Личностно-ориентированные технологии в ДОУ и школе

Воспитание детей – процесс крайне важный, так как они являются будущими членами общества. Их нужно подготовить к жизни в нем так, чтобы раскрыть весь их потенциал и возможности. В последние годы педагоги все шире используют личностно-ориентированные технологии. Применять их начинают уже с дошкольных учреждений, что многократно увеличивает их эффективность.

Что же это такое?

Впервые этот термин встречается в работах психолога Карла Роджерса. Ему принадлежит доказательство теории о том, что для успешной педагогической и психотерапевтической деятельности необходим, в общем-то, один и тот же подход.

Роджерс говорит, что для успеха в этих делах крайне важна способность сопереживания другому человеку, принятие его личности без всяких дополнительных условий. В отечественных педагогических кругах термин «личностно-ориентированные технологии» рассматривают как один из способов взаимодействия, при котором учитель обеспечивает максимально гармоничное развитие личности ребенка и его способностей исходя только лишь из тех качеств, которые характерны для конкретной личности.

Краткая историческая справка

Давным-давно, то есть веке в XVII-XVIII, жил на Руси один помещик. И славился он тем, что каждый из его крепостных жил богато, да еще и слыл при том редким умельцем в какой-то области. Соседи завидовали и удивлялись: откуда же барин берет такое количество умных, талантливых людей?

Как-то раз прибился к нему местный дурачок. Ни на что он был не годен: ни в поле работать толком не умел, ни ремеслам обучен не был. Другой бы тут уже и махнул на убогого рукой, но помещик тот рук не опускал, подолгу наблюдая за этим странным человеком. И заметил он, что «дурачок» целыми днями способен просидеть, полируя рукавом маленький кусок стекла, доводя его до состояния горного хрусталя.

Всего через год бывший убогий считался лучшим мойщиком стекол во всей Москве, его услуги были столь популярны, что бывший же крепостной, который к тому времени уже давно выкупил себе вольную, составлял список из желающих едва ли не на полгода вперед...

К чему мы все это рассказали? Да все дело в том, что этот пример – классические личностно-ориентированные технологии «в полевых условиях». Помещик умел присматриваться к каждой личности и выявлять те таланты человека, которые были заложены в нем изначально. В школах и дошкольных детских учреждениях перед педагогами стоят ровно такие же задачи.

Как должна рассматриваться личность ребенка?

В этом учении личность ребенка является приоритетным субъектом; именно ее развитие является главной целью всей образовательной системы. В общем-то, с давних пор такой подход именуется антропоцентрическим. Главное, о чем стоит всегда помнить педагогу, заключается в том, что дети должны испытывать всемерное уважение и поддержку во всех своих творческих начинаниях. Учитель и ученик должны работать совместно, сообща достигая поставленных перед собой задач.

Вообще, технология личностно-ориентированного подхода включает в себя понятие о том, что процесс образования должен быть максимально комфортным для ребенка, он обязан вызывать у него только лишь чувство защищенности и желания развивать свои способности дальше.

Проще говоря, ребенку нужно предоставлять как можно больше самостоятельности. Имея возможность выбора, подросток намного лучше развивается, так как делает это не под влиянием внешних факторов, а только лишь благодаря собственному желанию и стремлению обучаться.

Основные задачи и цели

Каким же правилам стоит следовать, «исповедуя» личностно-ориентированные технологии в педагогической деятельности? О, их довольно много. Давайте их подробно перечислим:

  • Обязательно необходимо разрабатывать и внедрять индивидуальные программы обучения, которые ориентируются на способности и таланты каждого ребенка.
  • Должны проводиться конструктивно-имитационные игры, групповые диалоги.
  • В создании учебного материала должны принимать непосредственное участие сами обучаемые. Это значительно стимулирует их интерес к изучаемой теме.

Помимо этого, личностно-ориентированные педагогические технологии в обязательном порядке должны учитывать нижеперечисленные особенности:

