Литературная викторина для детей. Литературная викторина с ответами
Литературная викторина неоднократно используется преподавателями в общеобразовательных школах. Это своеобразная форма контроля усвоенных знаний по пройденным темам. От тщательной подготовки учителя зависит, насколько увлекательным и качественным будет результат.
Цели и задачи
Цель литературных викторин заключается в развитии интереса к чтению. Книги должны стать для учащихся настоящими друзьями. Литературная викторина может проводиться в игровой форме.
Это сможет повысить заинтересованность детей, помочь им активно себя проявить и продемонстрировать свои прекрасные знания.
Задачи:
- Образовательная – углубление и закрепление полученных на уроках знаний. Расширение кругозора.
- Развивающая. Заключается в развитии логического и образного мышления, что необходимо в юном возрасте. Формирование творческих способностей, активизация воображения.
- Воспитательная. Поможет пробудить интерес к произведениям русских и зарубежных писателей.
Викторина «О ребятах-сверстниках»
Это традиционная литературная викторина для школьников.
Вопросы и ответы (в скобках):
- В рассказе Л. Н. Толстого «Филиппок» мама не отпускала сына в… (Школу).
- Назовите имя главной героини из рассказа Н. Артюховой «Трусиха». Эта девочка проявила смелость и мужество. (Валя).
- Что потерял в школе мальчик Витя из рассказа «Три товарища» В. Осеевой? (Завтрак).
- Назовите имя главной героини рассказа «Совесть» А. Гайдара. (Нина).
- Какой музыкальный инструмент стал незаменимым помощником для Жени и помогал ей собирать ягоду-землянику? (Дудочка).
- Назовите имя девочки из стихотворения «Веревочка» А. Барто, которая могла целых полчаса прыгать через скакалку без остановок. (Лида).
- Что мешало Аленке из рассказа «Заколдованная буква» В. Драгунского правильно произносить букву «ш»? (Зуб, отсутствие зуба).
- Назовите имя главной героини из рассказа «Слон» А. И. Куприна. (Надя).
- В стихотворении С. Михалкова «А что у вас»? был мальчик, мама которого работала инженером. Как его звали? (Толя).
- Какое средство передвижения по лесу использовали главные герои из стихотворения «Путешественники» В. Берестова? (Лыжи).
- Назовите предмет, с помощью которого ребятам из рассказа М. Пришвина «Ребята и утята» удалось поймать утят. (Шапка).
- После того как мальчик Павлик (герой рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой) сказал волшебное слово, бабушка дала ему… (Пирожок).
- В рассказе «Заплатка» Н. Носова персонаж Бобка пришил на месте дырки заплату. С каким овощем сравнивается ее размер? (Огурец).
- Где устроили тайник Пеппи Длинный чулок и ее друзья в повести А. Линдгрен? (В дупле).
Викторина «Писатели о животных»
Это литературная викторина с ответами, которая посвящена различным животным из рассказов и сказок. Детям такая тема близка и чрезвычайно интересна, так как все любят братьев наших младших.
- Кого испугалась главная героиня на чердаке в рассказе В. Бианки «Аришка-трусишка»? (Паука).
- Кто научил плавать и нырять зайчонка в сказке «Листопадничек» И. Соколова-Микитова? (Бобр).
- Назовите кличку огромного и злобного пса из рассказа «Трусиха» Н. Артюхова. (Лохмач).
- Кто предсказал царице появление ребеночка в сказке «Спящая царевна» В. А. Жуковского? (Паук).
- Кто сильно испугал малыша в лесу в рассказе «Совесть» А. Гайдара? (Собака).
- Назовите кличку замечательного слона из рассказа «Слон» А. И. Куприна. (Томми).
- В «Сказке про храброго Зайца» Д. Мамина-Сибиряка главный персонаж напугал… (Волка).
- Кто находился под таинственной шляпой в рассказе «Живая шляпа» Н. Носова? (Котенок).
- Где жили собачка и лев из рассказа Л. Н. Толстого? (В зверинце).
- Назовите кличку собаки тети Наташи из рассказа «Дружок» Н. Носова (Дианка).
- Как звали лису, подругу кота Базилио, из сказки А. Толстого «Золотой ключик…»? (Алиса).
- Кто напугал Петю и Шуру в темноте в рассказе Е. Чарушина? (Еж).
- Назовите печального друга, который потерял хвост в сказке «Винни-Пух» А. Милна. (Ослик Иа).
- Кого Пеппи Длинный чулок из повести-сказки А. Линдгрен могла поднимать и переносить на себе? (Лошадь).
Литературная викторина (4 класс) «По страницам детских книг»
- Какое любимое слово Емели из сказки «По щучьему веленью». (Неохота).
- Назовите материк из рассказа Л. Н. Толстого «Акула». У его берегов происходят главные события. (Африка).
- Чего боялся Железный Дровосек из повести-сказки «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова? (Воды).
