Иерусалимские храмы. Иерусалим, храм Гроба Господня: история и фото

Иерусалим – это город контрастов. В Израиле идут перманентные военные действия между мусульманами и иудеями, в то же время в этом святом месте мирно живут евреи, арабы, армяне и прочие.

Иерусалимские храмы несут в себе память нескольких тысячелетий. Стены помнят декреты Кира Великого и Дария I, восстание Маккавеев и правление Соломона, изгнание Иисусом торговцев из храма.

Читайте далее, и вы узнаете много интересного из истории храмов в самом святом городе планеты.

Иерусалим

Иерусалимские храмы впечатляют воображение паломников уже не одну тысячу лет. Город этот поистине считается самым священным на земле, так как сюда стремятся верующие трех религий.

Храмы Иерусалима, фото которых будут приведены ниже, относятся к иудаизму, исламу и христианству. Сегодня туристы стремятся к Стене Плача, мечети аль-Акса и Куполу Скалы, а также к Церкви Вознесения и храму Богоматери.

В христианском мире также знаменит Иерусалим. Храм Гроба Господня (фото будет показано в конце статьи) считается не только местом распятия и воскрешения Христа. Эта святыня также косвенно стала одной из причин начала целой эпохи крестовых походов.

Старый и Новый город

На сегодняшний день существует Новый Иерусалим и Старый. Если говорить о первом, то он является современным городом с широкими улицами и высотными домами. В нем есть железная дорога, новейшие торговые комплексы и много развлечений.

Строительство новых кварталов и заселение их евреями началось только в девятнадцатом веке. До этого люди жили в пределах современного Старого города. Но отсутствие места для строительства, нехватка воды и прочий дискомфорт повлиял на расширение границ поселения. Примечательно, что первым жителям новых домов платили деньги, чтобы они переехали из-за городской стены. Но они все же достаточно долго на ночь возвращались в старые кварталы, так как считали, что стена защитит их от врагов.

Новый город сегодня славится не только инновациями. В нем есть много музеев, памятников и прочих достопримечательностей, которые относятся к девятнадцатому и двадцатому векам.

Однако с точки зрения истории, более важен именно Старый город. Здесь находятся древнейшие святыни и памятники, которые относятся к трем мировым религиям.

Старый город - это часть современного Иерусалима, некогда находившаяся за стеной крепости. Район разделен на четыре квартала – еврейский, армянский, христианский и мусульманский. Именно сюда ежегодно съезжаются миллионы паломников и туристов.

Мировыми святынями считаются некоторые иерусалимские храмы. Для христиан это храм Гроба Господня, для мусульман – мечеть Аль-Акса, для иудеев – остаток храма в виде Западной стены (стены Плача).

Давайте подробнее поговорим о самых популярных иерусалимских святынях, которые почитаются во всем мире. В их сторону поворачиваются при молитве много миллионов человек. Чем же так знамениты эти храмы?

Первый храм

Ни один иудей никогда не мог назвать святилище «храм Яхве». Это противоречило религиозным предписаниям. «Имя Б-га не может быть изречено», поэтому святилище называли «Святым домом», «Дворцом Адоная» или «Домом Элохим».

Итак, первый каменный храм был возведен в Израиле после объединения Давидом и его сыном Соломоном многих племен. До этого святилище было в виде переносной палатки с Ковчегом Завета. Маленькие места поклонения упоминаются в нескольких городах, таких как Вифлеем, Сихем, Гиват-Шаул и другие.

Символом объединения израильского народа стало строительство храма Соломона в Иерусалиме. Царь выбрал этот город по одной причине – он находился на границе владений рода Иехуды и Вениамина. Иерусалим считался столицей народа иевусеев.

Поэтому, по крайней мере, со стороны иудеев и израильтян, он не должен был подвергнуться разграблению.

Давид приобрел гору Мориа (сегодня известную под названием Храмовая) у Аравны. Здесь вместо гумна был заложен жертвенник Богу для того, чтобы прекратить болезнь, поразившую народ. Считается, что именно на этом месте Авраам собирался принести сына в жертву. Но пророк Нафтан призвал Давида не заниматься строительством храма, а возложить эту обязанность на выросшего сына.

Поэтому Первый Храм был возведен в годы правления Соломона. Он существовал до разрушения Навуходоносором в 586 году до нашей эры.

Второй храм

Практически через полвека новый персидский правитель Кир Великий позволяет иудеям вернуться в Палестину и восстановить храм царя Соломона в Иерусалиме.

Декрет Кира разрешал не только вернуться народу из плена, но и отдавал трофейную храмовую утварь, а также предписывал выделить средства на строительные работы. Но по приходе племен к Иерусалиму, после возведения жертвенника, начинаются ссоры между израильтянами и самаритянами. Последних не допускали к строительству храма.

Окончательно споры были решены только пришедшим на смену Киру Великому Дарием Гистаспом. Он письменно подтвердил все декреты и лично распорядился завершить возведение святилища. Таким образом, ровно через семьдесят лет после разрушения главную иерусалимскую святыню восстановили.

