Анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу": жанровые особенности, тема и идея произведения
Поздняя лирика Лермонтова наполнена глубочайшим чувством одиночества. Практически в каждой строке звучит стремление лирического героя найти наконец родственную душу, познать, что такое истинная любовь. Стихотворение "Выхожу один я на дорогу" - одно из самых последних. Его автор написал уже в 1841 году, накануне своей гибели.
Анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу" следует проводить в контексте всего творчества Лермонтова, ведь, по сути, его лирика - это развернутый поэтический дневник.
План
Чтобы проанализировать любой поэтический текст, необходимо следовать плану. Во-первых, следует определить тему и идею произведения. Во-вторых, нужно обратить внимание на историю создания текста, посвящение кому-либо. Также нужно определить жанр и другие формальные черты, такие как размер, рифма, ритмика. Предпоследний этап анализа стихотворения - это поиск средств выразительности и характеристика стиля и языка произведения. И в заключительной части анализа следует выразить свое отношение к тексту, описать, какие чувства и эмоции он вызывает. Качественный анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу" следует выполнять в виде сочинения или эссе, а не просто перечислять характерные особенности текста по пунктам.
Тема и идея произведения
Стихотворение относится к разряду философской лирики. Темой его является человеческая жизнь, ее смысл. В центре изображения - душевные переживания лирического героя. Он сам себе задает вопросы о прожитой жизни, о том, что было плохого и хорошего, что еще ждет его. Идея стихотворения в том, что одинокий человек, каковым является лирический герой, находит успокоение, только когда соединяется с природой. Его заветная мечта - обрести покой, в котором бы таилась жизнь во всех ее красках и проявлениях.
Жанровые особенности и другие признаки текста
Анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу" подтверждает, что оно принадлежит к жанру лирического стихотворения. Медитативный характер несколько сближает его с элегией. Строки произведения звучат плавно и мелодично. Стихотворный размер, выбранный Лермонтовым, - пятистопный хорей. Длинные строки придают тексту особенное звучание. В каждой строфе автор использует перекрестную рифму, чередуя мужскую и женскую.
Смысловой анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу" (кратко). Средства художественной выразительности
Стихотворение М.Ю. Лермонтова предоставляет обширные поля для анализа, ведь оно полно смыслов и символов, язык произведения очень своеобразен, насыщен и богат средствами поэтической выразительности.
Первая строфа
В первой строфе текста сразу же отчетливо начинает звучать мотив одиночества. Числительное "один" встречается во многих стихотворениях поэта, и оно призвано показать, что на Земле, кроме него самого, нет больше никого, никакой родственной души. Очень красиво звучат две последние строки этой строфы, показывающие, что в отличие от души лирического героя, в мире царит красота и гармония. Если в ранней лирике поэта даже в природе не было никакой гармонии, то теперь мир предстает перед ним (и перед читателем) как единое целое. Луна освещает его дорогу, земля спит в сиянии небес, а звезды общаются меж собой. Для того чтобы усилить эффект от сказанного, автор использует яркое олицетворение: "Пустыня внемлет Богу/ И звезда с звездою говорит". Значимым является образ пустыни, возникающий в начале произведения. Мир огромен, и он открыт герою.
Вторая строфа
Во второй строфе лирический герой проводит параллель между своими чувствами и тем, что происходит в мире. Снова олицетворение природы: "Спит земля". Гармония природы, ее равновесие противопоставлены тому, что в душе поэта. Нет, там нет бури, как это было в ранней лирике. Сейчас там так же спокойно, как и в окружающем его мире природы, однако ему "больно и трудно". Риторические вопросы, обращенные к самому себе, усиливают психологическую составляющую стихотворения. Анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу" Лермонтова подтверждает, что поздняя лирика гораздо более трагична, чем юношеская. Ведь герой не бросает вызов обществу и миру, он просто начинает осознавать, что от жизни он не ждет более ничего. На мысли о своем прошлом и будущем лирического героя наталкивает именно образ дороги.
Третья строфа
Здесь поэт полностью погружен в свое "Я". Следить за композицией произведения, за изменениями настроения, движением мысли поэта очень важно. Поэтому лучше проводить именно построфный анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу". Лермонтов в третьей строфе своего произведения снова обращается к самому себе, множество параллелей можно провести с более ранними стихотворениями поэта. Ничего не ждущий, не жалеющий о прошлом, он хочет наконец покоя. Но в раннем творчестве лирический герой желал "бури", пытаясь найти в ней спокойствия. Что же изменилось теперь? Практически ничего, но об этом мы узнаем лишь в четвертой строфе. А пока свобода поэта представляется лишь как забвение и сон.
Четвертая строфа
Здесь автор дает представление о том, что для него есть идеальное существование. Лермонтов умело акцентирует внимание на своих требованиях ко "сну", используя анафору в последних строках. Анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу" (а именно четвертой строфы) доказывает, что в поэте произошли лишь незначительные перемены.
Пятая строфа
Финал произведения завершает картину идеального существования для поэта. Вокруг него - умиротворяющая природа, а слышит он приятный голос, напевающий ему о любви. Это то, чего не хватало Лермонтову в течение всей его жизни. Покоя, в котором было бы и движение, и сама жизнь в главном ее проявлении - любви. Такими словами можно завершить анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу". Лермонтов смог вместить в несколько строф итоги всего своего поэтического творчества и выразить свои представления об идеальной жизни. Природа, любовь, поэзия - все это для автора было необходимыми составляющими жизни (именно это и роднит его с Пушкиным).
Анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу" М.Ю. Лермонтова не будет полным, если не сказать о том, что произведение вместило в себя и потрясающие картины природы, и глубокие философские раздумья, и стилистический выверенный поэтический язык.