Живут ли в Припяти люди? Можно ли сейчас жить в Припяти?
Чернобыльская зона отчуждения будоражит воображение людей по причине их "благоговейного" страха перед радиацией. Покинутая Припять влечет к себе искателей острых ощущений и романтиков. Они желают погрузиться в атмосферу опустевшего города, увидеть что-то необычное, появившееся под воздействием радиации.
И такие путешественники получают настоящий сюрприз: в зоне отчуждения много обитателей. Живут ли в Припяти люди в соседстве со всеми прочими приспособившимися? Поговорим на эту загадочную тему.
История отселения
Обязательное организованное отселение жителей Припяти, Чернобыля и многочисленных сел в зоне поражения радиацией происходило в несколько этапов. Сначала были эвакуированы люди из ближайших к месту аварии населенных пунктов, затем остальные, по мере отдаленности от очага выброса.
Первым опустевшим городом стала сама Припять (27 апреля). Далее были вывезены люди из близлежащих сел (10-километровая зона от очага выброса). Затем опустела зона на расстоянии 10-30 километров. Последними стали самые дальние села: жителей вывозили вплоть до июня.
С того момента, согласно закону, в чернобыльской зоне отчуждения не должно находиться ни одного гражданского лица. Разрешение на пребывание было лишь у работающего там персонала. Однако местные решили все по-своему. Так что же таит в себе Припять? Живут ли там люди теперь?
Скорое заселение отчужденных территорий
В том же 1986 году, всего через две недели после начала организованной эвакуации населения с зараженных территорий, первые люди стали возвращаться в свои жилища. Закрытость зоны не стала помехой местным, горячо любящим свой дом.
Были и такие, которые «партизанскими» методами избегали обязательной эвакуации: они просто терялись из виду эвакуационных команд и оставались в родных местах.
Таким образом, мы выяснили, какой стала Припять. Жизнь после людей здесь фактически не наступала. Местные никогда полностью не покидали город, даже если не учитывать работающих там специалистов.
Почему люди возвращались?
В наших головах прочно засела мысль, что от радиации нужно убегать без оглядки. Потому и кажется странным и опрометчивым то, что жители чернобыльской зоны тянулись к родным зараженным местам.
Тяга к дому, знакомым до боли землям была непреодолима. Эвакуированные переселенцы, не найдя своего места в мире извне, возвращались на территорию зоны уже через короткое время.
Еще одним фактором, послужившим причиной для заселения окрестностей Припяти, стала невидимость радиации. Если врага нельзя увидеть, значит, он не страшен. Возможно, если бы радиация проявлялась физически в воздухе или оседала на предметы, ситуация сложилась бы иначе. Людей тогда, сразу же после катастрофы, не беспокоило в должной мере то, можно ли сейчас жить в Припяти и близлежащих пунктах. Они просто возвращались домой.
Большую роль в появлении самоселов Чернобыля сыграл экономический фактор. Не лежала душа у людей к обустройству на другом месте. Плюс объективные проблемы с нехваткой денег.
Заселенные пункты
Так, по данным государственного учета, в чернобыльской зоне отчуждения на сегодняшний момент живет около 300 человек. В основном самоселы сосредоточены в небольших деревнях.
Наибольшее количество жителей находится в городе Чернобыль – 40 человек. В селах Лубянке, Залесье, Опачичах, Теремцах, Ильинке и других проживают от двух до нескольких десятков самоселов. В 2013 году их общее количество составляло более 300 человек. Таким образом, ответ на вопрос "живут ли в Припяти люди" однозначен и вполне конкретен.
Состав населения
Большинство жителей чернобыльской зоны – старики. Молодых можно было здесь встретить ранее. Некоторые здесь жили, но больше приезжали погостить к родственникам. Удивительно, но в оторванной от основных благ цивилизации зоне в двухтысячных годах даже родился один ребенок. Больше подобных счастливых происшествий не было.
Средний возраст самосела зоны отчуждения – 60 лет. Примечательно, что большинство из оставшихся обитателей этих мест – женщины.
Уклад жизни самоселов
Раз мы уже выяснили, что в зоне отчуждения всегда жили люди, пора поговорить о том, как сейчас живут в Припяти, то есть в селах и поселках возле нее.
