Структура сочинения по русскому языку (ЕГЭ). Шаблон сочинения по русскому языку

Подготовка к экзаменам и их сдача – страшнейший кошмар любого школьника. Кроме того, что вы должны выучить кучу теории и вовремя вспомнить ее на тесте, вам нужно еще и правильно написать текст. Чтобы выполнить эту миссию на «отлично», необходимо для начала понять и запомнить, что являет собой структура сочинения по русскому языку (ЕГЭ).

Основная трудность, с которой сталкивается большинство учеников при написании своих творений, это процесс определения проблемы, которая в нем затрагивается. Если вы сформулируете ее неправильно, то получите за свою работу от 2 до 5 баллов вместо 23 максимальных.

Основные составляющие

После определения темы и проблемы текста пора переходить к построению его структуры. Без этого невозможно качественно сдать ЕГЭ (русский язык). План сочинения, как правило, состоит из следующих частей:

- вступление;

- комментарий проблемы;

- позиция автора;

- ваше мнение;

- аргументы;

- вывод.

Работаем над вступлением

Структура сочинения по русскому языку (ЕГЭ) начинается со вступления. В нем вы приглашаете читателя к разговору. В первую очередь назовите тему и проблему, представьте автора. После этого плавно перейдите к основной части. При этом вначале ни в коем случае нельзя пересказывать содержимое текста. А его объем не должен превышать 3-4 предложений.

Определяясь с проблемой, можете назвать их несколько, но не надо увлекаться. Лучше всего выбрать одну основную, чем распыляться на кучу второстепенных. В любом случае за этот пункт больше 1 балла вы не получите, потому нет смысла слишком сильно его расписывать.

Определяем проблему

Любому школьнику трудно сдавать ЕГЭ. Сочинение по русскому имеет свои сложности, среди которых – умение не перепутать проблему (для чего написан текст, какой конфликт в нем раскрывается и вопрос задается читателям) с темой (о чем рассказывается). Далеко не в каждом случае легко с первого раза разобраться, какую основную мысль автор хотел донести. Существует пара секретов, которые упростят выполнение этой задачи:

1. Обычно писатель формулирует проблему ближе к началу текста или в его конце. Все зависит от того, какой ход мыслей он предпочитает: сначала назвать тезис и после него – аргументы, или сделать это в обратной последовательности.

2. Выделите из текста ключевую лексику. Она состоит из слов, в которых заложена основная мысль всего сказанного. Это поможет вам на следующем этапе работы – написании комментария к основной проблеме.

Пишем комментарий

Также структура сочинения по русскому языку (ЕГЭ) включает в себя комментарий к сформулированной проблеме. Это своего рода пересказ предложенного текста своими словами. За него можно получить 2 балла. При этом нужно показать, что вы смогли четко понять, в чем состоит конфликт, выделить его аспекты. То есть в данном случае необходимо раскрыть позицию автора.

Во время комментирования постарайтесь не слишком много цитировать и пересказывать содержимое текста, поскольку это может свести количество ваших баллов за этот этап работы к нулю. Также не допускайте фактических ошибок, приписывая писателю то, о чем он не говорил.

Дальше займитесь отражением авторской позиции поднятой проблемы. Для этого будет достаточно всего одного предложения, в котором вы объясните, как он отвечает на поставленный вопрос и предлагает развязать проблему.

Затем выскажите собственную точку зрения. Она совсем не обязательно должна соответствовать авторской. Но просто озвучить ее будет недостаточно. Вы должны обосновать свое мнение не менее чем 2 аргументами. За каждый из них вы получите по баллу. При этом ваши доводы не должны совпадать с приведенными в тексте, в противном случае они не будут засчитаны при проверке вашего ЕГЭ. Сочинение по русскому должно сочетать в себе и авторскую позицию, и вашу собственную.

Как подбирать аргументы?

Итак, вы сдаете ЕГЭ русский язык (сочинение). Аргументы являются неотъемлемой его частью. Для того чтобы убедительно обосновать свое мнение, можете использовать:

1. Примеры из своей жизни (совсем не обязательно, чтобы выбранные события действительно происходили с вами или знакомыми – можете просто их придумать, никто ведь не будет проводить расследование их достоверности).

2. Знания, полученные в школе (вспомните историю, обществознание, географию и любые другие науки, в которых можно найти подходящие факты).

3. Опыт в чтении книг (можно обратиться к русской или мировой литературе, в них найдется огромное количество подходящих жизненных ситуаций; вам поможет как классика, так и произведения современных авторов).

Выбирая аргументы (сочинение, русский язык), внимательно следите за тем, чтобы они подтверждали ваш тезис, а не противоречили ему. Эксперты будут оценивать всего 2 аргумента, потому нет смысла придумывать большее их количество. Лучше пусть их будет пара, но оба будут меткими и подходящими для данной ситуации. Кроме того, чем больше вы будете расписывать свои мысли, тем сильнее повышаются шансы допустить при этом ошибки.