Если Первый храм назывался соломоновым, то нововозведенный именовался зоровавелевым. Но со временем он обветшал, и царь Ирод решает провести реконструкцию горы Мория, чтобы архитектурный ансамбль вписывался в более роскошные городские кварталы.

Поэтому существование Второго храма делится на два этапа – Зоровавеля и Ирода. Пережив восстание Маккавеев и римское завоевание, святилище обрело несколько потрепанный вид. В 19 году до нашей эры Ирод решает оставить о себе память в истории наравне с Соломоном и перестраивает комплекс.

Специально для этого около тысячи священников несколько месяцев обучались строительству, так как внутрь храма могли попасть только они. Само здание святилища носило несколько греко-римских атрибутов, но особо на его изменении царь не настаивал. Зато внешние постройки Ирод полностью создал в лучших традициях эллинов и ромеев.

Всего лишь через шесть лет после окончания строительства нового комплекса он был разрушен. Начавшееся антиримское восстание постепенно вылилось в Первую Иудейскую войну. Император Тит уничтожил святилище как основной духовный центр израильтян.

Третий храм

Считается, что третий храм в Иерусалиме ознаменует приход Мессии. Существует несколько версий появления этой святыни. Все вариации базируются на книге пророка Иезекиля, которая является также частью Танаха.

Итак, одни считают, что Третий храм чудесным образом возникнет в одночасье. Другие ратуют за то, что его необходимо возводить, так как царь показал место, построив Первый храм.

Единственное, что не вызывает сомнения у всех ратующих за постройку, это территория, где будет это здание. Как ни странно, и иудеи, и христиане видят его в месте над камнем основания, где сегодня располагается Кубат ас-Сахра.

Мусульманские святыни

Говоря про иерусалимские храмы, нельзя акцентироваться исключительно на иудаизме или христианстве. Здесь находится также третья по значимости и древнейшая по происхождению святыня ислама. Это мечеть аль-Акса («Отдаленная»), которую часто путают со вторым мусульманским памятником архитектуры – Кубат ас-Сахра («Купол скалы»). Именно у последней есть большой золотой купол, который видно за много километров.

Аль-Акса находится на Храмовой горе. Она была построена в 705 году нашей эры, по приказу халифа Умара ибн аль-Хаттаба аль-Фарука. Мечеть несколько раз перестраивалась, ремонтировалась, подвергалась разрушению во время землетрясения, служила штабом тамплиеров. Сегодня эта святыня способна вместить около пяти тысяч верующих.

Важно помнить, что у аль-Акса купол синевать-серого цвета и значительно меньше, чем у ас-Сахра.

«Купол Скалы» восхищает своей архитектурой. Не зря у многих туристов наблюдаются легкие стадии расстройств вследствие посещения Иерусалима. Этот город просто поражает красотой, древностью и концентрацией истории.

Ас-Сахра была построена в конце седьмого века двумя архитекторами по приказу халифа Абд аль-Малика аль-Мервана. Фактически она возведена на несколько лет раньше, чем аль-Акса, но не является мечетью. В архитектурном понимании это купол над священным «камнем основания», с которого, как считают, началось сотворение мира и Мухаммад вознесся на небо («мирадж»).

Таким образом, в Иерусалиме находится целый комплекс исламских святынь на Храмовой горе. Это город контрастов, несмотря на накаленную обстановку в регионе, всего в нескольких десятках метров от него иудеи молятся возле Стены Плача.

Храм Богородицы

Храм Богородицы в Иерусалиме, который сегодня официально называется Монастырь Успения Богоматери, имеет интересную и сумбурную историю.

Его построили в 415 году при епископе Иоанне Втором. Это была византийская базилика, которую называли «Святой Сион». По свидетельству Иоанна Богослова здесь жила и упокоилась Пресвятая Богоматерь. Считается, что возвели первое святилище на этом месте в часть Тайной вечери и снисхождения Святого духа на апостолов в Пятидесятницу.

Его дважды разрушали персы (седьмой век) и мусульмане (тринадцатое столетие). Восстанавливали местные жители, а затем крестоносцы. Но расцвет монастыря, который сегодня относится к числу аббатств, приходится на конец девятнадцатого века.

После многих веков мусульманского владычества над этой территорией, во время знаменательного визита императора Вильгельма II в Палестину, орден Бенедиктинцев покупает участок земли за сто двадцать тысяч марок золотом у султана Османской империи Абдул-Хамида II.

С этого времени здесь начинается усердное строительство, которое развили немецкие братья из католического ордена. Архитектором был Генрих Ренард. Он задумал возвести церковь, похожую на каролингский собор в Аахене. Примечательно то, что, базируясь на немецкой традиции в строительстве, в Монастыре Успения Богоматери мастера внедрили византийские и современные мусульманские элементы.

Сегодня это святилище находится во владении Германского общества Святой Земли. Его президентом является кельнский архиепископ.

Храм Гроба Господня

Храм Господень в Иерусалиме носит много имен и названий, однако они все так или иначе являются отражением одной мысли. Святыня возвышается на том месте, где распяли Сына Бога. После именно здесь он воскрес. В этом храме происходит ежегодная церемония нисхождения Благодатного огня.

