Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. Стихи Лермонтова о поэзии
Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова - одна из центральных. Ей Михаил Юрьевич посвятил множество произведений. Но начать следует с более значительной темы в художественном мире поэта – одиночества. Она носит у него вселенский характер. С одной стороны, это избранничество лермонтовского героя, а с другой – его проклятье. Тема поэта и поэзии предполагает диалог между творцом и его читателями. Но, попадая в необычную атмосферу вселенского одиночества лирического героя, она приобретает особенное значение, колорит.
Нами будет рассмотрена тема поэта в лирике Лермонтова. Мы проанализируем несколько стихотворений Михаила Юрьевича, дадим им емкую характеристику, найдем сходство с произведениями Александра Сергеевича Пушкина.
«Не верь себе»
Стихотворение было написано М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. Оно продолжает развивать мотивы пушкинского стихотворения «Поэт и толпа». Однако если у Пушкина по одну сторону – жрец, а по другую – непосвященные люди, то совсем иначе это все видит Лермонтов. Тема поэта в его стихотворении кардинально отличается от пушкинской. Между творцом и толпой существует связь. Все они – обычные люди, и поэт - один из них.
Однако поэтическое слово не может выразить внутреннего мира самого творца. Здесь мы сталкиваемся с уже известной романтической темой, заданной когда-то В. Жуковским в стихотворении «Невыразимое». Но, естественно, в иной интерпретации. Слово не может передать всю глубину внутренней жизни поэта, оно лишено этой силы. Людям нет никакого дела до переживаний творца: «Какое дело нам, страдал ты или нет?/ На что нам знать твои волненья,/ Надежды глупые первоначальных лет,/ Рассудка злые сожаленья?»
«Пророк»
Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова прослеживается в "Пророке", написанном в 1841 году, за несколько недель до гибели. Если в стихотворении «Не верь себе» поэт приближен к толпе, то в этом произведении мы наблюдаем другую ситуацию. Здесь творец представлен в образе пророка. А название стихотворения отсылает нас к пушкинскому «Пророку». В нем автор пишет об изменениях, которые происходят с человеком, когда он превращается в провидца, несущего Божье слово людям. Пушкин завершает стихотворение бодрым призывом: «Глаголом жги сердца людей».
Лермонтов же рисует нам трагическое продолжение этой истории. Пушкинский пророк отправляется к людям для того, чтобы нести Божественное слово. Но, к сожалению, они его не понимают. Однако отторженность героя от людей компенсируется возможностью контактировать с Вселенной.
«Поэт»
Мотив ненужности людям пророческого слова как тема стихотворения Лермонтова «Поэт» возникает еще в 1838 году. В нем сближаются образы творца и кинжала. Это снова отсылает нас к Пушкину, а именно к его стихотворению «Кинжал». Оно было написано на юге в 1821 году. Правда, у Александра Сергеевича речь идет действительно о кинжале, но он создается как образ последнего судьи, восстанавливающего справедливость. Пожалуй, это единственное пушкинское стихотворение, где убийство оправдывается с моральной точки зрения.
Лермонтов по-своему перерабатывает образ карающего кинжала. Поэт переносит его в прошлое, когда тот был орудием борьбы, а сейчас стал предметом, украшающим комнату: «Игрушкой золотой он блещет на стене». Нечто подобное произошло и с поэтом: когда-то голос его звучал как колокол, а теперь он утратил свое предназначение.
Мы обнаруживаем, что пушкинские сюжеты стихотворений «Пророк», «Кинжал», которые звучат позитивно, оптимистично, в лермонтовских обработках приобретают пессимистический и драматический характер. Пророк оказывается гонимым, кинжал превращается в игрушку, а поэт теряет способность воздействовать на окружающий его мир.
«Как часто, пестрою толпою окружен…»
Другие стихи Лермонтова о поэзии все-таки показывают нам влияние художественного слова на окружающий мир. Наиболее ярко это представлено в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…». Лермонтов рисует картину маскарада, людей, скрывающих свои истинные эмоции и чувства. И потому, глядя на эту фальшивую и неестественную жизнь, поэт уносится в далекое детство, где все было совсем по-другому. И потом, вернувшись из мира мечты, он снова обнаруживает противоестественность этого маскарада.
«Дума»
Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова затронута и в самом известном произведении автора, в котором он рисует образ своего поколения, включая в него и себя. Речь, конечно, идет о стихотворении «Дума». Если в произведении «Не верь себе» Михаил Юрьевич сближает поэта и человека из толпы, то здесь он роднит себя и поколение. Однако этот образ оказывается трагическим. От поколения ничего не остается: «...ни мысли плодовитой, / Ни гением начатого труда».
Однако мы с вами знаем, что все вышло не так, как казалось Лермонтову. От того поколения осталась его поэзия. «Дума» стала поэтическим памятником его современникам.
«Есть речи – значенье…»
Есть у Лермонтова и стихотворения, в которых сила поэтического слова выражена особенно сильно. Так, главным героем данного произведения становится сам Михаил Юрьевич. Он описывает влияние поэтического слова на свою душу. Мы понимаем, что далеко не на каждого так действует поэзия. Но становится ясно, какой огромный смысл имело поэтическое слово в жизни самого Лермонтова.
Заключение
Нельзя не сказать о том, как сильно повлиял на творчество Лермонтова А. С. Пушкин. Михаил Юрьевич очень хотел показать свои стихотворения кумиру, однако был слишком неуверен в себе. Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова начинается трагедией для всей русской литературы – смертью Пушкина. Потрясенный, он пишет стихотворение «Смерть поэта». Возможно, мы никогда бы не узнали гения Лермонтова, если бы не его друг Святослав Раевский. Он переписал стихотворение от руки, чтобы послать скорбящим родственникам. Оно произвело эффект разорвавшейся бомбы: в одночасье о корнете Лермонтове узнала вся Россия.
Проанализировав стихотворения Михаила Юрьевича, мы заметили, как часто он обращался к мотивам, сюжетам своего кумира. Продолжая их, противопоставляя свои произведения пушкинским, Лермонтов нашел свою нишу в русской поэзии, с одной стороны, соединившись со своим предшественником, а с другой – став ему серьезным оппонентом.