Бронеавтомобиль "Тигр" - технические характеристики и фото
Вряд ли можно ошибиться, назвав российский бронеавтомобиль «Тигр» самым большим, защищенным и высокопроходимым отечественным внедорожником. Это транспортное средство, выпускаемое на Арзамасском автозаводе, может быть оборудовано различными типами вооружения и способно преодолевать самые трудные дорожные препятствия. Параметры защиты экипажа и проходимости, которые имеет отечественная машина, настолько высоки, что даже знаменитый «Хаммер» не способен составить ей конкуренцию.
Историческая справка
С момента появления первых автомобилей у их разработчиков сразу стали возникать идеи оборудования экипажей системой защиты от осколков и пуль. Эти замыслы были воплощены в жизнь спустя короткое время — с началом Первой мировой войны, период которой можно считать звездным часом «железных монстров». Первые российские бронеавтомобили производились в 1904 г. французской фирмой «Шарон, Жиридо и Вуа». Уже в январе 1905 года эти машины заняли свое место в действующей армии. Кстати, автором такого транспортного средства являлся М. А. Накашидзе, служивший тогда подъесаулом в Сибирском казачьем полку. Бронеавтомобили того времени по мобильности были сравнимы с кавалерией и имели надежную защиту от пуль. Наличие собственного вооружения и недостатки тогдашних танков сделали из этого «чудо-оружия» реальное средство ведения боя.
Современные реалии
Прошло время, изменилась военная стратегия, облик современной армии, а разработка и производство такой техники, благодаря росту промышленных возможностей, перешли на совершенно новый уровень. Сегодняшние модели бронеавтомобилей являются защищенными транспортными средствами, повышающими мобильности воинских и специальных подразделений. Такие машины применяются в армии — для проведения разведки, рейдов по тылам противника, доставки солдат к месту боя и их огневой поддержки. Особый интерес к этой технике проявляют и полицейские спецподразделения, вынужденные работать в стесненных городских условиях.
Модели бронеавтомобилей зарубежного производства
Вновь и вновь возникающие военные конфликты с участием стран-членов НАТО заставляют эти государства уделять повышенное внимание безопасности своих солдат. Армия США в 2009 году заказала компании Oshkosh Truck производство 1000 новых бронемашин марки M-ATV. Это мощный, хорошо защищенный броневик массой 14,5 тонн и грузоподъемностью до 1900 кг. Машина оснащена турбодизелем мощностью 370 л/с, который позволяет ей двигаться со скоростью 105 км/ч. Наряду с этим заказом, министерство обороны США объявило тендер на разработку замены старому доброму HMMWV – «Хаммеру», который долгие годы стоит на вооружении во многих странах мира. Из других машин такого класса нужно отметить немецкие ATF Dingo, имеющие V-образное днище с противоминной защитой и LAPV Enok, обладающие отличными скоростными характеристиками. Из техники стран бывшего СССР наиболее известны украинские бронеавтомобили «Дозор-Б» и KrAZ MPV TC.
Отечественные разработки
Современные российские бронеавтомобили стали активно разрабатываться отечественными конструкторами с конца 90-х. На Горьковском автозаводе работы по созданию такой техники велись группой проектировщиков, которой руководил опытный инженер А. Г. Масягин. Учеными были тщательно изучены все достоинства и недоработки зарубежной техники. В результате проведенной работы, конструкторы КБ разработали абсолютно новую машину, которая отвечала всем современным стандартам. Это транспортное средство получило название бронеавтомобиль «Тигр» (СТС ГАЗ-2330). Осенью 2002-го первые опытные образцы такой техники поступили для эксплуатации в отряд столичного СОБРа. Спустя некоторое время, руководством МВД России было издано указание об оснащении всех своих спецподразделений машинами «Тигр» и размещен заказ на партию этих бронеавтомобилей.
Конструктивные особенности автомобиля
Руководство Арзамасского автозавода учло все пожелания сотрудников спецслужб, и в конце 2003 года бронеавтомобиль «Тигр» был запущен в производство. Бытует мнение, что при его создании использовались узлы и агрегаты ГАЗ-66. Это неверно, так как общего у них — только колесная формула. ГАЗ-2330 имеет жесткую раму, на которую монтируется независимая торсионная подвеска, снабженная гидравлическими амортизаторами. Кузов армейской (полицейской) модели – бронированный, трехдверный и рассчитан на транспортировку 6–9 военнослужащих, а также до 1,2 тонн груза. Силовая установка машины состоит из мощного дизельного двигателя, пятиступенчатой МКПП и механизма сцепления с гидроусилителем. Автомобиль оснащен двухступенчатой раздаточной коробкой, которая имеет электропневматический привод блокировки, и двумя мостами с дифференциалами высокого трения. Колеса «Тигра» снабжены специальными покрышками, предназначенными для преодоления труднопроходимой местности.
