Декрет о земле 1917 года. Земельные преобразования 1917 года
Декрет о земле 1917 г. был принят на следующий день после свершения Великой Октябрьской социалистической революции (восьмого ноября вышеуказанного года). Согласно его вступительной части, упразднялась собственность помещиков на землю без всякого выкупа.
Предпосылки для принятия этого документа возникли достаточно давно относительно даты его выпуска. Дело в том, что программа большевиков была противопоставлена программам других существовавших в то время партий, которые хотели пойти на частичные уступки без смены всего капиталистического строя в целом, в том числе без изменения земельных прав.
Апрельские тезисы как основа будущих декретов
Декрет о земле 1917 года вырос из апрельских тезисов Ленина, которые он огласил четвертого апреля. В своем выступлении Владимир Ильич тогда заявил, что необходимо конфисковать все помещичьи земли и передать их в распоряжение созданных Советов крестьянских и батрацких депутатов, куда должны войти представители беднейших хозяйств. Из каждого крупного помещичьего имения, которое могло включать от 100 до 300 крестьянских подворий, предполагалось создать образцовое хозяйство под контролем батрацких депутатов. Нужно сказать, что поддержки таким идеям у первых слушателей тезисов Ленин не нашел, а некоторые (Богданов А.А. – ученый, будущий руководитель первого в мире института переливания крови) сочли их бредом сумасшедшего. Тем не менее, они были утверждены Шестым съездом партии большевиков, который прошел 8-16 августа 1917 года.
Идеи вождя революции – в массы!
В своих апрельских тезисах В.И. Ленин указывал на то, что большевики находятся в Совете рабочих депутатов в слабом меньшинстве, поэтому требуется партийные идеи активно распространять в массах, что и было сделано, причем достаточно успешно. Известны случаи в сентябре-октябре 1917 года, когда крестьяне устраивали беспорядки в том или ином населенном пункте, сопровождавшиеся погромами, поджогом имений и требованием к помещикам «прирезать им землицы» под угрозой жизни. Поэтому Декрет о земле (1917 г.) просто закрепил отчасти идущие исторические процессы того времени.
Земельный вопрос назревал давно
Крестьянская земельная проблема приобрела актуальность, конечно, не в 1917 году, а гораздо раньше, и была связана с тем, что сельское население при активном экспорте тех же зерновых вело полунищенское существование во многих областях царской России, продавая лучшее из произведенного и питаясь худшим, болея и умирая. Сохранилась земская статистика (по Рыбинской и Ярославской губерниям), согласно которой уже в 1902 году у 35% крестьянских хозяйств в этом районе не было лошади, а у 7,3% – собственной земли.
Колоссальная разница в налогообложении до революции
Крестьяне, которые восторженно приняли Декрет о земле 1917 года, до его выхода многие годы брали наделы и лошадей в аренду, уплачивая как собственникам средств производства (до половины урожая), так и государству (налоги). Последние были более чем существенными, так как за десятину земли требовалось внести в казну 1 руб. 97 коп., а доходность этой же десятины (при благоприятных погодных условиях) составляла всего около 4 рублей. Нужно учитывать еще и то, что с дворянских хозяйств взимался налог в размере двух копеек (!) за ту же десятину, при том, что усадьбы по размеру были равны 200-300 крестьянским наделам.
Декрет о земле 1917 года давал крестьянам возможность изымать не только помещичьи, но и удельные, церковные и монастырские земли со всем находящимся на них имуществом. На эти земельные участки могли с заработков вернуться те, кто ушел из деревни в город. Например, в Ярославской губернии в 1902 году было выдано около 202 000 штук паспортов. Это означало, что такое количество мужчин (преимущественно) ушло из своих хозяйств. Земли же простых казаков и крестьян изъятию не подлежали.
Письма крестьян – важный фактор
Считается, что декрет о земле 1917 г. был составлен на основе около 240 «крестьянских наказов» редакцией газеты «Известия Всероссийского Совета Крестьянских депутатов». Предполагалось, что этот документ должен был быть руководством в отношении операций с землей до решения Учредительного собрания.
Запрет частной собственности на землю
Какие же последовали земельные преобразования 1917 года? Декрет о земле отражал точку зрения крестьян о том, что самым справедливым будет порядок, при котором земля не может находиться в частной собственности. Она становится общенародным достоянием и переходит к работающим на ней людям. При этом оговаривалось, что лица, пострадавшие от «имущественного переворота», имеют право на временную общественную поддержку для адаптации к новым условиям жизни.
В своем втором пункте Декрет о земле (1917 г.) указывал на то, что недра и крупные водные объекты становятся государственными, в то время как мелкие реки и озера передаются общинам, которые имеют органы местного самоуправления. Далее в документе указывалось, что «высококультурные плантации», то есть сады, оранжереи, переходят к государству или к общинам (в зависимости от размера), а домашние сады и огороды остаются их владельцам, но размер участков и уровень налогов на них устанавливаются законодательством.
Вопросы, не касающиеся земли
Декрет о земле 1917 года коснулся не только земельных вопросов. В нем упоминается, что конские заводы, племенные птицеводства и скотоводства также становятся национальным достоянием и переходят в госсобственность, в пользу общины или могут быть выкуплены (вопрос оставался на решение Учредительного Собрания).
Хозяйственный инвентарь с конфискованных земель переходил к новым собственникам без выкупа, но при этом теоретически не допускалось оставить без такового малоземельных крестьян.
Когда был принят Декрет о земле, предполагалось, что пользоваться наделами могут все, кто способен их обрабатывать своими силами, семьей или в товариществах без применения наемного труда. В случае недееспособности человека сельское общество до восстановления трудоспособности помогало обрабатывать его землю, но не более двух лет. А когда земледелец состаривался и не мог лично работать на земле, он терял право на пользование ею в обмен на пенсию от государства.
Каждому по потребностям
Стоит отметить и такие условия, как распределение земли по потребностям в зависимости от климатических условий, формирование общенародного фонда, которым управляли общины на местах и центральные учреждения (по области). Земельный фонд мог быть перераспределен, если изменилась численность населения или производительность надела. Если пользователь уходил с земли, то она поступала обратно в фонд и ее могли получить другие лица, в первую очередь родственники выбывшего члена общины. При этом коренные улучшения (мелиорация, удобрения и пр.) должны были быть оплачены.
Если земельного фонда не хватало для того, чтобы прокормить живущих на нем крестьян, то за счет государства должно было быть организовано переселение людей со снабжением их инвентарем. На новые участки крестьяне должны были переезжать в следующем порядке: желающие, потом «порочные» участники общин, далее – дезертиры, остальные – по жребию или по согласию друг с другом.
Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что Декрет о земле принят II Всероссийским Съездом Советов, исходя из имеющейся на тот момент экономико-политической ситуации. Он, скорее всего, просто закрепил процессы, которые уже происходили в обществе и были неизбежны.