- Кто на окнах пишет узоры? (Дедушка-Мороз).
- Куда комар из сказки А. С. Пушкина впился поварихе? (В глаз).
- Благодаря какому лекарству Айболит мгновенно вылечил шею Чичи? (Мази).
- Какое блюдо изначально хотели приготовить из щуки, которая была главным персонажем сказки «По щучьему веленью»? (Уху).
- Куда посадили Буратино в доме Мальвины в наказание? (В чулан).
- В кого превратил Незнайка Листика благодаря волшебной палочке? (В осла).
- Что получил в наследство старший сын в сказке «Кот в сапогах» Ш. Перро? (Мельницу).
Викторина-конкурс
Литературная викторина для детей может проводиться в форме игры, что повысит интерес учащихся. Можно объединить все задания одной тематикой, например сказочной. Среди основных целей можно выделить следующие: активизация детского чтения; закрепление знаний по пройденным темам, организация досуга учеников, повторение имен авторов и героев детских сказок.
Литературная игра-викторина может быть названа «По страницам любимых сказок». Начать викторину-конкурс можно со вступительных слов ведущего. Учитель приветствует детей, спрашивает их о любимых сказках. Просит самостоятельно разделиться на две команды и помогает им в этом. Каждая команда придумывает себе уникальное название. Викторину можно разбить на несколько разделов. За правильные ответы команды получают баллы. После проведения всех конкурсов учитель (или члены жюри) подводят итог.
Разминка
Это может быть отдельная литературная викторина. 3 класс с ней вполне справится. На эти вопросы смогут ответить дети и второго, и первого класса.
В первом конкурсе могут принимать участие две команды одновременно. Учащиеся хором отвечают на вопросы.
- На сметане был замешан. На окошке остужался. У него румяный бок. Это, дети, … (Колобок).
- Мама своей дочке сшила красивую шапочку. Девочка к бабушке в гости пошла. И пирожки с собою взяла. Как зовут эту девочку-лапочку? (Красная Шапочка).
- Вместе, дружно, по цепочке, взялись за нее так прочно. Дедка, бабка, Жучка, внучка вытянуть не могут. Как засела крепко. Кто же это? (Репка).
- Бородатый злодей мучает своих детей. Артемона и Пьеро, Буратино и Мальвину. Знает каждый из вас. Это страшный (Карабас).
- В синей шляпке жил мальчишка в знаменитой детской книжке. Глуповат он и зазнайка. Как зовут его? (Незнайка).
- Парнишка деревянный знает одну тайну. С ним дружат Артемон, Мальвина и Пьеро. И нос у него длинный. Кто это? (Буратино).
- Крупу перебирала, на мачеху стирала. Дома убирала и на бал попала. Прекрасная как солнышко. Кто же это? (Золушка).
Командная игра
Литературная викторина может быть проведена как конкурс. Для этого учитель делит детей на две команды. Сначала отвечает первая группа. Вторая не должна подсказывать. Ответы нужно давать мгновенно. Правильный ответ – 1 балл. Неправильный – минус балл. Потом на вопросы отвечает другая команда. Вопросы для первой группы детей:
- Кто написал произведение «Кошкин дом»? (С. Маршак).
- Жених Мухи-Цокотухи (Комар).
- Куда поехал Айболит? (В Африку).
- Из чего сварил кашу солдат? (Из топора).
- Как звали пантеру из сказки «Маугли»? (Багира).
- На чем ездил Емеля? (На печи).
- Кличка кота из Простоквашино. (Матроскин).
- Как звали братца Аленушки? (Иванушка).
- Кого победил Кот в сапогах? (Людоеда).
- Зачем отправилась в лес героиня сказки «12 месяцев»? (За подснежниками).
Вопросы для второй команды:
- Как звали мальчика из сказки «Снежная королева»? (Кай).
- Какие фрукты съел Чебурашка? (Апельсины).
- Кто написал сказку «Красная шапочка»? (Шарль Перро).
- Как звали девочку, у которой был «Цветик-семицветик»? (Женя).
- Какая избушка была у зайца в сказке «Зайкина избушка»? (Лубяная).
- В кого превратились одиннадцать королевских сыновей? (В лебедей).
- Как звали кота из сказки «Буратино»? (Базилио).
- Друг Пятачка (Винни-Пух).
- Кто написал сказку «Конек-Горбунок»? (П. Ершов).
- В котором часу Золушке надо было возвращаться домой с бала? (В двенадцать).
Заключение
Таким образом, литературная викторина – это не только одна из форм контроля полученных на уроках знаний. Она поможет активизировать школьников, организовать их досуг, повысить интерес к чтению и книгам. Вопросы и тематика викторин могут быть самыми разнообразными. Будет весьма интересно, если преподаватель организует командную игру с несколькими этапами. Интересно организованная викторина повысит интерес учащихся к такой форме работы. Они с нетерпением будут ждать ее и тщательно готовиться к последующим викторинам.