Комбинируем доводы

Лучше всего оцениваются аргументы, выбранные из публицистики, научных или художественных книг. Они стоят 2 балла, в то время как за пример из своей жизни вы в лучшем случае получите 1.

Также вы можете использовать ситуации, взятые из фольклора. Например, пригодятся народные сказки, поговорки, песни и другие подобные произведения. За данные доводы вы также получите 1 балл.

Поскольку за аргументацию нельзя ставить больше тройки, то для наивысшей оценки вы можете использовать одну из следующих схем:

- 2 аргумента из вашего опыта в чтении книг;

- 1 пример из литературы плюс 1 – из жизни или фольклора.

Анализируем языковые средства

Также вы можете включить в план сочинения по русскому языку анализ языковых средств выразительности в качестве формы аргументации автора и способа влияния на сознание читателя. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

1. Проверьте, приведен ли в работе этот перечень и сделан ли вами их анализ.

2. Приведите конкретные примеры из текста (можете выделять их скобками, но лучше отдайте предпочтение кавычкам).

3. Посмотрите на корректность и целесообразность введения в сочинение языкового анализа (постарайтесь не писать фразы из разряда «автор употребляет, использует»).

Обязательно перепроверьте черновой вариант своего сочинения, проследите за логичностью мыслей в нем. Посмотрите, не допустили ли какие-либо смысловые несоответствия и достаточно ли правильно разбили текст на абзацы. Если в работе будет использовано большое разнообразие слов, много неоднотипных грамматических конструкций, а мысли выражены точно и понятно, за эти все пункты вы получите 2 балла.

Грамотность – залог успеха

Самая высокая оценка ставится за то, что вы хорошо знаете русский язык. Как писать сочинение, чтобы получить за грамотность максимальные 8 баллов? Чтобы добиться наилучшего мнения экспертов, вам необходимо придерживаться таких правил:

1. Не допускайте ошибок в орфографии, пунктуации, грамматике и речи.

2. Придерживайтесь норм этики и избегайте хамства, нецензурных и вульгарных высказываний.

3. Соблюдайте точность в преподнесении фактов.

При написании работы не нужно лить воду, говорить очевидные высказывания и ходить вокруг да около, чтобы набрать нужный объем. Вы должны писать конкретные мысли по предложенной теме. Объем текста в 150 слов достаточно большой для того, чтобы в него поместились все необходимые доводы.

Вам не снизят оценку, если напишете больше, но при этом шансы сделать лишние ошибки увеличиваются. Потому лучше сделать столько, сколько нужно, ведь за превышение заданного размера вы не получите дополнительные баллы. В случае же, если заданный объем не будет набран, оценка снизится. А если вы напишете меньше половины нужного размера, то работа и вовсе не будет проверяться.

Делаем выводы

Завершается структура сочинения по русскому языку (ЕГЭ) заключением. Обратите внимание на правильность его оформления. Если оно будет слишком большим, это воспримется как свидетельство того, что вы не умеете лаконично излагать свои мысли. А значит, это станет явным недостатком вашей работы. Вступительная и финальная части не могут составлять больше четверти всего текста.

Если представить сочинение в виде схемы, оно должно быть замкнутым, как круг. То, о чем говорилось в начале, должно подытоживаться в конце. Также в последнем абзаце необходимо сказать о том, как повлиял на вас текст, задумались ли вы о своих взглядах на мир после его прочтения.

Отдельно нужно упомянуть о том, какое место в истории и жизни литературы занимает данное произведение, описать реакцию общества на него. Можно использовать шаблон сочинения по русскому языку: в начале работы задайте определенные вопросы, а в конце – дайте на них ответы.

В финальной части обязательно нужно показать завершенность работы и то, как заключение связано с основным текстом и его конфликтом. Этот фрагмент не должен превышать по объему 2-3 предложений.

Запомните «золотые» правила!

Кроме всех вышеперечисленных правил, руководствуйтесь при написании следующими советами:

1. Постарайтесь не использовать повторы не только в стоящих рядом предложениях, а и по всему сочинению. Не забывайте о том, что размер вашей работы небольшой, а значит, постоянно мелькающие перед глазами фразы будут сильно портить впечатление от нее. Когда начинаете писать, подготовьте список синонимов к основным словам («пример», «автор», «проблема» и др.). После завершения чернового варианта, старательно вычитайте его и подчеркните повторяющиеся фразы. Затем замените большую их часть на близкие по смыслу.

