Русские народные платья: фото, история костюма и современные интерпретации
Сегодня, когда практически вся одежда сделана в Китае и Турции, американца сложно отличить от россиянина, и наоборот. Но так было не всегда. Еще 150-200 лет назад самобытность каждого народа подчеркивал его наряд. И русские народные платья, конечно, не исключение. Одежда не только говорила о том, откуда человек родом, но и могла поведать о его социальном статусе и положении в обществе. Особенно это заметно в женском народном костюме.
Женская одежда на каждый день
Основой любого наряда была длинная рубаха. Чаще всего она была белого или красного цвета. Ее украшали вышивкой и жемчугом. Более знатные дамы поверх надевали еще одну шелковую рубаху, называемую горничной. Ее подвязывали широким поясом или фартуком. В таком виде женщина могла ходить дома, не надевая больше ничего. Однако, принимая гостей, обычно надевали еще и другую одежду поверх рубахи.
Вот здесь русские народные платья у женщин, живущих на севере и юге, отличались. Так, представительницы северных народов поверх рубахи надевали сарафан, который представлял собой длинное платье без рукавов. Для его отделки использовалась вышивка, оторочка, жемчуг и даже драгоценные камни. Чем к более знатному сословию принадлежала женщина, тем из более дорогой ткани был сшит сарафан.
На юге женская одежда была другой. Здесь вместо сарафана предпочитали носить поневу. Она напоминала современную юбку, но, в отличие от нее, понева повязывалась вокруг талии. Понева была ярких оттенков и в разных губерниях имела свою цветовую гамму. Русское народное платье, фото которого показано выше, еще дополнялось передником, головным убором и украшениями на шею.
Верхняя одежда
Так как на большей части России зимой весьма холодно, то русские народные платья дополняла верхняя одежда. У крестьянок и городских жительниц было принято носить телогрейку поверх опашня, выполненного из сукна. Обычно она была короткой с большим количеством пуговиц. Такую телогрейку по краям отделывали золотым или серебряным шитьем.
Знатные же дамы носили шубки, шитые из различных мехов. Их главное отличие от других подобных нарядов - это длинные рукава (до 10 метров). В нужных местах были сделаны прорези, куда, собственно, и продевались руки. Реже шубку носили, собирая рукава большими складками. Кроме этого, дворянки могли дополнять свой наряд воротником и муфтой из меха.
Для всех слоев населения и телогрейка, и шубка были праздничной одеждой. Поэтому на каждый день надевали более простую однорядку. Она выполнялась обычно из шерстяного сукна и имела скромную отделку. Чисто внешне это было очень длинное пальто, практически до пят, с такими же длинными рукавами. В них, как и у шубки, были прорези.
Праздничная одежда
Конечно, как и сейчас, одежда по случаю и на каждый день отличалась. Особенно это заметно, если рассматривать русские народные свадебные платья. Их отличало от других нарядов буйство красок и обилие отделки. В старину было не принято выходить замуж в белых платьях, так как этот цвет был символом святости.
Так как представительницы более низких сословий не могли себе позволить платье из дорогих тканей, то оно обычно шилось из льняного полотна. Однако они с лихвой это компенсировали тонкой вышивкой, отделкой кружевом и бисером. Знатные дамы выходили в платьях, пошитых из парчи, тафты и даже шелка. Они также обязательно расшивались и украшались жемчугом и драгоценными камнями.
Русские народные платья на свадьбу будущая невеста готовила себя сама, порой делая это несколько лет. Ведь их полагалось иметь не менее четырех. Каждое из них надевалось в определенный день свадьбы. К тому же это был способ продемонстрировать гостям и семье будущего мужа мастерство девушки, выбранной в жены. Причем это касалось всех сословий, не только крестьянок.
Одежда по статусу
Стоит отметить, что, несмотря на общую схожесть всех нарядов, русское народное платье для девочки и замужней женщины имело существенные отличия. Статус в обществе демонстрировался с помощью головного убранства. Так, маленькая девочка обычно носила косу, в которую вплетались ленты. Ею же украшалась и сама голова. Никаких кокошников и других головных уборов ей не полагалось, кроме платка зимой.
Как только девушка достигала половой зрелости и становилась, что называется, на выданье, она повязывала ленту поперек головы. Лента украшалась вышивкой или же была однотонной. К тому же часто такие девушки носили одну длинную косу "в роспуск", не закрепляя снизу. Конечно, они периодически расплетались: таким нехитрым способом девушка завлекала потенциальных женихов.
Замужним же дамам ни в коем случае нельзя было покидать дом без головного убора. В повседневной жизни они повязывали на голову платок, но, в отличие от девушек на выданье, он завязывался сзади, а не спереди. При этом коса плотно заплеталась и укладывалась вокруг головы. Поверх нее надевался волосник. В праздничные дни полагалось носить кокошник, убранным платком. Зимой на голову надевалась меховая шапка.
Современное прочтение
Конечно, многое из русского народного костюма давно забыто и утрачено. Однако платье в русском народном стиле можно встретить в коллекциях многих отечественных дизайнеров. Так, у Игоря Гуляева в силуэтах современных шуб четко угадываются русские мотивы. Вячеслав Зайцев не раз в своих коллекциях демонстрировал вечерние платья, в которых явно были заметны русские мотивы. Это касается и силуэта, и отделки.
Некоторые дизайнеры пошли дальше и создали целые коллекции в русском народном стиле. Например, Валентине Аверьяновой удалось вдохнуть новую жизнь в национальную одежду. Продемонстрированная ею коллекция получила одобрение не только международных критиков моды, но и обычных покупателей.
В заключение
И сегодня всегда найдется место такому наряду, как русское народное платье. Фото современных нарядов в этом стиле все чаще можно встретить в модных глянцевых журналах. К тому же стиль "фолк" сейчас на пике популярности.