Что спросил Трус у Балбеса и Бывалого, читая Уголовный кодекс
Вот уже шестой десяток лет зрителей в нашей стране и далеко за ее пределами смешат три персонажа - Трус, Балбес и Бывалый. Они были выдуманы режиссером Леонидом Гайдаем в конце пятидесятых после того, как его фильм «Жених с того света» не выдержал идеологической цензуры. В сюжетную основу новой короткометражной ленты была положена юмористическая новелла Степана Олейника о незадачливых браконьерах.
«Пес Барбос и необычный кросс» стал первой частью целой киноэпопеи, но в момент утверждения сценария, в самый канун нового 1961 года, и сам режиссер еще не ведал, сколько фильмов про Труса, Балбеса и Бывалого ему предстоит снять на пленку.
«Немые» комедии
В первых двух короткометражных картинах-новеллах, укладывавшихся в рамки киноанекдотов, персонажи не разговаривали. В лучших традициях немого кино все звуковое сопровождение ограничивалось веселой или комично-трагичной музыкой. Исключение составила песня о самогонном аппарате, сочиненная актерами Моргуновым и Вициным, которой их герои славили нелегальный и малопочтенный бизнес, то есть, выражаясь современным языком, контрафактное производство алкоголя, и обозначали свою осведомленность с возможными юридическими последствиями собственных действий. Весь юмор «Необычного кросса» и «Самогонщиков» состоял в смешных эпизодах, возникавших в ходе погонь (сначала от собаки, потом за нею) и других гэгах. Комично выглядит подсчет количества сахара на логарифмической линейке, неожиданный результат распутывания замотавшегося в занавеску Труса, двусторонний объезд дерева его лыжами и многие другие эпизоды. Но герои непременно должны были заговорить, тем более что на смену короткометражному формату пришли полноценные художественные фильмы.
Операция «Ы» и Шурик
В 1962 году Леонид Гайдай экранизировал несколько рассказов О. Генри. В фильме «Деловые люди» сыграли Вицин и Никулин, они показали себя прекрасными актерами вне формата, заданного «Необычным кроссом» и «Самогонщиками», но режиссер решил их задействовать в следующей комедии, главным героем которой стал студент Шурик. Три персонажа, ранее почти немые, заговорили в ходе операции «Ы». Их амплуа не изменилось, Трус, Балбес и Бывалый стремились заработать деньги не очень честным путем, но не совершая при этом тяжких преступлений. Их криминальные устремления пока ограничиваются правонарушениями, наказуемыми в административном порядке или небольшими сроками.
Юридические вопросы Труса
Знакомство с Уголовным кодексом РСФСР демонстрирует персонаж Вицина, он держит эту книгу в руках, и в отличие от других двух героев, очевидно, изучает его пока только теоретически. "Что значит «нейтрализовать»?" – вот что спросил Трус у Балбеса и получил в ответ жест, означающий некое физическое воздействие на сторожа. "Второй пункт статьи 193" (легкое телесное повреждение, побои и пр. в отношении должностных лиц), - сразу же квалифицирует он возможно предстоящее наказание (до 3-х лет), но заказчик успокаивает его: охранять базу будет пожилая «бабка - божий одуванчик».
"Кража со взломом или без?" – вот что спросил Трус. У Балбеса этот вопрос не возник, он человек опытный.
Трусу по плану нужно было задать неожиданный вопрос сторожу, чтобы отвлечь его внимание от выполнения задачи по охране базы. Сначала он пытается выяснить в 2 часа пополуночи месторасположение библиотеки, но заведующий его за это критикует (а зря, это было бы неожиданно). В конечном счете «нейтрализатор» останавливается на фразе «Сколько сейчас градусов ниже нуля?» - вот, что спросил Трус у Балбеса во время учебной «обкатки» налета.
Психологические портреты
В отличие от предыдущих фильмов Гайдая, снятых с участием Никулина, Моргунова и Вицина, «Кавказская пленница» представляет собой полнометражный фильм с единым сюжетом от начала до конца. Аферисты - «гастролеры», приехавшие в одну из кавказских республик СССР в поисках легкого заработка, вдруг получают крупный заказ. Вместо обучения местной молодежи твисту и сеансов одновременной игры в домино им предстоит украсть невесту для большого начальника районного уровня товарища Саахова. В этом фильме преступление, при всей его комичной подоплеке, вполне серьезное. Это похищение человека.
Более четко, чем в предыдущих комедиях, обозначены психологические портреты персонажей. Бывалый немногословен, Балбес любит пошутить и даже попеть, а Трус хитроват. Он вполне может, пользуясь удобным случаем, присвоить себе часть общей добычи, как в случае с десятирублевкой, прилипшей к его подошве. Этот «финт ушами» ему удался. «Чей туфля?» - все, что спросил Трус у Балбеса и Бывалого после того, как они швырнули в него ботинком.
Гайдаевские комедии с «троицей»
Всего комедий было четыре: «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» вышли на широкий экран в 1961 году, потом с четырехлетним перерывом «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», а затем и последняя картина с участием знаменитой и полюбившейся троицы «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966). Все фильмы оказались на редкость удачными, ансамбль из трех актеров, составленный Юрием Никулиным, Евгением Моргуновым и Георгием Вициным, источал живой народный юмор, задающий общую атмосферу на съемочной площадке, что сказалось на результате. Вся страна повторяла афоризмы - «перлы», которые изрекали с экрана товарищ Саахов, начальник базы Петухов и другие герои того времени, в том числе Трус, Балбес и Бывалый. Обсуждение производственных и личных вопросов в курилках и на кухнях не обходились без фраз «все украдено до нас», «аполитично рассуждаешь», «а хорошо жить еще лучше». Посещаемость кинотеатров, в которых демонстрировались комедии с участием веселой тройки, била все рекорды. Обаяние антигероев часто перевешивало воспитательный смысл, заложенный в сценарии.