2. Не дробите текст слишком сильно. Лучше всего использовать такой план сочинения по русскому языку:

- в первом абзаце назовите проблему и прокомментируйте ее;

- во втором – осветлите свою и авторскую позиции;

- в третьем – приведите первый аргумент;

- в четвертом – второй довод;

- в пятом – напишите заключение.

Если вы излагаете свои мысли очень короткими предложениями, тогда можете разбить текст на 3 абзаца, но меньше этого числа их не должно быть.

3. Старайтесь сделать так, чтобы в вашей речи было минимальное количество штампов. Вы, конечно, можете использовать некоторые шаблонные фразы, но лучше свести их употребление к минимуму. Список нежелательных клише можно найти даже в учебнике "Русский язык - 6 класс". Сочинение без таких выражений ценится на порядок выше, чем с ними. Сочетайте слова правильно и не допускайте ошибок, связанных с языком и речью.

4. Во избежание множества ошибок, связанных с пунктуацией, после написания черновика проведите синтаксический разбор всего текста. В таком случае вы сможете понять, в каких местах пропустили выделения причастных и деепричастных оборотов и других конструкций, которые требуют использования запятых. Также вы увидите, где поставили лишние знаки препинания. Разделяйте части предложения не интуитивно, а следуя конкретным правилам.

Еще несколько советов

Следите за читабельностью своего почерка. Это касается не только сочинения по русскому языку, а и любого другого экзамена. Эксперт не станет расшифровывать ваши каракули, а просто засчитает их как ошибки и снизит баллы.

Формулируйте свои мысли так, чтобы они не были обрывочными. Каждая часть текста должна доводиться до логического завершения. Необходимо излагать рассуждения так, чтобы они были понятны не только вам, а и читателям. Объясните конкретно, что именно имеете ввиду.

Проследите за тем, чтобы вывод не казался скудным по содержанию сравнительно с остальными частями текста, написанного во время ЕГЭ (русский язык). План сочинения должен включать в конце мысли, которые не озвучивали ранее.

Комментарии
Я всегда смотрела много фильмов, у меня в этом деле куда больший опыть, чем читательский (знаю только русскую классику, т.к. сдаю литературу). По себе знаю, что в современный фильмах не меньшее количество полезной информации по тем или иным проблемам, чем в книгах. Так вот совет, любой опыт кинемотографического персонажа можно выдать за собственный опыт из жизни, а фильмы-биографию за публицистику (но вы не сможете уаказать автора, а если мне не изменяет память, то это минус, лучше не рисковать)
Скоро будем писать и вот что могу посоветовать. Являюсь фанатом фильма "гарри поттер" и знаю фильмы наизусть. В нем есть практически (или даже все) проблемы: отцы и дети, дружба, любовь, предательство, истинные ценности и тд. На сочинениях пишу так: "В своем произведении "Гарри Поттер. [тут пилите название части фильма]" писательница Джоан Роулинг..."
Опыт личный и мне это часто помогает. Удачи, 11ый класс!
В целом всё выглядит разумно и верно, но вот сомневаюсь насчет произведений современных авторов как источников читательского опыта. Наша матерая учительница со стажем не менее 20 лет (точного количества не помню) утверждает, что использовать нужно только классику и жизненный опыт, а новые книги попросту никто из экспертов мог не прочитать. Надеюсь, на ответ.
Наша учительница по адекватнее, и она говорит, что лучше не использовать современные книги, особенно что-то в роде «игры престолов», «50 оттенков серого» и т.д., в сочинении это просто выглядит «вульгарно» или «непрофессионально» и могут возникнуть проблемы, так что, да, лучше опиратся на классику, но по факту никто не запрещает
Извините,но я не могу согласиться с тем,что можно приводить примеры из собственной жизни.Этим способом аргументации пользуются,как правило,ученики с мизерным читательским,жизненным опытом и ,к сожалению,с таким же духовным и интеллектуальным развитием.Поэтому это путь к тому,чтобы потерять баллы.
Скажите пожалуйста,а как связанны между собой читательский и жизненный опыт? (,как правило,ученики с мизерным читательским,жизненным опытом). И почему, по вашему, нельзя использовать примеры из жизненного опыта? Ведь в экзамене по русскому языку учитываются не глубокие познания ученика в литературе, которую он в дальнейшем никогда использовать не будет, а именно способность его в здравом рассуждении и обосновании своих доводов, использовании своих бытовых знаний, умении извлекать из текста макси
Но при этом, это шанс получить хоть что-то. Бывают разные ситуации , и самому начитанному ученику может понадобиться вспомнить хоть что-то, дабы не потерять лишний балл.
Примеры из жизни- биография каких то личностей, события происходящие в стране, в обще то, что можно проверить. А как ты собачку бедную с улицы принес и описываешь жестокость мира, что никто ее не подобрал, аргументом никогда являться не будет