Сведения о доходах и имуществе: кто должен их предоставлять

Вопрос о раскрытии сведений о доходах граждан всегда был актуален в нашем обществе. С одной стороны, граждане имеют право на неприкосновенность частной жизни и защиту персональных данных. С другой - обществу необходим контроль над доходами государственных служащих и других категорий граждан в целях противодействия коррупции и незаконному обогащению.

Поэтому законодательство устанавливает определенные требования о раскрытии сведений о доходах для отдельных категорий граждан. Особо строгие правила действуют в отношении государственных и муниципальных служащих. Они обязаны ежегодно представлять сведения об имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера.

Кто обязан представлять сведения о доходах

В соответствии с российским законодательством представлять сведения о доходах обязаны следующие категории лиц:

  • Государственные гражданские служащие
  • Муниципальные служащие
  • Работники Центрального банка
  • Руководители государственных корпораций
  • Руководители государственных внебюджетных фондов

Этот перечень установлен Федеральным законом No273. Также существуют отдельные требования для судей, прокуроров, следователей и других правоохранительных органов.

Какие сведения необходимо представлять?

Лица, обязанные представлять сведения о доходах, указывают в справках:

  • Доходы от всех источников (зарплата, гонорары, дивиденды и др.)
  • Недвижимое имущество (дома, квартиры, земельные участки)
  • Транспортные средства
  • Денежные средства и драгоценности
  • Доли участия в коммерческих организациях
  • Кредиторскую задолженность

Также указываются сведения о доходах и имуществе супруги/супруга и несовершеннолетних детей.

Куда и когда представляются сведения?

Сведения о доходах представляются ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Госслужащие представляют сведения в кадровую службу по месту работы.

Сведения муниципальных служащих направляются в органы местного самоуправления. Сведения о доходах высших должностных лиц публикуются на официальных сайтах госорганов и в СМИ.

Как обеспечивается контроль достоверности?

Госорганы проверяют достоверность и полноту представленных сведений о доходах. Могут запрашиваться сведения у ФНС, банков, регистрирующих органов. Выявление недостоверных сведений влечет увольнение служащего.

Умышленное представление заведомо ложных сведений является преступлением и влечет уголовную ответственность. Таким образом, раскрытие сведений о доходах важно для противодействия коррупции и повышения доверия граждан.

При этом законодательство устанавливает разумный баланс между контролем и защитой частной жизни граждан. Раскрытию подлежат только основные сведения, необходимые для осуществления контроля.

Перечень сведений, подлежащих раскрытию

Законодательством установлен довольно подробный перечень сведений о доходах и имуществе, которые должны быть раскрыты определенными категориями лиц. Помимо общей суммы дохода, указываются доходы от каждого отдельного источника - основного места работы, гонорары, доходы от вкладов, ценных бумаг, недвижимости.

Что касается имущества, то указываются сведения обо всех объектах недвижимости с описанием площади, даты и основания приобретения. Аналогичные данные приводятся по транспортным средствам, драгоценностям, акциям и долям участия в уставных капиталах организаций.

Порядок проверки достоверности сведений

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах проводится специальными подразделениями госорганов. Используются такие методы, как сопоставление со сведениями из налоговых органов, запросы в банки и регистрирующие органы.

Также анализируются сделки с недвижимостью, транспортом, ценными бумагами, проверяется участие в уставных капиталах компаний. Выявляются факты возможного сокрытия реальных доходов и имущества.

Ответственность за нарушение требований

Непредставление либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах влечет увольнение государственного или муниципального служащего.

Если в действиях усматривается состав преступления (например, крупная взятка в виде незадекларированного имущества), возбуждается уголовное дело.

Зарубежный опыт раскрытия доходов

Во многих зарубежных странах также действуют требования о раскрытии доходов и имущества публичных лиц. Например, в США значительный объем финансовой информации о чиновниках и политиках находится в открытом доступе.

В ряде государств сведения о доходах и имуществе граждан могут быть получены при подаче официального запроса. Это помогает контролировать обоснованность расходов чиновников.

Раскрытие доходов и защита персональных данных

При раскрытии сведений о доходах необходимо соблюдать баланс между прозрачностью и защитой частной жизни. Персональные данные граждан охраняются законом.

Поэтому раскрытию подлежит только информация, непосредственно относящаяся к доходам и крупным приобретениям. Более тонкие детали личной жизни из сферы раскрытия исключаются.

Комментарии