Рассеянный человек в стихотворении Маршака и в жизни

Помните ли вы, кто написал «Человек рассеянный» (точнее, «Вот какой рассеянный»)? На насмешливых стихотворениях этого советского поэта выросло не одно поколение людей. И сегодня мамы читают по вечерам своим детям «Сказку о глупом мышонке», «Деток в клетке» и «Дремоту и Зевоту». Даже взрослые с самой неважной памятью способны процитировать: «Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?», «В декабре, в декабре все деревья в серебре» или «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж...». Такова уж природа произведений этого автора – они запоминаются, словно песни, добившиеся ротации.

Doodle для Google

Но самым публикуемым стихотворением поэта считается история про рассеянного человека, который «вместо шляпы на ходу» нацепил сковороду, брюки перепутал с рубашкой, а перчатки - с валенками. Популярность произведения оказалась столь велика, что в 2012 году, когда мир отмечал 125-летие его создателя, даже Google поддался всеобщей рассеянности. В этот день пользователей легендарного поисковика встречал забавный дудл, на котором знакомые буквы рассыпались и встали задом наперед.

Автор знаменитого стихотворения – Самуил Яковлевич Маршак. Человек рассеянный – безусловно, образ собирательный, хотя исследователи говорят о существовании нескольких реальных прототипов.

Каблук Иванов

Чаще других называют имя Ивана Алексеевича Каблукова – известного специалиста в области физической химии. Правда, этот ученый проживал в Москве, а не в Северной столице, но в остальном был очень похож: рассеянный, обаятельный и постоянно путающий слова и буквы. В одном из черновых набросков будущего стихотворения герой пишет, что его зовут «Каблук Иванов». Реальный же Иван Каблуков именовал две свои любимые науки «химикой и физией»; оговорившись, мог сказать «лопа колбнула» вместо «колба лопнула».

Лев Петрович

Кто еще претендует на звание «человек рассеянный с улицы Бассейной»? Одна из версий гласит, что в 1926 году Маршак опубликовал стихотворение под названием «Лев Петрович». Широкой публике оно совершенно не известно, потому что вышло под именем символиста Владимира Пяста. В 20-е годы прошлого века поэт сильно бедствовал, и Маршаку удалось «выбить» для него у литературного руководства аванс под издание будущей детской книги. Поскольку Пяст не умел писать для малышей, Маршак и стихотворение сочинил за своего приятеля.

Рассеянный человек Лев Петрович надевал на голову вместо шапки живую кошку, а трамвая дожидался «за дровами у сарая». Современники считали, что этот образ «списан» с самого Владимира Алексеевича Пяста, отличавшегося невнимательностью и чудаковатостью. Эта версия косвенно подтверждается наличием в одном из черновых вариантов намека на историю из жизни поэта: «Вместо чая он налил в чашку чайную чернил».

Маршак или Хармс?

Некоторые исследователи считают, что человек рассеянный – автор произведения, Самуил Маршак. Якобы и ему была свойственна несобранность. Правда, другие убеждены, что такое поведение могло быть и частью того, что нынче принято называть пиаром. Талантливые авторы сами придумывали и «творили» свой образ для потомков.

В намеренной рассеянности подозревают не только Маршака, но и Пяста, а также Даниила Хармса. В произведениях последнего, кстати, тоже можно найти тему забывчивости и невнимательности, воплощенную в абсурдных образах: Пушкин, постоянно спотыкающийся об Гоголя и именующий эпиграммы «эрпигармами», а Жуковского - Жуковым; жители города, позабывшие, «что идет раньше – 7 или 8», и вываливающиеся из окна старухи.

Еще немного о прототипах

По-настоящему талантливое произведение – это всегда обобщение. Поэтому на роль прототипа «человека рассеянного» могут претендовать многие люди. Рассказывают, что Менделеев регулярно снимал галоши, входя в трамвай. Видимо, путал уютный транспорт с домом. Не о нем ли пишет Маршак: «Стал натягивать гамаши. Говорят ему: «Не ваши!»

Еще один химик, а по совместительству – композитор, Александр Бородин, однажды в разгар званого ужина в собственном доме ошеломил гостей. Он надел пальто, громко попрощался со всеми, пояснив, что ему пора возвращаться ... домой. Не этим ли случаем навеяны строки: «Надевать он стал пальто. Говорят ему: «Не то!».

