Анфилада - это ритм и перспектива. Анфиладность планировки в архитектуре
В архитектуре есть способы организации пространства, способные оказывать сильное впечатление даже на неподготовленного человека.
Анфилада – это очень эффектный способ выразить значимость постепенного шествия по прямой, пронизывающей отдельные объёмы интерьера, обособленные зоны ландшафта или кварталы целого города.
Красивое слово, красивое понятие
Слово "анфилада" происходит от французского глагола enfiler, означающего «нанизывать на нитку». Он очень точно определяет суть этого термина. Анфиладность внутренней планировки означает последовательное расположение нескольких смежных помещений с проемами для прохода, находящимися на одной оси. Если проемы открыты, то входящий видит перспективу всех комнат одновременно. Для многих анфилада – это собственно вид на уходящие в глубину здания арочные или прямоугольные проемы. Естественно, что такая планировка чаще используется в домах большого размера и помещениях с представительскими функциями.
Организация внутреннего пространства
Согласно канонам архитектуры, минимальное количество комнат в анфиладе – три. Это связано с традициями сооружения дворцов для монарших особ, заложенными еще древнеегипетскими зодчими. Входящий в царский дворец попадает сначала в помещение, где он ожидает вызова (позднее его стали называть аванзалом, или антикамерой). Следующее помещение (аудиенц-зал) – для проведения торжественных церемоний общения правителя и подданных. И лишь избранные попадают в последний - тронный - зал. А если все три зала доступны взгляду, зрелище царского места, расположенного на центральной оси проёмов, вызывало настоящий трепет.
Похожую функцию выполняет церковная анфилада. Что это так, будет понятно, если вспомнить планировку православного храма. Верующие проходят через притвор, храм к алтарю. Эти помещения разного масштаба, но от входа открывается вид на иконостас, царские врата как на главное святилище, место обитания Бога. Под церковными сводами особенно видна впечатляющая торжественность анфиладного расположения залов.
Основные функции
Время шло. Бурная эпоха барокко оставила истории великолепные дворцовые комплексы с десятками парадных и парковых анфилад. Появилась анфилада комнат, которая заканчивается будуаром или спальней, а не тронным залом. Первые помещения – более публичные: приёмные, танцзалы, картинные галереи и библиотеки. В конце анфилады – приватная зона.
Жилая анфилада – это такой же способ выражения отношения к гостям, как и дворцовая. Почетных гостей хозяин сам выходил встречать в передние комнаты. Остальных к нему провожали слуги. Прощание тоже регламентировалось этикетом: хозяин лично провожал гостей высокого ранга до ближних к выходу залов.
Другая важная функция смежного размещения помещений в больших зданиях – организация движения большого числа людей. Это хорошо знакомо всем посетителям крупных музеев и картинных галерей. Маршрут прохода обозначается не только расположением проёмов, но и тем, что наиболее эффектные интерьерные перспективы открываются там, где расположена анфилада. Фото из Лувра, Эрмитажа, галереи Прадо – лучшее тому доказательство.
Внутри и снаружи
Череда присутственных или жилых комнат с проходами по одной оси применялась в планировке зданий самых разных стилей. Анфилада – это архитектурный приём, типичный и для терм Древнего Рима, и для готического дворца британского парламента. Она – отличительный признак русской усадьбы эпохи классицизма. Во многих экранизациях романов Толстого, Тургенева, Чехова можно увидеть проход героев сквозь череду смежных залов на фоне эффектной перспективы множества проемов, уходящих в глубину дома.
Можно встретить термин «боковая анфилада». Что это такое, можно понять, посмотрев на план этажа. Дверные проемы расположены вдоль одной стены, и комнаты раскрываются в сторону от входящего. Общая стена обычно наружная, с оконными проёмами, и игра бокового дневного света обогащает всю перспективу анфилады.
С развитием ландшафтной архитектуры анфилады появились и под открытым небом. Видовые точки с перспективой на проёмы в зеленых изгородях или на проходы в виде портиков свойственны роскошным паркам в предместьях многих европейских городов. Анфилада – это один из способов разнообразить и саму городскую среду. Прямые, как лучи, улицы, представляющие собой череду пространств, открытых только в небо – украшение Парижа, Рима и других столиц. Знамениты длинные анфилады проходных дворов в Санкт-Петербурге.
И в наше время классические архитектурные приёмы не теряют своей актуальности. Анфилады залов можно увидеть не только во вновь построенных зданиях музеев и галерей, но и в жилых домах высокого уровня.
Глубина и ритм
Если архитектура – «застывшая музыка», то анфилада – это прекрасная мелодия с четким ритмом, состоящая из гармонического сочетания нескольких ярких аккордов. Такое сравнение полностью раскрывает ее суть и красоту.