Любовь вне времени и пространства: актеры, “Пятый элемент” и культовая фантастика
Середина 90-х прошлого столетия пестрела боевиками, во многом заменявшими зрителям другие жанры. Жанр фантастики еще не был изучен до конца, как и не был в достаточной мере представлен аудитории. И все же некоторые фильмы явили собой новое открытие: кто-то говорил, что фантастика благоприятно воздействует на сознание, рождая в нем нечто неизведанное доселе, другие считали подобные картины пустой тратой времени и денег. О боевике “Пятый элемент” нельзя говорить отрицательно. Возможно, он и поддался критике со всех сторон, но уж точно стал удачным во всех смыслах.
Открытие
Фантастика с давних времен была излюбленным жанром Люка Бессона. Вот уж где французский режиссер мог разгуляться на полную катушку! Но пока шел обычными тропами: создавал вполне разумные картины у себя на родине. До “Пятого элемента” он мог похвастаться триллерами “Никита” и “Подземка”, а также знаменитым “Леоном”, в котором не в первый раз снимает своего любимчика Жана Рено. Однако как только криминальная драма с юной Натали Портман снискала мировой успех, Бессон дал обещание, что пока завяжет с привычным жанром и откроет для себя тот, где могла разгуляться его вольная фантазия. Сценарий “Пятого элемента” был написан еще во времена учебы в школе, а сейчас настало время для его экранной реализации. Впереди предстояла колоссальная работа: собрать техническую группу, представить студии убедительные доказательства… Благо, Бессон успел зарекомендовать себя с хорошей стороны, потому французский медийный концерн Gaumont вручил ему полную власть. Прежде всего, Люку были нужны те, кто правильным образом донесет на экране его идею, – актеры. “Пятый элемент” уже в ходе своей подготовки обещал стать грандиозным проектом. В этом профессионал Бессон не прогадал.
Начало
Люк Бессон сел в режиссерское кресло. Мало кто знает, что производство картины он начал в 1994 году, еще не заручившись официальным разрешением от студии. Но, подобно своему голливудскому коллеге Джеймсу Кэмерону, он знал, что только кропотливая работа принесет большие плоды. Доработав сценарий, определившись с местами съемок (ими были выбраны уголки Великобритании и Исландии), он принялся подбирать тех, на кого возлагал главные надежды. Актеры, “Пятый элемент” для которых мог стать большим трамплином в будущее, с удовольствием шли на кастинг.
Она и другие
Дикий интерес вызывала, прежде всего, главная женская роль. Образ загадочной девушки Лилу хотели заполучить многие актрисы. Она явилась ключевым действующим лицом, которое вышло весьма эффектным: в картине Лилу представлена полуобнаженной, с ярким рыжим цветом волос, сгенерированной из ДНК непонятного существа. Кроме того, Лилу говорила на специальном языке и обладала огромной силой. Бессон остановил свой выбор на Миле Йовович. Вместе они придумали язык героини, в ходе работы актриса много импровизировала, а после они часто болтали между собой, вызывая восторг у всей съемочной группы.
Другие актеры фильма “Пятый элемент” оказались на ее фоне не так колоритны. Брюс Уиллис сыграл таксиста Корбена Далласа, случайно подвернувшегося рядом. Теперь он не может оставить беспомощную Лилу одну, часто заигрывает с ней, но получает отказ. Гари Олдман сыграл главного антагониста Жан-Батиста Эмануэля Зорга. Земной фабрикант оружия, марионетка в руках темных сил, он использует свое влияние и мощь, чтобы исполнить заветное желание: после крушения корабля найти четыре камня-элемента. Но для него это оказывается не так просто. Сам актер согласился на роль из-за личного уважения к Бессону после “Леона”. В фильме сыграли также Иэн Холм и Крис Такер. Они появились в образах отца Вито и Руби Рода соответственно.
Главные элементы успеха
Премьера состоялась осенью 1997 года. К середине 98-го фильм уже прокатился по всему миру. Общие сборы при бюджете в 90 миллионов составили свыше 260 миллионов долларов. Эти цифры побили все рекорды за всю историю французского кинематографа.
Об успехе могли рассказать актеры. “Пятый элемент” стал для них поистине достойным фильмом. Мила Йовович, например, полюбила жанр фантастики, снявшись после в знаменитой серии “Обитель зла”. А Люк Бессон предложил ей руку и сердце.
“Пятый элемент” сложно назвать идеалом, фильмом для образца, но это действительно было нечто новое, чего простой зритель не видел прежде. “Пятый элемент”, актеры и роли которого остались запоминающимися, если не породил, то хотя бы продолжил жанр фантастики, тесно сплетенной с составляющими боевика и скрытой философией.