Газопровод "Южный поток". Проект транснационального газопровода
Первое декабря 2014 года запомнится миру надолго. Это был день взрыва одной из мощнейших информационных бомб. Вы не помните, что тогда произошло? Было официально объявлено, что проект «Газопровод Южный поток» закрыт. Точка. Такого поворота многие не ожидали. Ведь он сулил столько выгод жителям и бизнесменам южной Европы. Однако решение принято. Давайте разбираться, чем был хорош проект и почему он остался в прошлом.
«Ты помнишь, как все начиналось?»
Хорошая строчка из песни, но далее уже не совпадает с нашей историей. Это было отнюдь не впервые. Ко времени, когда задумывался газопровод «Южный поток» аналогичные проекты уже были успешно реализованы.
Проект
Схема газопровода «Южный поток»
Надо отметить, что такой значимый проект не может идти гладко. Его подвергают всестороннему анализу, корректировке, так сказать, на местности. Схематически его последняя (отказная) версия представлена на рисунке. Как видно, он должен был охватить большое количество стран Южной Европы, оставляя в перспективе другим государствам возможность присоединиться к проекту. А главное, «Южный поток» - газопровод (карта на рисунке), идущий в обход ненадежного партнера, коим стала Украина. Часть трубы должна была пройти по дну Черного моря. При этом длина ее составила бы порядка девятисот километров. Планировалось, что труба будет проходить по экономическим зонам не только России и Болгарии, но и Турции, которой, кстати, данный проект не особенно нравился. У нее имелись и есть теперь свои «газовые интересы». Тем не менее Турции дала разрешение на проект «Газопровод Южный поток». Болгария была следующим пунктом маршрута. Планировалось, что труба выйдет именно на ее берега возле города Варна. В этом месте газопровод «Южный поток», карта которого оказалась не столько экономической, сколько политической, наткнулся на препятствия. Но об этом ниже.
Российская часть проекта
Европа и «Южный поток»
Газопровод, карта которого впечатляла даже людей, мало разбирающихся в экономике, естественно, был по достоинству оценен руководителями ЕС. Итальянцы первыми подключились к работе. Их концерн «Eni» совместно с «Газпромом» приступил к проектированию жизненно важной для Европы трубы. Рамочный меморандум заключили еще в 2007 году. С этого момента началась гигантская переговорная работа. В следующем, 2008 году, к проекту присоединилась Болгария. «Южный поток» предоставлял ей отличные шансы для оптимизации бюджета. Прибыль, которую страна в конечном итоге упустила, оценивается в 400 млрд. долларов. В том же году Сербия заявила, что ей также необходим газ. «Южный поток» решили провести и по ее территории. Страна заключила с «Газпромом» соглашение о том, что половина трубы остается за нашей компанией. Такие же договоренности были достигнуты с другими странами (в 2009 г. - со Словенией, в 2010 г. – с Хорватией). Тогда же к работе подключились Австрия и Франция. Последняя решила вложить средства в строительство газопровода «Южный поток». В проект вошла крупнейшая компания, занимающаяся энергетикой, «Électricité de France». В этом же году план строительства подписали Греция, Сербия и Болгария. «Южный поток», согласно задумке, должен был сделать ее основной страной – транзитером. В этом-то и оказалась главная загвоздка, которой несколько лет пользовались те, кому не нравился проект.
Первые неприятности
Начало несколько иррациональному противостоянию положено было в 2011 году. Еврокомиссар по вопросам энергетики открытым текстом предупредил Украину о том, что после создания и введения в эксплуатацию «Южного потока» эта страна останется не у дел. Ее труба уже не будет задействована для транзита. Эттингер посоветовал властям Украины «отговорить Россию от реализации данного проекта». Несмотря на такие обстоятельства, маршрут газопровода «Южный поток» проходил соответствующие согласования. После декларирования намерений страны, ранее вошедшие в проект, стали заключать с «Газпромом» договоры на поставку голубого топлива. Хотя РФ пришлось надавить на европейские страны. Д. Медведев, будучи тогда президентом России, провел переговоры со своим турецким коллегой. По итогам он высказал идею о том, что проект может быть изменен. Еще тогда появилась мысль о том, что перенаправить поток можно в Турцию, не являющуюся членом Европейского Союза.