  • На протяжении всего занятия нужно оценивать психоэмоциональное состояние своих подопечных.
  • Поддержание максимально высокого уровня мотивации.
  • Выявление опыта каждого ребенка по предложенной на уроке теме. Материал нужно подавать, ориентируясь на конкретные особенности каждой обучаемой группы.
  • При объяснении нового, неизвестного ребенку термина, нужно точно доводить до него его смысл. Вопросы «Понял?» и утвердительное кивание головой в ответ зачастую свидетельствуют о том, что ни сам педагог, ни его подопечный, не заинтересованы в реальном усвоении материала.
  • С детьми последовательно должен работать опытный психолог, на основании рекомендаций которого и строится весь учебный процесс. Собственно, личностно-ориентированные педагогические технологии невозможны без тесной работы психологов с каждым классом.
  • В классе нужно широко использовать практику групповой, парной или индивидуальной работы, отказавшись от обыкновения обращаться к классу «фронтальным» способом.
  • Не стоит забывать о различном уровне восприятия мальчиков и девочек. Проще говоря, в работе обязательно стоит учитывать гендерный аспект. Этим технологии личностно-ориентированного образования кардинально отличаются от многих методик обучения, которые используются в современных школах.
  • Каждая тема должна обсуждаться с использованием различных дидактических приемов. Это позволяет ребенку лучше освоить и закрепить материал в памяти.
  • Необходимо использовать схему самооценки и взаимной оценки усвоения материала каждым обучаемым.
  • Нужно организовывать учебный процесс таким образом, чтобы у детей появлялась уверенность в своих силах и умениях.
  • Обязательна рефлексия в конце каждого занятия: обучаемые повторяют, что они узнали, рассказывают учителю обо всех заинтересовавших их моментах.

Классификация понятия

Как вы думаете, почему используется термин «личностно-ориентированные технологии» в воспитании? Точнее, почему об этом понятии говорят во множественном числе? Все просто. Это на самом деле технологии, их несколько. В виде таблицы мы не только их опишем, но и дадим краткую, но исчерпывающую характеристику каждой разновидности. Итак, какие же бывают их виды? Личностно-ориентированные технологии разделяют на шесть основных категорий, которые описаны ниже.

Название технологии

Ее характеристика

Исследовательская

Основной особенностью является самостоятельное исследование материала. «Открытие через познание». Требуется большое количество раздаточного и наглядного материала, из которого воспитуемые будут узнавать наиболее важную информацию

Коммуникативная

Как можно понять из названия, при проведении урока необходимо делать максимальный упор на дискуссионное обсуждение изучаемого материала обучаемыми. «В споре рождается истина»! Если до того уже удалось вызвать у детей интерес к обсуждаемой теме, такая форма урока способна подстегнуть его еще сильнее

Игровая

Этот прием используют не только личностно-ориентированные технологии в ДОУ. Игра важна не только для дошкольников: так, для старших классов чрезвычайно важно проводить уроки, на которых будут моделироваться профессиональные затруднения и методы их решения, которые повсеместно могут встречаться людям во взрослой жизни

Психологическая

В этом случае требуется проводить тренинги и семинары. Цель их одна. Обучаемый должен самостоятельно выбрать предпочитаемую область и способ дальнейшего изучения темы

Деятельностная

Название не совсем понятно, но на практике все максимально просто: ребенок участвует в составление учебного материала, ощущает себя субъектом образовательного процесса

Рефлексивная

Каждый обучаемый должен уметь самостоятельно анализировать результаты прошедшего урока, проводить работу над ошибками, формулировать грамотные и конкретные вопросы преподавателю в случае возникновения каких-то неясностей

Основные варианты процесса обучения

Современные педагоги, которыми используется технология личностно-ориентированного взаимодействия, выделяют сразу четыре основных варианта этого самого взаимодействия. Каждый из них следует «примерить на себя», так как далеко не каждый преподаватель может одинаково эффективно работать по всем четырем направлениям.

Гуманно-личностный подход к ребенку

В центре образовательной программы в этом случае должна стоять совокупность личностных качеств каждого из обучаемых вами детей. У школы здесь есть только одна конкретная цель – пробудить дремлющие внутренние силы и таланты подопечного, применить их для гармоничного развития молодой личности. В этом подходе превалируют следующие идеи:

  • Личность ставится «во главе угла». Именно от ее характеристик зависят особенности всего образовательного процесса. Таким образом, личностно-ориентированные технологии в школе предполагают максимальное дружелюбие процесса обучения к самому ученику.
  • Педагогические отношения с учениками должны быть максимально демократичными. Учитель и ученик – равноправные партнеры, а не ведущий и ведомый.
  • Скажем «Нет» прямому принуждению как методу, который зачастую не дает реального положительного эффекта в долгосрочной перспективе.
  • Индивидуальный подход не только приветствуется, но и является основным методом, который используется при обучении.
  • Кроме того, личностно-ориентированные технологии (Якиманская в особенности) предусматривают необходимость объяснения ребенку понятий «личность», «свобода личности».

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

Основной вопрос: чему и каким образом обучать учеников? В этом случае само содержание учебной программы является только лишь средством для динамичного и гармоничного развития личности подопечного, а не как единственная цель школы. Широко используется положительная стимуляция учеников. Необходимо внедрять методы обучения, которые прямо стимулируют детей к познанию чего-то нового.

