Что такое карьера? Виды карьеры. Виды и этапы деловой карьеры
Каждый человек стремится обеспечить себе комфортные условия для жизни. Но просто так деньги не упадут к нам в карман. Для того чтобы их заработать, необходимо посвящать себя своей профессии, развиваться и расти, чтобы продвигаться по карьерной лестнице.
Карьера и карьеризм в системе деловых отношений, определение
Что же такое карьера? Рассматриваемое в статье понятие и виды карьеры позволяют узнать, как человек продвигается по службе и с помощью чего можно повысить скорость карьерного роста.
Карьера - не только вид занятий человека, его продвижение на профессиональном поприще, но и достижение иных поставленных целей, улучшение положения в обществе. Также иногда в это понятие включают возможные будущие изменения в сфере работы, происходящие со временем вследствие приобретения опыта.
Карьеризмом называют желание улучшить своё положение в профессиональной сфере, повысить карьерный рост. Иногда карьеристами называют людей, которые "идут по головам", то есть не учитывают чувства, общепринятые нормы морали, родственные связи. Карьеристы видят свою цель и идут к ней, несмотря ни на что. С одной стороны, это положительно характеризует человека - он решительный, смелый, ответственный. С другой стороны, этот человек черствый и непредсказуемый, так как из-за финансового вознаграждения или продвижения по служебной лестнице он готов пожертвовать чем-то драгоценным. Но если раньше термин "карьерист" имел негативную окраску, то теперь стал синонимом слов "амбициозный", "обеспеченный", "значимый для общества".
Место карьеры в жизни людей
В современной рыночной экономике важна мера полезности индивида, его навыков и умений. Поэтому для продвижения вверх человек должен уметь полностью раскрывать свои качества на профессиональном поприще. К сожалению, это нелегко. Но всё же каждый работник хочет добиться успеха, для чего учёные, реагирующие на спрос общества, изучают виды и этапы карьеры, выделяют различные классификации и теории.
Карьера с разных точек зрения
Дональд Сьюпер, наиболее известный ученый, исследовавший карьерный рост и сопутствующие ему явления, считает, что карьера – это совокупность всех социальных ролей, исполняемых индивидом на протяжении жизни. Успехи в карьере, по его мнению, зависят от «Я-концепции» – собственного представления человека о себе.
Дональд Сьюпер рассматривал такое понятие, как карьера, виды карьеры с различных позиций:
- в экономическом плане карьера является определенными позициями, занимаемыми индивидом в иерархии экономических отношений;
- в социологическом плане карьера – последовательность социальных ролей человека, демонстрирующих мобильность личности, ее приспособленность к определенным условиям;
- в психологическом плане карьера является серией ролей индивида, которые он может играть отдельно друг от друга, но также вполне справляется с их одновременным проигрыванием.
Холланд считает, что карьера является результатом перемещения человека с одной позиции в компании на другую.
Толстая утверждает, что это явление характеризуется не действиями человека по улучшению позиции в компании, а точкой зрения личности, соответствующим поведением.
Виды карьеры в организации
Любой работник ставит перед собой определенные цели на месте своей профессиональной деятельности. Одни работают лишь для получения заработной платы, другим важно саморазвитие, третьи желают развиваться, способствовать профессиональному росту остальных, а также получать достойную оплату своего труда. Любые цели в рамках конкретной фирмы определяются как деловая карьера.
Существуют такие виды деловой карьеры:
- Внутри организации - перемещение индивида в пределах определенного места работы. Она проходит в различных формах: горизонтальной, вертикальной и центростремительной.
- Между организациями, в которых отдельный человек преодолевает различные этапы: получение образования, приём на работу, движение вперёд в профессии, уход в связи с пенсионным возрастом.
- Профессиональная карьера, делящаяся на специализированную и неспециализированную. Первая заключается в том, что отдельный работник преодолевает все этапы карьеры в сфере своей профессии. Во второй же человек меняет место работы в пределах организации, чтобы составить своё мнение о ней со всех сторон.
