Произведения Лермонтова в школьной программе. Изучение Лермонтова в школе
Творчество русского классика Михаила Юрьевича Лермонтова всем нам известно еще со школьной скамьи. Его произведения входят в обязательную программу обучения. В любом жанре Лермонтов гениален и неподражаем, хотя сам и считал себя недостаточно совершенным, чтобы печататься рядом с его учителем и кумиром Пушкиным. Именно поэтому он начинает издавать свои произведения только после смерти Александра Сергеевича.
Произведения Лермонтова в школьной программе
Михаил Юрьевич Лермонтов был настолько талантливым и одаренным человеком, что за свою очень короткую жизнь он успел оставить потомкам несметные культурные богатства в виде стихов, поэм, романов, рассказов, повестей и т.д. В свое время он дополнил звено великих гениев классической русской литературы, творчество которых преподают на уроках. Произведения Лермонтова в школьной программе знакомят детей с тем, что волновало людей того времени, что их вдохновляло и что убивало. Поэзия Лермонтова была написана очень самобытным, прекрасным и оригинальным языком. Многие до сих пор помнят наизусть поэму «Бородино» и хорошо знакомы с такими известными произведениями, как «Кавказский пленник», «Хаджи-Абрек», «Мцыри», «Демон», «Смерть поэта», «Парус», «Кинжал», «Дума» и т.д.
«Герой нашего времени»
Для более глубокого изучения творчества М. Ю. Лермонтова в школьную программу было включено одно из уникальных его творений. Им является роман «Герой нашего времени», благодаря которому Лермонтова стали считать настоящим литературным новатором 30-40-х годов XIX века. Великого творца в его произведениях отличала романтическая направленность. Его роман был написан в прозе с оригинальным творческим подходом к методу циклизации. Он подарил нам эпохальный образ Печорина – человека, оказавшегося лишним в своем мятежном времени.
Само произведение не имеет хронологической и временной последовательности, а состоит из совершенно отдельных новелл, путевых очерков, повестей и дневниковых записей. Шесть глав можно было расставить совершенно в другом порядке. Но для Лермонтова не в этом ценность, а в том, что на первом плане у него стоит более точное раскрытие личности главного героя Печорина, его образ и его переживания. Рассказчиками сюжетов выступают три человека: наблюдатель - путешествующий офицер, приятель - Максим Максимыч и главный герой - Григорий Печорин.
Сначала читатель поверхностно анализирует психологию Печорина, затем более детально, и в конце происходит самый глубокий психоанализ. Роман «Герой нашего времени» был написан Лермонтовым в 1840 году, буквально за год до трагической дуэли. И практически сразу был напечатан в питерском издательстве Ильи Глазунова.
«Парус»
В шестом классе школьники приступают к изучению знаменитого стихотворения «Парус». Лермонтов написал его еще в студенчестве на пороге важных для него перемен и испытаний, во время прогулки по берегу Финского залива в 1832 году. Тогда ему было всего 17 лет. Из-за ссоры с преподавательским составом он был вынужден покинуть Московский университет и забыть карьеру филолога. Ему пришлось переехать в Петербург и поступить в Школу гвардейских прапорщиков и юнкеров. И поэтому в основу стихотворения «Парус» Лермонтов вложил все свои волнения и размышления о своем неуверенном прошлом и пока непонятном будущем.
Стихотворение состоит из трех строф, в которых представлены яркие характерные образы, поэтическая мелодичность, глубокие чувства переживаний и зрелость мысли. Парус в данном случае выступает как лирический герой, перед которым меняется морской пейзаж. И все это в точности отображает его психологическое состояние. Образ моря служит обозначением жизненных перипетий, а парус - это душа человека. Парус противостоит стихии, как и сам человек, брошенный в море житейских проблем, который бывает бесконечно одиноким среди таких же барахтающихся там людей.
«Демон»
По школьной программе дети изучают еще одно очень оригинальное произведение - поэму «Демон». Лермонтов, как и многие русские писатели, увлекается образами нечистой силы, и при этом использует народный эпос, легенды и библейские события. В своей поэме «Демон» Лермонтов предупреждает о том, как наивен бывает человек, как легко он может поддаться искушению и попасть прямиком в ад. Писать эту необыкновенную по своей аллегоричности и красоте поэму Лермонтов стал в 15 лет и работал над ней на протяжении 10 лет. В основе сюжета лежит библейская легенда, в которой говорится о том, как Бог изверг с неба духа Зла, который воспротивился его власти и сам захотел стать Богом Небесным. А дальше он приписал к ней кавказскую старинную легенду о том, как горный дух Гуда, приревновав девушку Нино к ее возлюбленному, обоих завалил снежной лавиной.