Натуральное хозяйство – то, чем живут самоселы Чернобыля и близлежащих сел. Большую часть необходимого для жизни они выращивают на приусадебных участках. Урожай проверяется на пригодность в пищу в специальном центре. Ради мяса и яиц держат птицу, некоторые – крупный рогатый скот, даже лошадей.
Кроме выращенных своими руками овощей и фруктов, местные употребляют рыбу, выловленную в реке Припять. Также они собирают грибы, некоторые даже ставят капканы на дичь. Продуктами питания охотно меняются между собой, а самый ходовой «товар» - рыба.
Объемы ведения хозяйства зависят от физических возможностей и потребностей людей. В основном это небольшие огороды и малое количество домашних животных. А есть и целые мини-фермы: объединяются подворья нескольких участков и ограждаются. Часть этой территории отводится под растениеводство, часть – под содержание скота. Излишек выращенного «фермеры» сбывают. Но таких случаев насчитывают единицы. Таким образом, мы понимаем не только то, живут ли в Припяти люди, но и то, как им удается оставаться так далеко от "живых" городов.
Зона отчуждения сегодня
Необычно, но вполне понятно, почему некоторые люди остались жить в чернобыльской зоне по сей день. Однако еще более интересно то, что туда можно попасть на экскурсию. Это прогулка по покинутой Припяти, Чернобылю и прилегающим селам, буйно разросшимся лесам за окраинами города.
На такие экскурсии люди ездят, чтобы посмотреть на места, где разворачивалась грандиозная трагедия. Тысячи людей прощались со своими домами навсегда, оставляя все, нажитое трудом и дорогое сердцу.
Чернобыль с его загадочной атмосферой стал местом паломничества любителей экстрима. Хотя при соблюдении простых мер безопасности экстрима в нем практически нет. Однако это довольно сложное психологическое испытание.
Существует интересное явление современной культуры – увлечение писателей-фантастов темой зоны отчуждения. Правда, связано оно с почти безлюдной территорией лишь косвенно, благодаря известной компьютерной игре S.T.A.L.K.E.R. Действие в ней происходит как раз в чернобыльских таинственных уголках. Вслед за игрой последовала серия книг разных писателей, пополняемая и сегодня.
Перспективы
Сколько невообразимых фантазий появляется у людей при упоминании слов «Чернобыль», «Припять». Зона отчуждения сегодня и сразу же после катастрофы на АЭС не имеет ничего общего с поселившимися в наших головах картинками с толпами мутантов и трехглазых котов. Настоящая Припять – это опустевший город, хранящий отголоски прошлого в оставленных его жителями вещах. Остальные города и села преимущественно представляют собой ту же картину, за исключением редких одиноких и семейных самоселов.
Перспектив вновь заселить Припять «официально» не намечается, и долго не будет намечаться. Будет ли жизнь в Припяти? Возможно. Однако сейчас этот город не облюбован самоселами.
Сегодня в чернобыльской зоне на свой страх и риск (ощущают ли они это?) живут несколько сотен человек. В основном, это старики. Их дети и внуки предпочитают заселенные «живые» города и лишь изредка наведываются к родне в зону отчуждения.
Заключение
Припять - один из густонаселенных в прошлом городов, относящийся к зоне чернобыльской катастрофы. К ней относится также сам Чернобыль и еще более десятка маленьких сел. Живут ли в Припяти люди сейчас? Да, живут. В 11 из всех населенных пунктов зоны практически с момента эвакуации людей обитают самоселы.
Таинственная Припять не такая уж и загадочная в наши дни. Большая часть того, что можно было узнать о зоне отчуждения в Чернобыле, уже известна. Любой желающий может посетить эти завораживающие масштабами трагедии места и сделать свои выводы об их атмосфере.
В статье мы рассмотрели некоторые подробности истории самоселов Чернобыля. Таким образом, все интересующиеся узнали, живут ли в Припяти люди: если брать локально сам город Припять, то там нет постоянных жителей. Но в Чернобыле и более чем десятке сел много лет назад обосновались те, для кого здешние места родные.
Смеем предположить, что вам было интересно путешествовать с нами мысленно в зону отчуждения, воспетую в компьютерной игре и десятках книг. Также надеемся, что это путешествие вас не разочаровало.