А может быть, «человек рассеянный с улицы Бассейной» - это Николай Алексеевич Некрасов? Ведь он действительно проживал на петербургской улице с таким названием (ныне она носит имя крестьянского поэта)? Однажды невнимательность автора «Русских женщин» едва не оставила отечественную литературу без романа «Что делать?».

Сидевший в Петропавловской крепости Чернышевский крохотными кусочками передавал рукопись на волю в течение 4-х месяцев, а спешащий в издательство рассеянный человек Некрасов выронил ее на улице, и даже не заметил этого. Спустя несколько дней, к счастью, материалы удалось вернуть за крупное по тем временам вознаграждение – 100 рублей. При этом изначально поэт-издатель обещал заплатить нашедшему 50 рублей, но по забывчивости выдал сумму, вдвое большую.

О реальности образа

Стихотворение «Вот какой рассеянный» часто представляется читателям рассказом о смешном и нелепом человеке. Мы не знаем ни его имени, ни профессии. Не приводит автор и никаких данных о семье героя. Из особенностей, присущих ему, можно отметить лишь подчеркнутую вежливость. Пожалуй, это все, о чем рассказывает нам стихотворение. Человек рассеянный – это воплощение одной черты характера в гипертрофированном виде.

Однако, как мы уже убедились, этот образ не назовешь абсурдным. Подобные ситуации происходили неоднократно с людьми известными и неизвестными, с учеными, писателями и музыкантами, с героями книг и фильмов. Случаются они и сегодня. Большинство людей время от времени страдают забывчивостью, невнимательностью, несобранностью.

Об истинной рассеянности

Кто такой рассеянный человек? С точки зрения психологии это тот, кто страдает неспособностью концентрировать внимание. Под истинной рассеянностью понимают состояние своеобразной прострации, когда человек не может ни на чем сосредоточиться, на какое-то время «отключается» от действительности. Одна из страшных разновидностей такого состояния – так называемый «дорожный гипноз», знакомый многим водителям. От долгой монотонной езды человек впадает в состояние полудремы. В какой-то момент он ощущает эффект провала во времени. Что с ним происходило только что: он заснул, отключился? Именно в эти минуты могут происходить аварии.

Причины истинной рассеянности – бессонница, головная боль, сильная усталость, монотонная однообразная работа. Сложно сказать, страдал ли ею герой Маршака, но некоторые симптомы указывают, что мог. Житель улицы Бассейной умудрился проспать двое суток, что называется, без задних ног. Не говорит ли это о крайней измученности человека, об отсутствии в его жизни нормального сна и отдыха?

О рассеянности мнимой

Почему же мы часто считаем, что рассеянный человек – это непременно мечтательный поэт либо чудак-профессор? Дело в том, что психологи выделяют и еще один вид рассеянности – мнимую. Мнимая рассеянность – побочный эффект сильной внутренней концентрации на какой-то теме, проблеме. Человек, поглощенный важной для него идеей, не в состоянии распределять свое внимание между различными объектами. Он не может «уследить» за всем сразу. Отсюда – невнимательность к бытовым мелочам, забывчивость, неспособность подобрать нужное слово и речевые оговорки.

Родители часто обвиняют детей в рассеянности, но нередко ее проявления – свидетельство внутренней сосредоточенности. Маленький человек занят очень серьезным делом: он познает мир, в котором так много раздражителей, что уследить за ними порой просто невозможно!

Герой и его эпоха

Если вспомнить эпоху, в которую создавалось произведение, то вдумчивый взрослый читатель сможет найти в нем намеки на события, о которых принято было молчать.

Стихотворение написано в 1928 году, а впервые опубликовано в 1930. К этому времени уже расстрелян Николай Гумилев, строки которого («Остановите, вагоновожатый, остановите сейчас вагон!») пародирует Маршак. В 1930 году был арестован Пяст, в 1931 – Хармс.

А в культурных кругах вовсю кипела нешуточная дискуссия: может ли быть шутливой или даже (не дай Бог!) смешной детская литература? Вывод был однозначен: произведения для малышей должны быть серьезными. Могло ли быть иначе? Ведь смех противоречит устоям тоталитарного государства. Существование же мыслящего человека в условиях 30-х годов ХХ века вполне могло погрузить его в состояние прострации – в качестве защитной реакции на происходящее. Ведь одной из причин рассеянности психологи называют депрессии и тревожные расстройства.

Так что рассеянный герой Маршака, конечно, смешной человек, но причины происходящего с ним могут быть самые серьезные.

Комментарии