Совершенствование образовательного процесса следует осуществлять на основе дидактических идей, которые описаны в работах Р. Штайнера, В. Ф. Шаталова, С. Н. Лысенковой, П. М. Эрдниева, и других специалистов, которые на сегодняшний день являются общепризнанными «метрами» дидактического метода.

Концепция воспитания

В этом случае личностно-ориентированные образовательные технологии отражают основные тенденции, распространенные в современной школе:

  • Школа должна быть не только источником знания, но и средством воспитания подрастающего поколения. В принципе, об этом прекрасно знали и советские педагоги, но сегодня об этой важнейшей функции почему-то постоянно забывают.
  • Как и во всех прошлых примерах, на личность школьника необходимо обращать основное внимание.
  • Ориентация воспитания должна быть гуманистической, в подростках следует воспитывать общечеловеческие идеи гуманизма, сострадания.
  • Крайне важно развивать творческие способности каждого ребенка без исключения.
  • В школах региональных центров нужно обращать повышенное внимание на возрождение национальных традиций и обычаев малых народов, представители которых там проживают.
  • Коллективное воспитание должно сочетаться с индивидуальным подходом.
  • Цели нужно ставить от простых задач к сложным, адекватно оценивая способности каждого конкретного ученика.

Педагогизация окружающей среды

Исторически сложилось так, что именно школа стала едва ли не наиболее важным социальным институтом, значение которого сложно переоценить. Наряду с семьей и социальным окружением именно она является важнейшим фактором, который предопределяет дальнейшее развитие личности.

Результаты этого формирования определяются сочетанием всех трех факторов. Здесь мы и подошли к смыслу этого метода, который, опять-таки, давно используется опытными отечественными педагогами. Речь идет о крайней важности взаимодействия с родителями и общественными организациями, так как это позволит создать максимально благоприятную среду для формирования личностных качеств ребенка.

Особенности работы в ДОУ

Как мы уже и отмечали, используются также личностно-ориентированные технологии в ДОУ. Конечно же, в этом случае имеются свои специфические особенности, которые обязательно следует учитывать в процессе работы.

Сегодня превалирующее значение имеют высокие технологии, которые распространены в каждом слое современного общества. Задача педагога в том, чтобы даже в детском саду использовать возможности интерактивных образовательных технологий. Это позволит сразу же заинтересовать малышей, дать им стимул к самостоятельному изучению предлагаемой тематики.

Принципиально важным является положение ребенка в образовательном процессе. Воспитатель должен придерживаться простого убеждения: «Не рядом, не над ним, а вместе!» Цель такого подхода – всемерно содействовать гармоничному развитию самодостаточной личности, уверенной в своих силах, избавленной от комплексов, которые в значительной степени мешают прохождению нормального образовательного процесса.

Основной задачей воспитателя в детском саду является формирование исследовательского типа мышления у ребенка, способности к самостоятельному, осознанному и результативному изучению окружающего его мира. Следует помнить, что основным методом воспитательской работы должна стать технология решения каких-то практических задач в легкой, игровой форме. Вы должны предлагать детям какое-то задание, которое можно решить путем проведения интересных и увлекательных экспериментов.

Основные методы работы в детском саду

Какими же методами и приемами следует при этом руководствоваться? Давайте перечислим их подробнее:

  • Беседы «эвристического типа», в ходе которых дети на практике могут убедиться в правильности рассказываемого воспитателем материала.
  • Решение всех возникающих вопросов проблемного характера «на ходу», без затягивания. В противном случае у ребенка может пропасть интерес к изучению тематики.
  • Постоянное наблюдение за окружающим миром.
  • Моделирование процессов, которые постоянно происходят в живой природе.
  • Постановка аналогичных опытов.
  • Все результаты опытов и экспериментов необходимо фиксировать в виде красочных, подробных рисунков.
  • Если есть возможность, нужно приносить на занятия качественный раздаточный материал, включать записи звуков живой природы.
  • Воспитатель должен предлагать обучаемым подражать этим звукам, проводя тематические игры.
  • Упор в описаниях нужно делать на развитие художественного слова, которое позволяет точно и красиво излагать свои мысли, не запинаться. Так развивается еще и правильная дикция, которая наверняка пригодится человеку и во все последующие периоды его жизни.
  • Постановка реалистичных ситуаций, которые предполагают их разрешение творческими методами.
  • Различные трудовые упражнения.

Вот мы и рассмотрели, чем должно характеризоваться правильное использование личностно-ориентированных технологий в современных образовательных учреждениях и детских садах.

Комментарии