Третий энергопакет
Еще одним препятствием к проведению работ стало законодательство ЕС. Дело в том, что рынок энергоносителей в Союзе достаточно «разобщенный». Ценовая планка устанавливается путем прямых переговоров поставщика и потребителя. Это приводит к разнобою на рынке. ЕС принял ряд законов, получивших название «третий энергопакет», призванных либерализировать ситуацию с торговлей энергоносителями. Им было предусмотрено разделение поставщиков и транзитеров. То есть, «Газпром», согласно этим документам, не имел права строить трубу, пятьдесят процентов стоимости которой принадлежало ему. Пакет был принят в 2009 году. Однако это произошло позже подписания первого соглашения о разработке «Южного потока». Здесь возник некий юридический казус. С одной стороны, данный проект не подпадал под действие третьего энергопакета, с другой – Еврокомиссия не позволяла его начинать, ввиду того, что он нарушал принятые ею правила.
Мы строим, а вы – как хотите
Тем не менее Россия не стала отказываться от выгодного проекта. На ее территории велись все плановые работы, чтобы вовремя ввести в эксплуатацию «Южный поток». Газопровод Анапа, к примеру, встретила радостно. Мало того, что рядом с городом возводилось серьезное предприятие, создающее новые рабочие места, так еще и окрестные поселения должны были обеспечиваться голубым топливом. В крае стали разрабатывать соответствующий проект по газификации. Некоторые перемены в планах стали намечаться в 2014 году. После воссоединения Крыма с РФ газовики стали прикидывать, как данное событие может повлиять на их проект. Дело в том, что глубоководная прокладка (около двух километров) – дело дорогое. Если вести трубу по крымской территории, то в море она ляжет на более мелкие участки. Это могло значительно удешевить проект. Это стало весьма актуальным из-за введения санкций в отношении России.
Все закончилось в Болгарии
Сама по себе работа по созданию столь значимого проекта сложна и наполнена всяческими тонкостями и нюансами. Необходимо согласовать массу вопросов с правительствами стран-участников, получить разрешения, найти деньги и так далее. Все это «Газпромом» было проделано. Только перед началом строительства необходимо было получить разрешения от стран, что становилось все сложнее в условиях разразившегося украинского кризиса. Но Австрия и другие страны «со скрипом» подписали все необходимые бумаги. Остановила газопровод «Южный поток» Болгария. После долгих переговоров и согласования страна не дала своего разрешения на строительство. Мотивировался отказ тем же самым третьим энергопакетом. Президент Болгарии оказался в сложном положении. Страна, как член Евросоюза, обязана подчиняться его законам и требованиям руководства. С другой стороны – выгоды были изначально очевидны для всех. Болгария сделала свой выбор, отказавшись от транзитных прибылей. Документов, означавших ее согласие на начало стройки, она так и не подписала. Данное не случившееся событие послужило основой для принятия президентом РФ решения, перевернувшего ход событий. Оно вызвало широкий резонанс и головную боль у больших чинов из Еврокомиссии и не только.
Закрытие проекта. Что дальше?
Вот и наступило первое декабря 2014 года. В ходе визита в Турцию президент РФ совместно с коллегой из принимающей страны сделали заявление. Европа была поставлена перед фактом. Проект закрыт. Никакие уговоры не подействовали на РФ. Возврата к «Южному потоку» не будет. Но как же быть тем, кто не противился его строительству, кто работал вместе с «Газпромом» все эти годы? В. Путин объявил о том, что все 63 млрд. кубометров голубого топлива будут поставляться в Турцию. Частично ею же и будут потребляться. Для тех, кто изъявит желание все же покупать российский газ, будет построен хаб на границе Турции и Греции. Только теперь возведение транспортных коммуникаций должно стать головной болью потребителя. То есть, РФ согласна с третьим энергопакетом. А где европейцы денег возьмут на такое дорогое строительство, это их личное дело. Таким образом, Турция в будущем станет основным транзитером, поставляющим голубое топливо в ЕС. Дело в том, что по территории страны планируется провести газопровод «Набукко». Этот проект, созданный под покровительством США, был альтернативным «Южному потоку». После всех споров и переговоров, благодаря неуступчивости Еврокомиссии, часть южных стран Союза остались не только без газа, но и со смутными перспективами его получения в ближайшее время. Вся работа оказалась напрасной. Теперь следует начинать переговорный процесс по новой. А здесь еще и выборы в Греции подоспели, как нельзя, вовремя. В январе 2015 там победило политическое объединение СИРИЗА, декларировавшее выход страны из ЕС. Если оно доведет свое намерение до дела, то положение южноевропейских стран усложнится еще больше.
Тем не менее проект «Газопровод «Южный поток» закрыт. Теперь все переговоры ведутся с иным транзитером – покупателем. Возник новый проект. Его решили назвать «Турецкий поток». Какое будущее его ожидает?