- Вертикальная, состоящая в продвижении по карьерной лестнице.
- Горизонтальная, предполагающая частую смену профессиональных интересов и сфер деятельности, или нахождение на постоянной должности вне иерархии.
- Центростремительная, где человек постепенно приближается к сосредоточию власти в компании.
Виды этого понятия с психологической точки зрения
Психологи определяют следующие виды профессиональной карьеры:
- ситуационная – внезапные, не зависящие от человека события, которые меняют ход его работы;
- «от начальника» – тоже случайное явление, в котором активное участие принимает руководство;
- «от развития объекта», где наемный рабочий сам неосознанно меняет судьбу, развивая компанию в целом;
- собственноручная карьера – активная и успешная работа отдельных индивидов приводит их к повышениям по должности;
- «по трупам», в которой человек способен ради достижения желаемой цели преодолевать любые препятствия, снося окружающих на своём пути.
Карьера, виды карьеры и их использование в рабочей деятельности приводят к различным последствиям в профессиональном плане.
Какие существуют этапы деловой карьеры
Виды и этапы карьеры перекликаются между собой, ведь невозможно сразу достичь перевода из одной организации в другую, перейти на лучшие условия труда, оплату и график. Для этого нужно пройти определенные этапы.
- Предварительный – получение образования и соответствующей квалификации до 25-28 лет. В это время индивид ищет своё призвание или любимое дело.
- Становление – овладение определённым родом занятий, получение нужных качеств и знаний. Вплоть до 30 лет длится формирование независимости на данном этапе.
- Продвижение – повышение мастерства и опытности. Возможно значительное продвижение по карьерной лестнице. Индивид постоянно стремится к самосовершенствованию и приобретению большего веса в обществе, стремительно меняется карьера. Виды карьеры на этом этапе могут пересекаться. Этот этап проходится человеком в 30-45 лет.
- Сохранение – упрочение существующего положения продолжается вплоть до 60 лет. Умения и навыки улучшаются вследствие накопленного опыта и полученного образования. Всё ещё возможно продвижение по службе.
- Завершение – предпенсионный возраст вынуждает искать нового человека на место и обучать его. Карьера человека завершается примерно к 65 годам.
Критерии успешной карьеры
Существуют 2 основных критерия удачной карьеры: объективный и субъективный. Первый рассматривается на основе двух величин: продвижения в пределах компании или внутри профессии вне зависимости от границ организаций. При этом движение по должностной иерархии обычно более значимо для человека, так как связано с изменением заработной платы и социального статуса. Субъективный же критерий определяется самим индивидом. Он сравнивает достигнутый результат с желаемой целью, анализирует используемые для достижения необходимой должности этапы и виды карьеры, а также ориентируется на социальную группу и её признаки успеха.
Понятие "управление карьерой"
Карьера, виды карьеры, ее изменение, этапы можно назвать управлением карьерой. Это понятие определяется как целеполагание, способ долгосрочного планирования, мониторинг своего профессионального уровня и средств его улучшения, значимости своих навыков и компетенций. Анализируемые основные виды карьеры и факторы, воздействующие на неё, на собственном примере позволяют увидеть новые способы продвижения по службе.
Управление карьерой может происходить и со стороны компании, что позволяет ей повысить качество работы сотрудников, а значит, и продуктивность предприятия в целом.
Факторы, влияющие на реализацию карьеры
Их можно условно разделить на две группы. В первой находятся личностные факторы работника. То, в чём он заинтересован, чем мотивируется, какое направление деятельности предпочитает, увеличивает шансы на успех. Но хорошая карьера несовместима с нетвердостью и боязливостью, отсутствием целеустремленности, ориентацией не на саморазвитие, а на оценку внешней средой, стремлением только к получению материальных благ.
Во вторую группу входят факторы, которые зависят от отношений между работником и организацией (её членами). Это воздействие окружающих людей на продвижение человека по службе и способ работы компании, её вид, задачи, особенности.