Место на котором страдал, погиб и воскрес Иисус Христос, всегда почиталось верующими. Память о нем не пропала после разрушения Иерусалима Титом и после нескольких лет существования на этом месте храма Венеры, который построили при Адриане.

Только в 325 году мать римского императора Константина Великого, которую при жизни звали Флавия Августа (при крещении Елена), а после канонизации наименовали Равноапостольной Еленой, начала строительство христианского храма.

За год на этом месте была заложена церковь. Она строилась рядом с Вифлеемской базиликой под руководством Макария. За время работ был сооружен целый комплекс построек – от храма-мавзолея до крипты. Примечательно, что эта монументальная композиция упоминается на знаменитой Мадабской карте, которая относится к пятому веку.

Храм Воскресения в Иерусалиме впервые освящен в годы правления Константина Великого при личном присутствии императора. С 335 года в этот день празднуют знаменательное событие – Обновление Храма (26 сентября).

Примечательно, что около 1009 года халиф аль-Хаким передает владение церковью несторианам, частично разрушая постройку. Когда слухи о происшествии достигли Западной Европы, это послужило одной из главных причин начала крестовых походов.
В середине двенадцатого века тамплиеры отстраивают храмовый комплекс. Романский стиль здания можно сегодня увидеть в подмосковном Новоиерусалимском храме, о котором мы поговорим далее.

В шестнадцатом веке землетрясение значительно подпортило внешний вид святыни. Часовня стала немного ниже, то есть такой, как она выглядит сегодня. Кроме этого разрушение коснулось кувуклии. Восстановлением зданий занимались францисканские монахи.

Храм Гроба Господня в наши дни

Как мы уже упоминали ранее, самым популярным местом паломничества на Ближнем Востоке является Иерусалим. Храм Гроба Господня (фото которого располагается ниже) привлекает на церковные праздники миллионы верующих. Ведь именно здесь спускается ежегодно Благодатный огонь. Хоть эту церемонию и транслирует большинство каналов онлайн, многие предпочитают увидеть чудо своими глазами.

В начале девятнадцатого века в храме был пожар, и сгорела часть Анастасиса, повреждения коснулись и кувуклии. Помещения быстро восстановили, однако через столетие стало очевидным, что церковь нуждается в реставрации. Окончанию первого этапа работ помешала Вторая мировая война, поэтому финальные штрихи растянулись аж до 2013 года.

За полвека была произведена капитальная реставрация всего комплекса, ротонды и купола.

Сегодня храм включает в себя место распятие Иисуса Христа (Голгофа), кувуклию и ротонду над ней (здесь был склеп, где лежало тело Сына Божьего, пока он не воскрес), а также храм Обретения Креста, Кафоликон, церковь Равноапостольной Елены и ряд приделов.

В наши дни храм объединяет в себе представителей шести конфессий, которые разделяют его территорию и имеют собственные часы богослужений. В их число входят эфиопская, коптская, католическая, сирийская, греко-православная и армянская церкви.

Интересным фактом является следующий. Во избежание необдуманных последствий конфликтов между разными конфессиями ключ от храма находится в одной мусульманской семье (Джудэ), а открыть дверь имеет право только член другого арабского рода (Нусэйбе). Эта традиция была заведена еще в 1192 году и чтится до сих пор.

Новоиерусалимский монастырь

«Новый Иерусалим» издавна был мечтой многих правителей Московского княжества. Борис Годунов планировал его возведение в Москве, но его проект так и остался неосуществленным.

Впервые храм в Новом Иерусалиме появляется в бытность патриархом Никона. Он в 1656 году основывает монастырь, который должен был копировать весь комплекс святых достопримечательностей Палестины. Сегодня адрес храмы следующий – город Истра, улица Советская, дом 2.

До начала строительства на месте храма располагалась деревня Редькина и близлежащие леса. В ходе работ холм укрепили, деревья вырубили, а все топографические названия изменили на евангельские. Теперь появились холмы Елеонский, Сион и Фавор. Река Истра отныне именовалась Иорданом. Воскресенский собор, который возвели во второй половине семнадцатого века, повторяет композицию храма Гроба Господнего.

От первой мысли патриарха Никона и впоследствии это место пользовалось особым расположением Алексея Михайловича. Источники упоминают, что именно он впервые назвал комплекс «Новым Иерусалимом» при освящении последнего.

Здесь располагалась значительная библиотечная коллекция, а также обучались воспитанники музыкально-поэтической школы. После опалы Никона монастырь приходит в некоторый упадок. Дела значительно улучшились после прихода к власти Федора Алексеевича, который был учеником сосланного патриарха.

Таким образом, мы сегодня с вами побывали на виртуальной экскурсии в нескольких самых знаменитых храмовых комплексах Иерусалима, а также посетили Новоиерусалимский храм в Подмосковье.

Удачи вам, дорогие читатели! Пусть ваши впечатления будут яркими, а путешествия - интересными.

Комментарии