Образ Петербурга в повести "Шинель". Н. В. Гоголь, "Шинель"
Н. В. Гоголь, пожалуй, является самым загадочным писателем 19 века. Его произведения мистического содержания порой захватывающе интересны, порой пугающи. Даже в реалистические повести и рассказы писатель умело вплетает фантастический элемент. Ярким примером такого совмещения являются Петербургские повести. Не будет ошибочным сказать, что центральным в них является образ Петербурга. В повести "Шинель" писатель подробно описывает улицы этого города, его жителей. В своей трактовке этого города Гоголь сближается с традицией Достоевского, обнажая все негативные стороны Петербурга.
Н. В. Гоголь "Шинель": главный герой, содержание
Главный герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин. Он титулярный советник, забитый и зашуганный начальством и сослуживцами. Гоголь подробно останавливается на том, как родился Башмачкин, как ему выбирали имя. Раз отец был Акакий, то и сын будет им. Родители заранее знали, что из него выйдет титулярный советник. Такая предопределенность подчеркивает то, что Акакий Акакиевич - маленький человек, который никак не может повлиять ни на свою жизнь, ни на других людей. Над ним жестоко издеваются коллеги, сыплют ему на голову бумажки, а он ничего не может сказать.
Главная тема повести "Шинель" - это замещение всего духовного в человеке материальным. Даже фамилия героя указывает на это. Акакий Акакиевич одержим тем, чтобы отремонтировать шинель, но портной отказывает ему. Тогда герой решает накопить денег на новую. И вот его мечта сбылась. В новой шинели его наконец заметили, даже пригласили в гости к одному столоначальнику. Наконец Акакий Акакиевич почувствовал себя полноценным. Но на обратном пути с него сорвали его новое одеяние. Ему в этот момент казалось, будто снимали не одежду, а часть него. Убитый горем герой решает идти к "значительному лицу", но тот орет на него. После этого происшествия у Башмачкина ухудшается здоровье, ему мерещатся странные видения. В итоге герой умирает. А по улицам города разгуливает призрак, который срывает шинели с прохожих.
Петербург в повести
Образ Петербурга в повести "Шинель" является очень значимым не только для понимания самого произведения, но и для того, чтобы разобраться в замысле всего цикла "Петербургских повестей". Город на страницах повести фантасмагоричен и неестественен. Он напоминает город-призрак. В такой обстановке невозможна полноценная жизнь людей, возможно лишь бесцельное и бесполезное существование. Гоголь описывает подъезды и дома Петербурга, особенно подробно останавливается на странном, едком запахе. Образ Петербурга в повести "Шинель" близок к тому, каким он представлен в романе "Преступление и наказание". Достоевский также пишет о характерной для Питера "вони". Однако у Достоевского нет мистического элемента в его описании.
Мотив враждебности города
С самого начала складывается ощущение того, что город хочет выгнать людей, он отторгает их. Но не всех. Страдают в первую очередь такие как Акакий Акакиевич. Враг всех чиновников с мизерным жалованием - петербургский мороз. Холод в повести символизирует еще и пространство смерти, прежде всего духовной. Ведь ни у людей, окружающих Башмачкина, ни у него самого нет никаких других интересов, кроме как вещи.
Подробно описывается городской пейзаж, когда Башмачкин направляется к портному, чтобы починить шинель. Парадные богатые подъезды контрастируют с вонючими, грязными черными ступенями домов бедных. Сам герой теряется в многолюдном Петербурге, у него нет своего лица. С этой точки зрения важно портретное описание главного героя, которое дано в самом начале повести. Он не высок и не низок, лицо не худое и не толстое, то есть ничего конкретного автор не упоминает, тем самым показывая, что герой не обладает никакими отличительными чертами, он безликий, из-за этого он практически не вызывает сочувствия.
Живой Петербург
Олицетворение - еще один прием, к которому прибегает Н. В. Гоголь. "Шинель" считается по праву центральной повестью в цикле, ведь именно здесь (как и в "Невском проспекте") город словно становится главным героем. После смерти героя "Петербург остался без Акакиевича". Но что удивительно, этого никто не заметил. Пропало существо, которое никому не было нужно.
Зато в городе, по отношению к которому Гоголь использует такие же слова, как к живому существу, ходят не люди, а воротники, шинели, сюртуки. Мотив вещности важен для всех повестей данного цикла.
Функция городского пейзажа в повести
Образ Петербурга впервые появляется на страницах гоголевской прозы еще в рассказе "Ночь перед Рождеством". С самого начала город стал пространством, противопоставленным Украине, а если быть точнее, Диканьке. Уже здесь Петербург - это живой город, уставившийся на героя огненными глазами домов. За годы жизни в Петербурге Гоголь все отчетливее стал различать за пышностью и красотой дворцов бесчеловечность, алчность и хищническую натуру людей, населяющих его.
С описанием городского пейзажа тесно связана основная идея повести "Шинель". Гоголь обнажил социальные контрасты этого города, поднял тему униженных и оскорбленных, страдающих бесправных людей. Анекдот о бедном чиновнике он услышал от своих знакомых, история сильно запала в душу писателя, и он решил создать такое произведение, в котором отразилось все его сострадание к маленькому человеку, такому как Башмачкин.
Авторская оценка в повести
Несмотря на всю сострадательность, повесть Гоголя "Шинель" иронична. Автор делает своего героя убогим. Ведь он не просто добрый, спокойный, мягкий и бесхарактерный, он жалкий. Он ничего не может противопоставить своим сослуживцам, он боится начальства. Кроме того, он еще и ничего не может делать, кроме как переписывать. Более высокая должность - переписывать, внося исправления, - Акакию Акакиевичу не по душе, он отвергает ее. Этим Гоголь показывает, что герой и сам не особенно стремиться выйти из своего униженного состояния. С явным сарказмом автор говорит о том, как Башмачкин одержим идеей приобретения шинели, будто это не вещь, а цель всей его жизни. Что же это за жизнь, в которой главная идея - купить шинель?
Бездуховность в повести
Пожалуй, это основной мотив, к которому сводятся все нити повествования, включая образ Петербурга. В повести "Шинель" ярко и отчетливо проступает бездуховность главного героя. Он не может даже нормально говорить, он изъясняется какими-то предлогами и междометиями, что подчеркивает отсутствие в нем разума и души. Он настолько поглощен идеей приобретения шинели, что именно она становится его идолом. Сослуживцы Акакия Акакиевича жестокие, не умеющие сострадать. Начальство упивается своей властью и готово разорвать любого за неповиновение. А на место Башмачкина устраивается новый титулярный советник, о котором Гоголь говорит лишь то, что у него почерк выше и более наклонный.
Выводы
Таким образом, повесть Гоголя "Шинель" является ярким примером гротескного фантасмагорического произведения с фантастическим элементом. Причем мистика связана не только с появлением в конце произведения привидения, но и самим городом, который отвергает людей, он враждебен. Петербург в повести "Шинель" призван показать авторскую оценку, а также помогает понять основной замысел произведения. Именно благодаря описанию городского пейзажа, читатель понимает всю жестокость, бесчеловечность, бездушность среды, в которой есть такие жалкие люди, как Акакий Акиевич Башмачкин.