Артхаус - что это такое? Русский артхаус

Если коротко отвечать на вопрос: «Артхаус - что это такое?», то это кино не для всех. Имеются в виду ленты для интеллектуалов, для тех людей, которые ищут глубинный смысл в каждом явлении жизни, для филосовски настроенных, а также склонных к романтике.

Есть, правда, и так называемый артхаус с элементами. Он для поклонников эротического кино, например, да еще со сценами жестокости. К этой группе можно отнести и триллеры, разного рода «ужастики».

Залы для гурманов кино

"Фильмы не для всех, - скажет кто-то. – Но ведь еще Ленин провозгласил, что из всех искусств для нас самым важнейшим является кино".

Все верно. Долгое время этот жанр искусства был самым востребованным. На нем выросло не одно поколение. Да и сейчас наибольшие кассовые сборы делают ленты, рассчитанные на массового зрителя. Так что народ не в обиде.

Кстати, сам термин артхаус («дом искусств») появился в США в начале 40-х годов прошлого века. Тогда начали работать кинотеатры, показывающие довоенную классику, снятую в Голливуде, иностранные фильмы, а также местные картины, созданные на принципах независимого производства. Добавьте сюда же и фильмы, рассчитанные на представителей этнических меньшинств Америки.

Для кинопроката такие залы, где шли фильмы, заведомо не рассчитанные на широкие массы потребителей, стали особой нишей. И сегодня подобная ситуация существует во многих странах.

Вы спросите: «А с точки зрения финансов артхаус - что это такое?» Увы, эти фильмы не имеют солидных бюджетов. Они обычно стоят меньше 10 млн долларов. Не блещут и спецэффектами. Следовательно, и многомиллионных кассовых сборов нет.

Но не прибыль стоит у создателей «авторского кино» на первом месте. Идея в том, чтобы помочь зрителям понять мир, посмотреть на него неординарным взглядом. Такая позиция вызывает необходимость поиска нового языка, иного формата для съемок.

Сюжет почти не важен

Сюжетная линия в артхаусе, как правило, на втором месте. Здесь «крупным планом» показан внутренний мир персонажей, их чувства, рассуждения, выводы. Это не так называемое голливудское кино, не сериалы типа «мыло», где идея незатейлива и легка, герои просты и понятны, музыка веселенькая, спецэффекты впечатляющие. При всем этом и народ доволен, и создатели очередного шедевра тоже.

Артхаус выглядит принципиально иначе. И у него есть поклонники. Они получают массу эмоций, сидя в своей «нише». Начинают задумываться о жизни серьезно и глубоко, пытаются смотреть на мир глазами других людей. Получают желание тоже стать творцами, только в своей, естественно, отрасли.

«Волчок» собрал много премий

Создатели фильмов постоянно в поиске новых выразительных средств. А прибегая к нестандартным решениям, авторы «другого кино» часто делают настоящие открытия в искусстве.

Вот какой пример дает русский артхаус - фильм «Волчок» режиссера Василия Сигарева (2009). Молодая женщина вернулась из тюрьмы. На ней страшное клеймо убийцы. Она пытается забыть о прошлом, хочет найти личное счастье. При этом совершенно не обращает внимания на маленькую дочь, которую прежде даже не видела. И одинокий, заброшенный ребенок сам стал как волчонок, играя с любимой игрушкой-волчком, которую мать ей чуть ли не случайно подарила…

Эта психологическая драма получила массу наград на «Кинотавре» (лучший фильм, лучший сценарий - Василий Сигарев, лучшая женская роль — Яна Троянова), премию «Белый слон» в номинации «Лучший фильм», также первые места на кинофестивалях в Швейцарии, Чехии, Германии, Франции, Украине, а также «Нику» за лучшую операторскую работу.

Сами видите: лучшие артхаус-фильмы гурманам кино доставляют истинное наслаждение.

Копилка жанров

К слову, российский артхаус - это еще и разнообразие жанров. В копилке альтернативного кино не только художественные фильмы-мелодрамы, но и документальное кино (например, «Прогулки с Бродским», 2000) и даже мультики («Дождь сверху вниз», 2007, премия «Ника»).

Среди иностранных картин звание лучшей наверняка получит первая премьера 2015 года от «Артхаус Трафик» - фильм «Мужчина, которого слишком сильно любили» (Франция). Эта криминальная мелодрама вышла в российский прокат 1 января нового года. В главных ролях - Катрин Денёв и Гийом Кане. Учитывая типажи актеров, стоит составить самостоятельное мнение об этом шедевре.

Примечательно, что в основе фильма - реальные события. В Ницце бесследно пропала молодая дочь хозяйки одного роскошного казино. А накануне она предала свою мать, рассказав о ее делах местным мафиози… Дело было много лет назад, но во Франции интерес к таинственной гибели девушки и всей этой скандальной истории не улегся до сих пор. Тем более, что об этом уже написан роман и снят фильм. А недавно подозреваемый в третий раз попал под суд…

Равнодушных не будет

Надеемся, прочитав эту статью, вы перестанете недоумевать и спрашивать: «Артхаус - что это такое?» И сможете понять альтернативное кино. Возможно, оно даже придется вам по вкусу. Никак ведь не может не понравиться, например, «Русалка» - романтическая мелодрама Анны Мелькиян. Или кинорассказ «Закрытые пространства» - об одиночестве подростков, Игоря Ворскла. Для каждого критерии, по которым определяется лучший артхаус, свои. Как контраст с предложенными выше вариантами, «Кошечка» - психологическая комедия Григория Константинопольского. Она склеена из пяти мини-историй. В одной герой – младенец, в другой - подросток, в третьей и т. д. - успешный бизнесмен, неудачливый писатель, старая балерина. И каждый повествует о своей жизни, так непохожей на все другие… И даже рэп-притча Ивана Вырыпаева «Кислород» наверняка вызовет бурю положительных эмоций. Или ругательных… Вот только, думается, равнодушия не будет.

За рубежом

Кинематографисты Италии, Германии, Франции, других стран также могут похвастаться тем, что создают лучшие артхаус-фильмы. Достаточно вспомнить драму «Чунгкингский экспресс» (Гонконг, режиссер Вонг Кар-Вай), автобиографическую работу Федерико Феллини «Маменькины сынки» и «Ночи Кабирии» (Италия), «Семь самураев» Акиры Куросавы (Япония). Но это все – классика, вписанная в историю уже железным пером.

Однако интересны и фильмы наших дней: «Мизинец Будды» (Германия, 2013), «Зеркало» (Бельгия, 2013), «Дорога, которую он выбирает» (Бразилия, 2014) и другие.

Сарафанное радио

Как известно, лучшая реклама - это сарафанное радио. Вот и вы расскажите своим друзьям и коллегам, чтобы у них не возникало вопроса: «Артхаус - что это такое?» А вдруг им понравится? И поклонников этого любопытного жанра станет больше.

Да и небольших, камерных, так называемых «артхаусных» кинотеатров с их особой атмосферой и последующим обсуждением фильма прибавится. Сюда уж точно не попадут картины, предназначенные для широкой аудитории. Ведь это также и фестивальное кино, и документальные ленты, и анимация, и жанровые работы.

Действительно, есть что смотреть и о чем думать. Но особенно радует, что наши режиссеры не уступают импортным и создают настоящие шедевры, достойные внимания.

Комментарии