Париже было налажено массовое производство музыкальных инструментов. Сам же Адольф Сакс продолжал работу над усовершенствованием выпускаемого товара.
В результате кропотливой работы по улучшению бас-кларнета мастер меняет его форму: она становится похожа на курительную трубку. Это позволяет значительно расширить диапазон звучания. По-другому располагаются звуковые отверстия, появляется клапан передувания. Этот модернизированный музыкальный инструмент и стал прообразом саксофона.
Рождение нового инструмента
Мастер продолжал работать. Модернизированный кларнет был переделан еще сильнее – вылит из металла. К нему приспособлен мундштук, расширено сечение книзу. И вот, в 1842 году, появляется новый духовой инструмент, изобретателем которого был Адольф Сакс. Как назвал саксофон мастер в начале? Он получил название офиклеид.
Друг Сакса, французский композитор-романтик, был в восторге от однородного богатого звучания нового инструмента, его технической подвижности, и предложил назвать его саксофоном, объединив фамилию изобретателя Сакс с греческим словом «phone», означающим «звук». В дословном переводе название означает «звук, найденный Саксом». Берлиоз первым написал музыкальное произведение с участием саксофона.
Инструмент был запатентован в 1946 году, а в 1949 удостоен золотой медали на промышленной выставке в Париже.
Сам Адольф Сакс так описал саксофон: «Мое любимое, но и трудное детище». Изобретателю пришлось пройти несколько тяжб в суде, чтобы доказать свое авторство относительно «любимого детища».
Путь саксофона к музыкальному олимпу
Адольф Сакс, изобретатель саксофона, благодаря именно этому новаторству в музыке стал известен во всем мире, хотя позже им были модернизированы другие духовые инструменты, создан саксогорн. Всего за свою жизнь мастер запатентовал около 35 изобретений.
Поначалу саксофон используется только в военных оркестрах. Постепенно на этот необычный инструмент начали обращать внимание известные композиторы того времени. Бизе использует звучание саксофона в «Арлезианке», Глазунов пишет концерт для саксофона. Новый инструмент используется в оркестровке «Картинок с выставки» Мусорского, сделанной Равелем, а также в его «Болеро». Прокофьев вводит саксофон в балет «Ромео и Джульета», Рахманинов – в «Симфонические танцы», Хачатурян – в балет «Гаянэ».
Современный музыкальный мир, в особенности джаз, трудно представить без саксофона. Этот инструмент также используется в качестве солирующего в ансамбле, немного реже - в оркестре.
Жизненные трудности
Адольф Сакс, помимо работы на фабрике, продолжает сотрудничать с Парижской консерваторией, куда он поставляет музыкальные инструменты. В ней в 1857 году он организовывает класс саксофона, преподает с 1858 по 1870 год. Его давний друг и почитатель, композитор Гектор Берлиоз, отмечал, что саксофон – новый инструмент, обладающий большим по силе звуком, имеющий полный, приятно вибрирующий тембр и, вместе с тем, легко поддающийся смягчению.
Талант не обеспечил мастеру радужной и легкой жизни. Его успехам завидовали, враги ревновали к славе и мировому признанию. Адольф Сакс, биография которого пополнилась настоящими исковыми войнами, пытался защитить свои изобретения и свое честное имя от обвинений в плагиате. Он нанимал дорогих адвокатов, которые часто работали "на два лагеря". Это в конце концов разорило мастера, фабрика обанкротилась, дело пришлось закрыть.
Свалившиеся на него проблемы окончательно подрывают здоровье уже немолодого человека, и 4 февраля 1894 года в бедности он умирает.
К концу 19 века саксофон становится все более известным духовым инструментом. Его не включают в симфонический оркестр в качестве основного, но композиторы часто используют саксофон для добавления выразительных звуковых характеристик к остальным инструментам. С появлением в 20 веке джаза саксофон приобретает оглушительную популярность. Жаль, что Адольф не дожил до своего триумфа.
Личная жизнь
Адольф Сакс, биография которого интересна и трагична одновременно, всего себя посвятил музыке. Она заняла в его жизни первое место. Мастер не был женат официально, хотя жил в гражданском браке с испанкой Луизой Адель Маор. В их семье воспитывалось 5 детей. Бизнес отца возродил его сын Адольф-Эдуард.