Конструкция ходовой части
Чтобы соответствовать современным требованиям, бронеавтомобиль «Тигр» должен с одинаково высокой скоростью передвигаться и по шоссейным, асфальтированным трассам, и в условиях бездорожья. Выполнение этой задачи обеспечивается конструктивными особенностями новых торсионов, прочной рычажной подвеской и энергоемкими амортизаторами. Наличие таких элементов позволяет машине сохранять устойчивость в процессе движения как по сухой, так и по мокрой дороге. Модифицированная подвеска, постоянный полный привод, высокий клиренс, блокировка межосевого и межколесного дифференциалов, а также грамотно спроектированная колесная база способствуют отличной проходимости автомобиля по сырым, болотистым грунтам. Ходовая часть «Тигра» обеспечивает комфортное передвижение экипажа со скоростью до 150 км/ч по шоссе и до 75 км/ч по бездорожью.
Силовая установка
Бронеавтомобиль «Тигр», технические характеристики которого прошли испытания на полигонах спецподразделений МВД, был оборудован турбированным двигателем Cammins B205 американского производства. Этот дизельный мотор, развивающий мощность до 210 л/с, обладает отличными динамическими качествами. В последнее время на машинах этой марки устанавливаются, преимущественно, российские дизельные двигатели с турбонаддувом марки ЯМЗ-534. Эти шестицилиндровые моторы компактнее импортных аналогов, но имеют большую (235 л/с) мощность и соответствуют экологическому стандарту «Евро-3».
Установка вооружения
Крыша армейской модели «Тигра» оборудована поворотной платформой, на которой монтируются турели для нескольких видов современного стрелкового вооружения — крупнокалиберных пулеметов «Корд» или «Печенег» и гранатометов АГС-17 или АГС-30. Размеры и конструкция люка автомобиля обеспечивают ведение огня, в разных направлениях, сразу двумя стрелками. Также существует несколько отдельных, бронированных орудийных модулей отечественного и иностранного производства, устанавливаемых на военную версию машины. Бронеавтомобиль «Тигр» оснащен специальными отсеками для размещения боекомплекта, а также креплениями дополнительного вооружения – ручных реактивных гранат и ПЗРК. На армейском варианте машины также установлены два мощных поисковых прожектора, которые управляются из салона.
Удобство в эксплуатации
Все разновидности «Тигра» имеют в своем арсенале дистанционную регулировку давления воздуха в шинах, систему автоматического пожаротушения и подогрев двигателя, который способствует его запуску при сверхнизких температурах. Машины оборудованы электроприводными лебедками. Руль и передние сиденья регулируются как по высоте, так и по горизонтали. На технике могут устанавливаться АКПП, кондиционер и антиблокировочная система. Недавно с конвейера Арзамасского автозавода сошел бронеавтомобиль «Тигр», модель которого была оснащена бортовой системой управления, имеющей функции информационного контроля за работой электрооборудования, а также навигации.
Модификации автомобиля
Существуют две основные версии специального автомобиля «Тигр». СПМ ГАЗ-233034 и ГАЗ-233036 являются специальными машинами полиции и используются как оперативно-служебный транспорт МВД России.
Бронеавтомобиль «Тигр». Гражданский вариант
В 2009 году на автозаводе началось производство небронированного автомобиля «Тигр» — ГАЗ-233001. Машина собрана на базе спецавтомобилей, с применением всех технологий, которые предназначались для изготовления военной техники. Модель имеет цельнообъемный пятидверный кузов с большим грузовым отсеком и способна перевозить четырех человек, а также 1,5 тонны груза. Полный привод, увеличенный дорожный просвет, независимая подвеска и две электролебедки обеспечивают гражданскому «Тигру» отличную проходимость в условиях бездорожья. Автомобиль оснащен мощным, но экономичным дизельным мотором и двумя вместительными баками для топлива, дающими возможность проехать 800 км без дозаправки. Максимальная скорость, которую способен развивать гражданский вариант «Тигра» составляет 160 км/ч. Машина оборудована вместительным багажником, а также имеет лестницу на задней двери. В крыше установлен люк с электрическим приводом. В отделке интерьера салона использованы натуральные кожа и замша. Машина оборудована электрорегулировкой передних сидений, видеокамерой заднего обзора и электрическими стеклоподъемниками.
Основные тактико-технические характеристики автомобиля
Наименование | Спецавтомобили "Тигр" | Гражданский "Тигр" |
Длина (мм) | 5700 | 5160 |
Ширина (мм) | 2300 | 2300 |
Высота (мм) | 2300 | 2150 |
Масса (кг) | 7600 | 6200 |
Грузоподъемность (кг) | 1200 | 1500 |
Макс. скорость (км/ч) | 140 | 160 |
Клиренс (мм) | 400 | 400 |
Расход топлива (л) | 35 | 20 |
Макс. мощность двигателя (л/с) | 235 | 205 |
Бронеавтомобили России
Помимо бронетехники марки «Тигр» необходимо упомянуть еще несколько машин такого же класса. Наибольшую известность получил автомобиль «Рысь», лицензионный аналог итальянского IVECO LMV L65.