И вот Лермонтов Демона создает похожим на духа Гуда, который уже не знал злобы и сомнений, давно отверженный, он не искал приюта, он презирал ограниченность во времени и в пространстве людского существования. И вдруг он повержен - он влюблен в красавицу Тамару, эта любовь искусила и погубила ее, но только ангел спас и открыл ей врата рая, а вот Демон остался опять в полном одиночестве и вечной муке. Попытка возродиться через любовь у него не вышла. Лермонтов Демона жалеет, и эта печаль проскальзывает в нескольких строках и тем самым трогает за душу читателя.
«Золотая» поэзия
Школьная программа стихи Лермонтова про осень не могла не включить в себя, ведь этому периоду посвящен целый "золотой" цикл. Именно тоскливая и сырая осенняя пора волнует нежную романтическую душу молодого поэта, который постепенно превращался из покладистого и смиренного мальчика в раздражительного и неуемного отрока, уже успевшего разочароваться в жизни и не видящего в ней никакого смысла. Он любуется угасанием природы и естеством завершения определенного цикла в жизни и теперь готовится покорно принять все, что подготовит ему судьба. Школьная программа стихи Лермонтова про осень не могла не включить.
«Осень»
Лермонтов "Осень" написал в 1828 году, когда ему было всего 14 лет. Это стихотворение стало одним из ярких примеров любви поэта к родной природе. В то время он учился в пансионате и готовился к поступлению в университет. Оставляя учебу, он приезжал в родное бабушкино поместье в Подмосковье и много гулял, любуясь местными деревенскими окрестностями. Именно там он впервые оценил необыкновенную красоту, роскошь и величие русской природы. Его посетила волшебная муза, он начал творить, и получились великолепные стихи. Стихи Лермонтова про осень потрясают своею необыкновенной мелодичностью и живописными описаниями этого унылого времени года, которое всегда наводит легкую тоску о прошедшем времени и о несбывшихся надеждах.
«Смерть поэта»
Изучаемые произведения Лермонтова в школьной программе включают в себя и знаменитое стихотворение «Смерть поэта». Для Лермонтова Пушкин был кумиром, он всегда восхищался его творчеством. Поэтому внезапная смерть Пушкина стала для Михаила настоящим шоком и вызвала большое негодование и потрясение. Именно под таким сильным впечатлением он пишет это стихотворение, где уличает заговорческие планы высшего общества против гениального поэта. Стихотворение «Смерть поэта» состоит из двух частей, первая из них описывает всю трагедию, произошедшую 27 января 1837 года. И совсем не Дантеса Лермонтов объявляет убийцей, хотя и не оправдывает его, а высшее общество, которое смеялось над поэтом и зачастую при любой возможности унижало и оскорбляло его. Лермонтов обвиняет близкие круги убитого поэта в лицемерии, пустых похвалах и жалких словах оправданья. Хотя Лермонтов в своих строках намекает на то, что Пушкин знал своего убийцу в лицо и причину своей кончины, которую предсказала ему гадалка еще в юности.
Во второй части Лермонтов уличает так называемую «золотую молодежь» прославленных отцов, которые сейчас, конечно, избегут наказанья. Однако он предупреждает о Божьем суде, перед которым рано или поздно каждому из них придется предстать. За это смелое стихотворение Лермонтова отправят в ссылку на Кавказ. А потом он так же, как и Пушкин, будет убит на дуэли.
Заключение
Поэт никак не мог остаться незамеченным, как бы ни пытались сделать это его враги. Произведения Лермонтова в школьной программе, занимают большой раздел. Поэт соединил в своем творчестве вечные философские вопросы, которые всегда волновали человечество, он был настоящим бунтарем и шел против всех проявлений мирового порядка. Периодами он был похож на своих героев, он так же чувствовал, страдал и любил. Его темперамент был очень схож с Пушкиным, они оба хотели внимания и привлекали его к себе, как могли, иногда глупыми насмешками в виде эпиграмм или вольным поведением на светских балах, а также капризами и обидами. Их тонкая душа была ранима и плохо защищена, поэтому и времени для жизни Бог им дал совсем не много. Но совсем не зря они прожили свой век. Теперь мы можем только гордиться, что на нашей земле жили такие великие люди. И теперь они стали настоящим достоянием русской литературы.